Конструктор «Изобретатель» - конструктивно-игровое средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Статья для педагогов и родителей
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Использование конструктивно-игрового средства даёт широкие возможности активизации познавательной деятельности детей, совершенствованию сенсорно-тактильных и двигательной сфер, формированию поведения, становлению детской деятельности, развитию коммуникативных функций и творческих способностей, повышению интереса к обучению. Современный конструктор «Изобретатель», с этой точки зрения, является самым интересным, развивающим и увлекательным для дошкольников на сегодняшний день.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Статья для педагогов и родителей
Конструктор «Изобретатель» -
конструктивно-игровое средство активизации
познавательной деятельности дошкольников.
Воспитатель
Шайгарданова Гульдар Расиховна
г. Лабытнанги
2018 г.
Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Использование конструктивно-игрового средства даёт широкие возможности активизации познавательной деятельности детей, совершенствованию сенсорно-тактильных и двигательной сфер, формированию поведения, становлению детской деятельности, развитию коммуникативных функций и творческих способностей, повышению интереса к обучению.
Современный конструктор «Изобретатель», с этой точки зрения, является самым интересным, развивающим и увлекательным для дошкольников на сегодняшний день.
Набор пластмассовый конструктор «Изобретатель» включает довольно крупные детали нескольких видов. Основные конструктивные элементы снабжены выступами и пазами. На верхней стороне деталей расположены крупные круглые выступы, а на нижней стороне — отверстия соответствующего размера. На боковых сторонах деталей расположены узкие пазы и узкие выступы, подходящие к пазам.
Основные конструктивные элементы можно соединять между собой двумя основными способами. Способ 1 — накладывать детали друг на друга, как кирпичи (при этом получаются вертикальные конструкции). Способ 2 — соединять между собой боковые стороны деталей с помощью пазов и узких выступов (при этом получаются горизонтальные конструкции). Горизонтальные конструкции можно установить вертикально, так как толщина деталей (примерно 2 см) достаточна, чтобы полученные конструкции были устойчивы. Треугольные детали позволяют выстраивать закругленные контуры, что приближает конструкции к очертаниям реальных предметов. Оба способа можно комбинировать, создавая объемные конструкции. Кроме основных деталей, набор включает различные соединительные элементы, а также колёса, втулки, планки, шарниры, фигурки человечков и другие элементы. Использование дополнительных деталей (колес, втулок, шарниров и др.) позволяет конструировать разнообразные машины с подвижными частями-манипуляторами. Дополнительные соединительные элементы увеличивают возможности для соединения деталей. Колёса и шарнирные соединения позволяют создавать различные подвижные части конструкций. Расширенный набор содержит помимо основных деталей множество дополнительных, необходимых для создания более сложных моделей Это расширяет возможности детей создавать более сложные и интересные модели, добиваясь наибольшего сходства с оригиналами, развивает у детей фантазию, творчество.
Конструкторскую деятельность можно разделить условно на несколько видов, различающихся степенью свободы действий и свободы мышления:
- освоение способов соединения деталей,
- копирование действий взрослого,
- конструирование по словесной инструкции,
- копирование готового образца,
- свободное моделирование (экспериментирование),
- освоение базовых конструкций,
- конструирование по чертежам и схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Выбор вида конструирования зависит от задач, которые ставит перед собой педагог, и от уровня развития детей.
На этапе знакомства с конструктором особое внимание уделяется освоению способов соединения деталей, освоению базовых конструкций, конструированию по теме (для создания игровой ситуации) и свободному моделированию. Всё это создает благоприятные условия для перехода к более сложному конструированию.
При конструировании сложных моделей важное значение имеет конструирование по образцу (по готовой модели или по рисунку). Готовую модель воспроизвести проще, так как можно посмотреть, как она устроена. При этом у ребёнка развивается пространственное мышление и логические способности: способность к анализу (понимание того, из каких деталей состоит модель) и к синтезу (как соединить детали так, чтобы получилось похоже). При этом не обязательно ставить перед детьми цель точного воспроизведения модели.
Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребенка: ловкость и гибкость пальцев и кистей рук, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.
Групповая и совместная деятельность способствует социализации детей, развивает такие качества дошкольников как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия для достижения цели, разрешать конфликты или избегать их.
Конструирование имеет огромное значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников.
Обучение детей конструктивным навыкам с использованием конструктора проводится как на специальных занятиях, так и в ходе свободных игр с его элементами, в процессе которых дети знакомятся с цветом, формой, возможными и невозможными способами скреплений.
Большое внимание уделяется активизации речи детей при составлении рассказов об этапах планирования будущей постройки, при составлении рассказов о её выполнении и о том, как они будут играть.
В ходе реализации поставленных задач особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей - умению комбинировать знакомые элементы по-новому. В этом помогают игровые творческие задания по обустройству жизненного пространства сказочных персонажей в играх-драматизациях по знакомым и любимым детьми произведениям детской художественной литературы, по созданию новых персонажей в знакомых сюжетных линиях, по моделированию фантазийных героев и обстоятельств их приключений.
При этом необходимо поощрять детскую инициативу в создании индивидуальных и коллективных замыслов.
Объекты и проекты, смоделированные из деталей, можно использовать для организации различных творческих игр (режиссёрских, сюжетно-ролевых), также для удовлетворения эстетических потребностей детей, включая поделки-украшения или игрушки-украшения в оформлении интерьера группы, помещений детского сада к различным праздникам и знаменательным датам.
ЛИТЕРАТУРА
- Методические рекомендации: Пластмассовый конструктор «Изобретатель»: 5-7 лет. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 31с.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
- http://www.doshkolka.ru/tvorcheskaya-laboratoriya-doshkolnika/razvivayushchij-konstruktor-izobretatel/plastmassovyj-konstruktor-izobretatel-rasshirennyj-nabor-5-7-let-p.html Дошкольный образовательный проект «Дошколка.ру»
- Фотоматериалы из личного архива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...
"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей
Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...
Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности дошкольников
Для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему, как систему взаимосвязанных объектов в своей практике я применяю"Метод проектов"....
Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".
Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...
Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании
Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...
Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством освоения знаково-символических средств и моделирования
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольно...
- Мне нравится (1)