Открытое Занятие - Занимательное путешествие
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Исследовательская деятельность плюс игра по подстанциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое Занятие - Занимательное путешествие | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДППО ЦПКС Красногвардейского района
Санкт – Петербурга
Информационно – методический центр
ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Методическое объединение учителей-дефектологов
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект
Взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателя с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы
Тема: «Занимательное путешествие» (игра по станциям).
Составители: Юрманова Юлия Валерьевна
учитель-дефектолог высшая кв. категория
Соловьёва Нина Викторовна
воспитатель высшая кв. категория
Использованные педагогические технологии:
- технологии разного уровневого обучения;
- технологии проблемного обучения в детском саду;
- игровые технологии;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровье сберегающие технологии.
Санкт – Петербург.
2017 г.
Тип непосредственно-образовательной деятельности - систематизация знаний по темам: «Составление задач по картинкам», «Свойства предметов», «Мои любимые сказки».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: активизация познавательной деятельности и развитие умений применять полученные знания на практике.
Образовательные задачи:
I. Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Формирование умения составлять условия задач в соответствии с заданным рисунком.
2. Закреплять умение выделять в задаче вопрос и ответ.
3. Закрепление счётные умения и навыки.
4. Развитие навыков и умений понимать проблемные ситуации и находить способы решения проблем.
5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
II. Образовательная область «Речевое развитие».
1. Стимуляция речевого общения, обогащение пассивного и активного словаря.
2. Развитие диалогической речи.
3. Развитие умения аргументировать свои высказывания.
III. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Воспитание навыков культуры общения и поведения.
2. Формирование элементарных навыков самоконтроля и самооценки.
IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развитие творческого воображения.. 2. Закрепление знаний и представлений о геометрических фигурах.
3. Развитие навыков конструирования предметов из плоскостных геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развитие внимания, логического мышления, сообразительности в ходе выполнения игровых заданий.
2. Развитие познавательной активности и умения применять сформированные знания и навыки в практической деятельности.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать умение слушать педагога и действовать по его инструкции.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать посильную помощь другому.
3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: сотовый телефон, сюжетные картинки, набор цифр, набор геометрических фигур, таз с водой, набор тонущих и плавающих предметов, бумажная коробочка, узкая дощечка, пенопласт, детская художественная литература, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.
Предварительная работа представлена в приложении 1 к конспекту.
План и ход занятия.
(условные обозначения: Д – учитель-дефектолог, В – воспитатель)
Этапы занятия | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность и ответы детей |
1. Мотивационный этап | Дефектолог, воспитатель и дети входят в зал и здороваются с гостями. Звонит телефон. Воспитатель отвечает на звонок. В. – ребята, мне сообщили о том, что в Санкт-Петербурге, для детей начинается игра по станциям, желающие могут принять участие. А хотите и мы с вами отправимся на эту игру? | Здороваются с гостями.
Да |
2. Ориентировочный этап | В. - для того что бы попасть в игровой центр, надо посчитать от 10 до 5. В: что бы войти в игровой зал, надо взять по одному пригласительному билету. На одном билете написан пример, а на другом – ответ. Найдите себе пару. В и Д. обращают внимание детей на экран, на котором изображён маршрут движения по станциям. Нам надо пройти по следующим станциям: «Математическая», Экспериментальная», «Литературная» и «Самоделкино». Д: наша задача – выполнить задания и дойти до финиша. Вы готовы пройти эти испытания и выполнить все задания? | Все вместе считают от 10 до 5. решают примеры, находят пару (на одном билете написан пример, а на другом – ответ) и проходят через обруч в игровой зал. Знакомятся с маршрутом и названиями станций
- Да |
3. Исполнительский этап
1. станция «Математическая»
(проводит учитель-дефектолог) | Дети вместе с педагогом стоят у экрана. Д: Первая станция «Математическая». Нам предлагают выполнить несколько заданий 1)Задание – нужно по сюжетным картинкам составить задачу и решить её. (на экране изображены сюжетные действия - 4 варианта – по количеству детей). 2) Задание – сравнить числа или выражения и поставить знак «больше», «меньше» или «равно». (на экране появляется 4 варианта задания, например, 6 ? 9; 8 ? 5; 4+1 ? 7-2; 3+2 ? 10-2). 3) Задание – назвать соседей числа На экране появляется 4 варианта задания. Например, * 5* , * 7*, * 9*, *3* Д: молодцы, эти задания Вы выполнили, теперь перейдём к следующей станции. | № 1 по очереди составляют и решают задачу на сложение или вычитание. Называют ответ. № 2 по очереди называют результаты сравнения. (на экране появляется знак). № 3 по очереди называют соседей заданного числа |
2. станция – «Водная» (проблемно-поисковая ситуация). проводит учитель-дефектолог
| Ситуация. Д.: на разных берегах маленькой речки играли два мальчика, и один предложил другому: «Давай будем играть вместе – я тебе отправлю по реке свои игрушки, а ты мне – свои». Д.: ребята давайте поможем мальчикам переправить игрушки с одного берега на другой. Посмотрите, у меня есть разные кораблики и машинка. Сейчас мы подойдём к ёмкости с водой и попробуем опустить эти предметы поочерёдно в воду. Возьмите по одной игрушке, рассмотрите её и ответьте на вопросы: -из какого материала сделана твоя игрушка?; -если кораблик сделан из резины, то это какой кораблик? - кораблик какой по весу?. Теперь поочерёдно опустите в воду. Д: почему машинка утонула? Д : как же нам передать эту игрушку по воде? (посмотрите какие предметы ещё лежат перед вами и попробуйте их использовать). Д: молодцы вы правильно выбрали пенопласт и передали машинку. Д: как вы считаете, вы помогли мальчикам передать игрушки с одного берега на другой? | Подходят к тазу с водой. Каждый ребёнок берёт по одной игрушке, рассматривает её и отвечает на вопросы педагога. В зависимости от того какую игрушку держит ребёнок он отвечает: - из резины (из пластмассы, дерева или металла) - резиновый (или пластмассовый, деревянный, металлический); - лёгкий (или тяжёлый). Поочерёдно опускают в воду предметы и объясняют почему кораблик не тонет. Один из детей опускает машинку и она тонет. -она тяжёлая. Дети пробуют переправить металлическую машинку, ставя то на узкую деревянную дощечку, то в бумажную коробку, то на пенопласт, каждый раз объясняя свой выбор. И выбирают пенопласт. -Да. |
3 станция – «Литературная» (проводит воспитатель) | В: следующая станция «Литературная» Подойдите к экрану. На экране появляются по очереди числа 2, 3, 7. В названии некоторых сказок есть число, давайте вспомним эти сказки. 1. Назовите сказки, в названии которых встречается цифра 2. В: молодцы. Скажите, что нашли медвежата? Почему они не смогли поделить сыр? Кто им помог? Как вы считаете, помогла им лиса или проучила жадных медведей? В: Назовите сказки, в названии которых встречается цифра 3. В: Назовите сказки, в названии которых встречается цифра 7. В: посмотрите на экран и скажите хватит ли всем козлятам капусты? В: вспомните сказку «Цветик-семицветик». Какие желания она загадывала? У девочки остался последний лепесток, какое желание она загадала? В: Есть сказки, в которых главные герои напоминают по форме геометрические фигуры. Например, герой какой сказки напоминает геометрическую фигуру –круг? В: в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» на кукую фигуру похож пузырь, а на какую лапоть? В: Молодцы, все задания выполнили и теперь переходим к последней станции. | «Два жадных медвежонка», «Две лягушки». (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок). - сыр. - каждый медвежонок боялся что другому достанется большой кусок; - лиса - проучила. - «Три медведя», «Три поросёнка». (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок). - «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик». - считают и отвечают, что хватит. - варианты ответов; - она захотела, что бы мальчик поправился -«Колобок». - круг, овал. (После ответов детей появляются персонажи из названных сказок). |
4 станция – «Самоделкино» (проводит воспитатель) | В: посмотрите, на столе лежат два набора геометрических фигур. Из фигур соберите предмет и назовите, в какой из сказок, которые мы только что вспомнили, он встречается. | Делятся на две команды по 2 человека и подходят к столам. Каждая из команд собирает из плоскостных геометрических фигур предмет и называет его: - домик из сказки «Три поросёнка» или «Волк и семеро козлят». -медведь из сказки «Два жадных медвежонка», |
4. Рефлексивный этап | Д: Молодцы, вы прошли все станции и выполнили все задания. Вам понравилась играть по станциям? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание показалось вам наиболее трудным? | Варианты ответов детей. |
5. Перспективный этап | А ещё вы хотите поиграть? В следующий раз мы побываем на других станциях, например, космическая или подводная или лесная. Прежде, чем попрощаемся с нашими гостями, за то, что Вы прошли все испытания и пришли к финишу, Вас ждёт сладкий приз. Но что бы его найти, надо внимательно посмотреть вокруг на предметы, которые находятся в зале и найти предмет, у которого нет пары. Воспитатель и учитель-дефектолог вместе с детьми прощаются с гостями и покидают игровое поле. | Варианты ответов детей. находят предмет (в ограниченном пространстве), который не имеет пары, и получают сладкий приз. Прощаются с гостями и уходят в группу. |
Приложение 1.
Предварительная работа и интеграция образовательных областей.
1.Образовательная область «Познавательное развитие» РЭМП
1. Закрепление знаний о соотнесении количества предметов с числом и цифрой. Дид.игры: «Числа и цифры», «Белочки и орехи», «Найди ошибку». Работав тетради: под каждой цифрой (до 10) раскрасить соответствующее количество кругов.
2. Закрепление знаний о числах и цифрах до 10. Выполнение заданий в назывании и написании соседей заданного числа. Упражнения: «Назови соседей», «Вместо точек напиши пропущенные цифры», графические диктанты.
3. Выполнение практических заданий при сравнении смежных чисел и при сравнении множеств. Тренировочные упражнения в написании цифр и знаков: >, <, =. Выполнения дидактических заданий: «Назови число, которое меньше 6 на 1», «Что больше 5 или7?», «Всем ли зайцам хватит морковки?», «Какое число больше (меньше)» и т.д. Работа в тетради в клетку.
4. Знакомство детей со структурой задачи. Развитие умений в составлении задач по картинкам, по действиям педагога.
- выполнение заданий в рабочей тетради «Составляем задачи»
- составление в совместной деятельности условий задач по сюжетным картинкам, умении поставить вопрос и тренировочные упражнения в письменном оформлении решения задач на сложение и вычитание на 1 (2);
- составление задач по действиям педагога. Например, на столе лежит 5 карандашей, 1 убираю. Ребёнок учится составлять задачу по данным действиям и называть (записывать) решение: 5-1=4 и говорить полный ответ на вопрос задачи.
2. Сенсорное развитие.
Использование на занятиях экспериментальной деятельности является необходимым условием для развития интереса у детей с ЗПР к различным предметам. Принимая участие в опытах, дети не только знакомились с различными свойствами, но у них формировались представления о физических свойствах предметов, которые сделаны из различных материалов.
Через опыты дети закрепляют и обогащают свои знания о свойствах и качествах объектов (свойства воды, дерева, бумаги, резины и др.). Также, опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. В процессе проведения опытов дети не только наблюдали за свойствами предметов, но и учились делать выводы.
При знакомстве со свойствами предметов (название материала, вес, форма) в практической деятельности были использованы предметы из бумаги, дерева, резины, пластмассы, металла. На начальном этапе дети знакомились со свойствами бумаги (сухой и мокрой), её фактурой сравнивали по весу, держа комки из сухой и мокрой бумаги на ладонях, разрывали бумагу, мяли и т.д. В совместной деятельности учились делать выводы при сравнении сухой и мокрой бумаги.
Определяли на ощупь какая бумага, гладкая или шершавая, плотная или тонкая.При знакомстве с предметами, игрушками из других различных материалов использовался приём осязательного обследования формы и материала предмета. Затем с закрытыми глазами ребёнок запоминал эти ощущения.
Выполнение практических заданий: «Определи на ощупь», «Что в руке?», «Холодный – тёплый» и т.д. При знакомстве с материалами из которых были сделаны игрушки проводились опыты с водой ( Дид .игры: «Плавает – тонет», «Покатай куклу на кораблике», «Чей кораблик быстрей доплывёт?»). Так же проводились другие опыты на знакомство со свойствами материала из которого были сделаны предметы: «Катится - не катится», «Ломается –гнётся», «Мягкий –твёрдый» и т.п.
Образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
1. Дети в течении определённого периода времени последовательно знакомились со следующими сказками: «Два жадных медвежонка», «Две лягушки», «Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Цветик–семицветик». При чтении и обсуждении сказок
рассматривали иллюстрации, смотрели видеофильмы и мультфильмы. Учились отвечать полным ответом по содержанию прослушанного текста, называть главных героев и анализировать поступки героев (в совместной деятельности), пересказывать содержание.
2. Обыгрывание сказок с дидактическими игрушками, предметами через конструирование, лепку и т.д.
3. Проведение элементов театрализованной игры по прочитанной сказке с использованием различных атрибутов (маски, костюмы).
4.Дети вместе с родителями выполняли рисунок или аппликацию по изученной сказке.
5. После изучения 2-3 сказок проводилась в группе викторина, например: «Назови главных героев», «Кто первым появился в сказке (название), а кто потом», «»Кто помог герою сказки?», «Угадай героя сказки по описанию» и т.д.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1. Закрепление умений создавать плоскостные изображения различных предметов из палочек, бумаги, заготовок, геометрических фигур. Выполнение практических заданий: «Создай целое», «Какой детали не хватает?», «Назови форму предмета» и т.д.
2. Дети по заданию воспитателя создавали атрибуты для обыгрывания сказок, например, выкладывали из плоскостных геометрических фигур персонажей по сказке «Два жадных медвежонка».
3. Проведение дидактических игр: «На что похоже?», «Геометрическое лото», «Определи фигуру на ощупь» с целью закрепления знаний о геометрических фигурах.
4. Создание коллективных построек по замыслу с обыгрыванием простого сюжета. Постройки из строительных наборов и конструктора Лего с использованием дидактических игрушек при обыгрывании сказок: «Три поросёнка», «Три медведя».
5. Проведение в группе конкурса поделок по содержанию изученной сказки, например, «Пузырь, соломинка и лапоть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие «Занимательное путешествие»
Цель: закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, животных, насекомых, беседы, н...
Конспект сюжетно – физкультурного занятия «Занимательное путешествие»
Цель: закрепление элементарных математических представлений в двигательной деятельности.Задачи:Образовательные:v Научить выполнять прыжки с высоты в точно заданную цель;v Упраж...
Конспект занятия "Занимательное путешествие по островам математики"
Занятие для детей подготовительной группы....
Конспект занятия: «Занимательное путешествие» (подготовительная группа)
Конспект занятия: «Занимательное путешествие» (подготовительная группа)...
Конспект интегрированного занятия "Занимательное путешествие в Африку"
Конспект совместного занятия логопеда и воспитателя по теме "Занимательное путешествие в Африку"...
Конспект открытого занятия "Занимательное путешествие по островам математики"
Структура занятия:Организационный момент: Игровая ситуация - путешествие по островам в страну математики, чтение телеграммы от Феи.Основная часть: Разминка математическая (дни недели, части суток...
План конспект открытого занятия «Занимательное путешествие по математическим островам»
Цель: Обобщение и закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....