Участие родителей в проектной деятельности
консультация (подготовительная группа) на тему

Сартакова Екатерина Олеговна

Проектный метод - это подход к взаимодействию детского сада и родителей , как фактор позитивного всестороннего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchastie_roditeley_v_proektnoy_deyatelnosti.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Участие родителей в проектной деятельности

Воспитатель подготовительной к школе группы, Сартакова Е. О.

       В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи. Дошкольник нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

       Проектный метод – подход к взаимодействию детского сада и родителей, как фактор  позитивного всестороннего развития ребёнка.

       Метод проектов:

  • Воспитывает самостоятельную и ответственную личность;
  • Развивает творческие начала и умственные способности;
  • Способствует развитию целеустремленности, настойчивости;
  • Учит преодолевать проблемы, возникшие по ходу дела;
  • Учит умению общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.

      Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.

      Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

      Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2-3 предложения на тему того, что изображено на проекте.

     В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной:

  • родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию,
  • изготовить вместе с ним поделку,
  •  нарисовать рисунок,
  • выполнить аппликацию,
  •  сделать подборку художественной литературы,
  • сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.

     Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например:

  • участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях,
  • игровой деятельности, экспериментировании и т.д.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:

  • руководитель,
  • участие на всех или отдельных этапах,
  • консультант,
  • материально-техническая поддержка и др.     

     Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения.  

     В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.

     Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться.

Последовательность разработки и проведения проекта

  1.  Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
  2.   Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу)
  3.   Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
  4. Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)).
  5. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, музей и др.).
  6.  Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
  7.   Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми).
  8.   Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта.
  9.  Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи).
  10.  Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров.
  11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составить книгу, альбом, коллекцию и т.п.  Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
  12.  Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом).
  13.  Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

     Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

3,5-5 лет

     Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.

    Особенности проектной деятельности.

    Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.

5-6 лет

      Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.

Особенности проектной деятельности:

Накапливается определенный социальный опыт:

  •  опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
  •  опыт разнообразной совместной деятельности;
  •  развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;               
  •  развитие самоконтроля и самооценки.

Развитие проектной деятельности:

  •  принимают проблему, уточняют цель;
  •  самостоятельно находят проблему;
  •  способны выбрать средства для достижения результата.

6-7 лет

     Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Особенности проектной деятельности

    Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

  • проводятся семинары – практикумы по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разрабоываются памятки для родителей.

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4.Подготовка проекта
5. Защита проекта

Советы:

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Участие родителей в проектной деятельности"

Консультация поможет воспитателям ДОУ установить взаимодействие с родителями в процессе организации проектной деятельности....

Консультация для педагогов ДОУ «Участие родителей в проектной деятельности»

     Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её роль...

Памятка "Участие родителей в проектной деятельности вместе с ребенком"

Совместный проект родителей и ребенка – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налажив...

Консультация для воспитателей: "Участие родителей в проектной деятельности"

Основная цель привлечение родителей к проектной деятельности детей - сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком....

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Консультация для педагогов «Участие родителей в проектной деятельности»

Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, ее ролью в развитии детей, замотив...