Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности дошкольников
проект на тему

Рабыкина Диана Евгеньевна

Для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему, как систему взаимосвязанных объектов в своей практике я применяю

"Метод проектов".               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Обобщение опыта по теме:

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.

Воспитателя: Рабыкиной Дианы Евгеньевны

Смоленск

2017

Сведения о воспитателе

Рабыкина Диана Евгеньевна – воспитатель, категории не имею, педагогический стаж 2 года, в Детском саду № 57 ОАО «РЖД» работаю 2 года.

Я работаю над проблемой реализации проектного метода воспитания и обучения дошкольников в течение 2 лет. В связи с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование», воспитатель представлен как ключевая фигура воспитательного процесса. На федеральном уровне признана особая важность труда воспитателя, нормативно закреплен этот статус. Поэтому, работая в условиях модернизации образования, мы должны осуществлять качественное воспитание и обучение дошкольников. При этом важно понимание ключевой роли воспитателей в решении задач воспитания.

Одним из основных методов, применяемых мною в работе с дошкольниками, является метод проектов.

                                      Содержание

  1. Введение

      I.1. Условия возникновения и становления опыта ---------- 4-5

I.2.Актуальность -----------------------------------------------------6-7                        I. 3. Теоретическое обоснование опыта----------------------------  8-11

  1. Технология опыта ------------------------------------------------- 12-16
  2. Результативность -------------------------------------------------  17-19
  3. Литература   -----------------------------------------------------------   20

I.         Введение                                                                                    

I.1. Условия возникновения и становления опыта

На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов в своей практике я применяю "Метод проектов".                       Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Зачем нужны проекты?

-помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути их решения. Обучение при этом становится осмысленно-актуальным и необходимым самому ребёнку «здесь и сейчас», а воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»: организуют пространство и вовлекают в жизнь взрослых (членов семей, представителей социального окружения).

I.2. Актуальность

 В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности ребенка. Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения и воспитания, основанные на активности личности, так и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческих задатков ребенка, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.  Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.                               

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.                                              

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.      пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.      приобщать детей к процессу познания;

3.      формировать различные представления;

4.      привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.      побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.      формирование эмоциональной заинтересованности;

2.      знакомство с предметами и действиями с ними;

3.      развитие мышления и воображения;

4.      речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.      осознание поставленной цели;

2.      овладение различными способами решения поставленных задач;

3.      способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.      поиск различных средств достижения цели.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.      развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.      развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3.      формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4.      развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.      произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.      потребности в создании собственной картины мира;

3.      навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.      выявить проблему;

2.      самостоятельно искать нужное решение;

3.      выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.      самостоятельно анализировать полученные результаты.

I.3.Теоретическое обоснование опыта 

Слово «проект» (от латинского projectus /прожектус – выброшенный вперёд, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение».

Проект -  это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных условиях. 

Метод проектов возник давно. Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Джон Дьюи (1859 – 1952).
Идея метода: вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс.

 «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса и д.р.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

           Е.Г. Кагаров считал, что:

 - исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

 - проект должен осуществляться поэтапно;

  - проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

        М.В. Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

                 

Этапы проектного метода по М. В. Крупениной

     

         По мнению Н.Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

     Современное воспитание и обучение должно ориентироваться на интересы и потребности воспитанников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Педагог и воспитанники идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Значимые для педагогики положительные стороны метода проектов:

· направленность на индивидуализацию обучения и воспитания;

· активизацию обучения;

· стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Проектное обучение и воспитание продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Проектное мышление включает в себя и фундаментальные методы познания, необходимые во всякой созидательной деятельности, развитие его видится специалистам необходимой составной частью системы общего образования. Но при этом для формирования проектного мышления необходимы:

· непрерывность в формировании проектной культуры;

· достаточность "критической" массы носителей проектной культуры, обучение и образование которых подготавливает и обеспечивает определенное понимание интеграции различных знаний;

· наличие налаженной системы коммуникаций для свободного распространения проектной культуры.

Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектов в воспитательно - образовательном процессе являются:

· самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность воспитанников в группах, работающих над проектом;

· умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;

· владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументированно высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат);

· умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности воспитанников необходимо знание типологии проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.      по составу участников;

2.      по целевой установке;

3.      по тематике;

4.      по срокам реализации.

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки воспитателя.

От воспитателя требуется:

· умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

· владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу воспитанников;

· владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

· способность генерировать новые идеи, направить воспитанников на поиск путей решения поставленных проблем;

· умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

· владение компьютерной грамотностью;

· умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

II. Технология опыта

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.

Задачи: 

  1. создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развивать познавательные способности, творческое мышление и    воображение;
  3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  4. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

Работая над проектом, придерживаюсь определенного алгоритма, который состоит из нескольких этапов:

 I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы воспитанников для работы над проектом.

II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что дети узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов.

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы воспитанников.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп воспитанников, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

V этап. Собственная работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы воспитанников и подобранный (если это необходимо) материал позволяют педагогу не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты и т.д.

Организуя работу над проектами, начинаю с изучения интересов воспитанников, выбора тематики проектов и подготовки воспитанников к работе по этим проектам.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность педагога

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в  воспитательно - образовательном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, и т.п.).

Можно добавить, что проектное обучение – это область научного знания, позволяющего перейти от всеобщей грамотности к всеобщей образованности на планете, отражающей в себе процессы интеллектуализации, информатизации и гуманизации образования, как взаимообусловленные процессы становления нового стереотипа жизни – образования на протяжении всей жизни в поликультурной среде планеты.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей и педагогов или праздником). В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому воспитатели информировали родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.

Виды проектов.

В своей практике используют следующие виды проектов:

1.      исследовательски - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.      ролево - игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.      информационно - практико - ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.      творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например («В мире доброты»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты: «Речедворик»,  «Малыши -  Крепыши».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

·         комплексные: «Мир театра теней»

·         межгрупповые: «Эколята - дошколята», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

·         творческие: «Добрые ладошки», «Волшебный мир Корнея Чуковского», «Мир природы», «Города России»;

·         групповые: «Я и моя семья», «Подводный мир»,

·         индивидуальные: «Огород  на подоконнике»,  «Зачем ежику яблоки?»

          исследовательские: «Игры с тенью», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

III. Результативность 

Отслеживание результатов работы с применением проектного метода проводилось с помощью, как промежуточного обсуждения, так и итогового.

В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительское собрание «Проектная деятельность в ДОУ», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Учимся проектировать вместе, или что такое детское проектирование?

«Метод проектов в детском саду и семье».

 Для педагогов провела мастер класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»,  Консультацию - практикум для педагогов: тема: «Проектная деятельность в детском саду»

      По результатам двухлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения дошкольников. Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах, конференциях, выставках, занимают призовые места.

Мною были успешно разработаны и реализованы следующие проекты:

«Я и моя семья» - развитие речи посредством формирования представлений о семье, взаимоотношениях между детьми, родителями, и другими членами семьи. Работаю над созданием благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников. Проект «Добрые ладошки» - был направлен на формирование у дошкольников доброжелательности и дружелюбия. В ходе исследовательского проекта «Игры с тенью» ребята для себя сделали много удивительных открытий. Познакомились со свойствами света и тени, узнали отношение к тени у разных народов, участвовали в показе сказки «Сказочный лес» создавали образы героев при помощи теней рук.

Большое внимание уделяю развитию и воспитанию культуры поведения и эстетического вкуса дошкольников через вовлечение в творческую деятельность, в культурное пространство ДОУ и г. Смоленска (Экскурсии посещение музеев, театров,  сотрудничество со школой № 33, библиотекой, и т.д.).

В ходе проекта «Волшебный мир Корнея Чуковского» дети познакомились с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, закрепили знания сказок и стихов русского писателя, у детей сформировался устойчивый интерес к книге как источнику знаний, удовольствия, радости.

Работы моих воспитанников направлены на различные конкурсы, где заняли призовые места.

Работая над данной темой «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности дошкольников», я увидела огромный потенциал для сплочения ребят, развития их творческих способностей, воспитания ответственного отношения к порученному делу, привлечения родителей к жизни детского сада.

Что дает метод проектов? Метод проектов позволяет овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности воспитанников, гибкой организации процесса обучения и воспитания. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ребенка, учитываются индивидуальные интересы и способности, решаются не только конкретные обучающие задачи, но и сугубо житейские.

Работа над проектом позволяет дошкольнику в процессе его выполнения раскрыть свои творческие способности, найти себя, попробовать свои силы в исследованиях разного уровня, создает оптимальные условия для приобретения воспитанниками позитивного социального опыта.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону дошкольного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Практика использования этого метода показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

 Вывод: 

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микро группах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

  Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

IV. Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика - Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  3. Здоровье сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  4. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
  5. Матяш Н.В., Сидоренко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Н.В. Матяш, В.Д. Сидоренко. – М.: изд. центр «Вентана – Граф», 2002.
  6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  8. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
  9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...

Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

       Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...

Конструктор «Изобретатель» - конструктивно-игровое средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Статья для педагогов и родителей

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот...

Опыт работы «Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников»

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы...

Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством освоения знаково-символических средств и моделирования

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольно...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности дошкольников

Призинтация,  о методах и приемах используемых на занятиях....