Памятка для педагогов "Формы совместной деятельности взрослых и детей"
консультация на тему
Концептуальная таблица «Формы совместной деятельности взрослых и детей»
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог является партнером.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnaya_tablitsa.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальная таблица «Формы совместной деятельности взрослых и детей»
ФОРМА ДЕЯТ-И | ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ | ОПИСАНИЕ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ПРИМЕРЫ |
Сюжетная игра | Цель: овладения ребёнком двойной системой средств построения игровой деятельности Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры. | Специфика игровой деятельности требует одновременного овладения ребёнком двойной системой средств её построения. Ребёнок должен научиться не только совершать условное игровое действием, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнёром, живым носителем формируемого способа во всей его целостности. | 1.Социально-коммуникативное развитие 2.Речевое развитие | 1. «Детский сад» 2. «Больница» 3. «Семья» 4. «Строители» 5. «Школа» 6. «Магазин» 7. «Парикмахерская» 8. «Цирк» 9. «Космонавты» 10. «Почта» 11. «Гости» 12. «Библиотека» |
Игра с правилами | Цель: овладения ребёнком системой средств построения игровой деятельности Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры. | Игра с правилами имеет свои культурные формы, классифицируемые по кругу задействованных в них компетенций. Игра на физическую компетенцию, подразумевающая конкуренцию на подвижность, ловкость, выносливость; игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью, и не связан со способностями играющих. Игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребёнка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. В возрасте 2-4 лет ребёнок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4-5 лет у него появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах, и в возрасте 6-7 лет ребёнок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договорённости с другими играющими. Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребёнка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами. | 1.Социально-коммуникативное развитие 2.Речевое развитие 3.Физическое развитие | 1.Игра с правилами на физическую компетенцию: А) Игры с параллельными действиями играющих: «Мой весёлый звонкий мяч» Б) Игры с поочерёдными действиями играющих: «Светофор» В) Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре: «Гуси-гуси» Г) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре: «Заморожу» Д) Игры, в которых ребёнок выполняет роль ведущего и водящего: «Чай-чай – выручай» 2. Игра с правилами на удачу: «Лото» 3. Игра с правилами на умственную компетенцию: «Мозаика», «Пазлы», «Танграмм», «Кубики Никитина» |
Продуктивная деятельность | Цель: овладения ребёнком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры. | Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл. В дошкольном детстве в продуктивной деятельности у ребёнка происходит дальнейшее развитие целеполагания и произвольной организации деятельности. Содержания, предлагаемые взрослым ребёнку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно разделить на четыре вида: *работа по образцам, *работа с незавершёнными продуктами, *работа по графическим схемам, и *работа по словесному описанию цели | 1.Художественно‑эстетическое развитие 2.Речевое развитие 3.Познавательное развитие | 1.Работа по образцам - работа ребёнка по образцам, предложенных ему взрослым - плоскостные изображения, требующие копирования, объёмные нерасчленённые образцы, требующие анализа его элементов. 2. Работа с незавершёнными продуктами- продукты, в структуре которых присутствует незавершённость, и которые ребёнок должен завершить. Также, это могут быть продукты с неочевидным конечным видом и назначением и требующие творческой разработки. 3. Работа по графическим схемам – взрослый предлагает ребёнку различные схемы (чертежи, пооперационные схемы различных типов, выкройки, и др.) по которым тот должен воспроизвести плоскостные изображения или объёмные конструкции,. 4.Работа по словесному описанию цели – взрослый описывает признаки-условия класса предметов, которые должен изготовить ребёнок. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Цель: расширять представления детей об окружающем мире Задачи: овладение детьми характерными способами упорядочения опыта. | Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве - активность, направленная на постижение окружающего мира. Лишь к старшему дошкольному возрасту она начинает носить целенаправленный характер, со своими мотивами и целями. В целом, сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях. По мере развития психофизиологических функций ребёнка познавательно-исследовательская деятельность становится все сложнее. | 1.Познавательное развитие 2.Речевое развитие | 1.Непосредственные действия с предметами 2. Вербальные формы исследования |
Чтение художественной литературы | Цель: активизации воображения ребёнка, расширение осведомлённости о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира. | Это универсальное развивающее образовательное средство, благодаря которому ребёнок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса:
| 1.Познавательное развитие 2.Художественно‑эстетическое развитие 3.Речевое развитие | Для решения указанного круга задач в программе предлагается минимально достаточный набор художественных текстов для чтения в семье и в детском саду, единый для всех детей группы. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности. |
Игротека | Цель: приобщать ребёнка к игровому взаимодействию, развивать любознательность и инициативность, обеспечивать условия индивидуализации в процессе познавательного развития. Задачи: 1.обогащать математические представления детей дошкольного возраста, 2.развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности, 3.расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения, 4.актуализировать коммуникативные навыки | «Математическая игротека» Один раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей в игротеке», на которые приглашаются два-три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнёра, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. | 1.Познавательное развитие 2.Речевое развитие 3. Социально-коммуникативное развитие | 1.«Игры в гости к нам» - кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру и помещает её в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие могут в свободное время поиграть в неё, после чего она возвращается владельцу 2.«Игра напрокат» - дети в пятницу берут из детского сада домой по одной игре, а в понедельник возвращают. В выходные дни у ребёнка появляется возможность показать родителям свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой наглядный материал. 3. Игры «Наоборот», «Летает - не летает», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко», «Да или нет» и др. |
Поисково-исследовательская лаборатория | Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнёрскую и самостоятельную поисковую деятельность. Задачи: 1.развивать восприятие и наблюдательность детей, 2.стимулировать развитие аналитических навыков, 3.расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций, 4.развивать эвристические способы познания, 5.обогащать познавательно-исследовательское общения со сверстниками | Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность и интерес к самому процессу познания математики, не бояться ошибаться, стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели. Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. «Собрание великих идей и знаменитых историй» Используются своеобразные формы коллекционирования: собирание великих идей, изучение истории научных открытий и изобретений, истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество. Тематика такого коллекционирования многогранна и бесконечна. В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы прибора. Наблюдают за развитием человеческой мысли, анализируют, почему необходимо было совершенствовать. Находят объяснение выражению, послужившему названием темы. Делятся своими знаниями с родителями и другими детьми. | 1.Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развитие 3.Речевое развитие | 1. «Музей часов» |
Клуб математических игр, праздников, турниров и забав | Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнёрскую и самостоятельную поисковую деятельность. Приобщать ребёнка к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития. | Задачи: 1.обогащать математические представления детей дошкольного возраста, 2.расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций, 3.актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общения со сверстниками. | 1.Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развитие 3.Речевое развитие | 1. «Математический КВН» 2. «Лабиринты» 4. Игры с палочками Кюизенера 5. Игры с блоками Дьенеша 6 «Колумбово яйцо» 7. «Кубики для всех» |
Проектная деятельность | Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе МИНИ и МЕГА-проектов. | Задачи: - организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним; - разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации в ходе проведения обучающего тренинга для педагогов по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми; - организация и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью создания условий для активного участия родителей в МИНИ и МЕГА-проектах, направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания. | 1. Социально-коммуникативное развитие 2.Речевое развитие 3.Познавательное развитие 4.Художественно‑эстетическое развитие | Проект «Путешествие в мир искусства» Подготовка:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»
Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
"Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности"; Автор: Лебедева Г.А. 2016г. СПб. Воспитетель ГБДОУ № 100 Невского района СПб
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его мес...
Консультация «Исследовательская деятельность и экспериментирование как форма совместной деятельности взрослого и детей»
Консультация...
Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»
Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....
Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе
Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...