Современная игрушка как средство развития взаимодействия со сверстниками
статья (старшая группа) на тему

Калугина Лидия Валентиновна

В данной материале представлен опыт работы по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.В ходе проведения серии игр с использованием современной игрушки была видна динамика во взаимодействии дошкольников со сверстниками. Наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников позволяют судить о том , что использование современной игрушки в совместной игровой деятельности положительно влияет на развитие взаимодействия со сверстниками 6-го года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калугина Л.В., воспитатель

        ГБДОУ ЦРР №48 Красносельского района

        Санкт-Петербурга

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников

 (из опыта работы).

      Долгое  время сфера общения привлекала многих отечественных психологов и педагогов (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Лисина М.И., Урунтаева Г.А. и др.). Потребность общения с окружающими приобретает у человека первостепенное значение. Формирование общения, установление положительных взаимоотношений с людьми важная задача в воспитании ребенка. Различные классификации показывают, что общение должно изучаться как многомерный процесс. Велико значение общения для развития ребенка, так как именно в общении сначала через прямое подражание, затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Общение со сверстниками дает возможность ребенку усвоить социальные эталоны норм поведения. На основе опыта взаимодействия со сверстниками закладываются нравственные качества личности. Проблема формирования общения со сверстниками детей дошкольного возраста разрабатывалась в отечественной науке такими педагогами и психологами как: Смирнова О.Е., Лисина М.И., Репина Т.А. и др. Не прост процесс развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что у многих детей   этого возраста имеются различные нарушения речи, а в следствии этого и некоторые особенности познавательной и личностной сферы. Все это отражается на совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в накоплении социального опыта детей, на развитии высших психических функций и естественном взаимодействии со сверстниками.

В отечественной литературе существуют разные способы формирования общения со сверстниками, среди них можно выделить игру. Игра имеет большое значение для физического, умственного и эстетического воспитания детей (Эльконин Д.Б., Аникеева Н.П.). Игра - особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Эльконина Д.Б., игра - не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда нужно подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра . Итак, игра - деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентирована по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

      Но совершенно очевидно, что незаменимым спутником любой игры является игрушка. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации, игрушки заменяют ребенку предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек - их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относится к ним.

    В ходе наблюдения за совместной деятельностью детей  нами были сделаны выводы о недостаточной сформированности коммуникативных навыков в общении со сверстниками. У детей возникали трудности при выполнении совместного задания. Они часто не могут договориться и прийти к общему решению. Не могут рационально распределять средства для выполнения задания. В  совместной  игровой деятельности редко вступают в диалог. В игре испытывают трудности при распределении ролей, выборе атрибутов, развитии сюжета. Дети не могут сами разрешить конфликты и поэтому обращаются к взрослому за помощью. Высказывание по ходу игровой деятельности бедны, не всегда соответствуют игровому замыслу, и не способствуют включению других детей в диалог В ходе наблдюения были сделаны выводы, что у старших дошкольников нарушены все стороны общения, а, главное коммуникативные стороны. Что в свою очередь затрудняет процесс взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности. Это не может не сказаться на уровне взаимоотношений между детьми данной группы.

     Мы провели  различные игры, все они включали в себя либо одну, либо несколько образовательных областей. Также в каждую игру была включена современная игрушка, одна или несколько. Работа с детьми была построена таким образом, чтобы дети,   участвуя в играх, все время взаимодействовали друг с другом. Вся организованная деятельность проводилась с детьми во второй половине дня, в свободное от реализации программы время. Пять образовательных областей, по которым проводились игры с экспериментальной группой детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Детям данной группы были предложены следующие современные игрушки: мягкая игрушка миньон; конструктор Лего; куклы Барби, Кен и Леди Бак; пазлы; настольная игра «Лунтик»; «Вязкий, пушистый шарик»; машинки. Совместная игровая деятельность проводилась с использованием этих игрушек. Каждое упражнение, совместная деятельность или игра проходили в 3 этапа: 1 этап включал в себя обучение, показ, знакомство детей с правилами; 2 этап - самостоятельное выполнение задания; 3 этап - творчество детей. Каждая образовательная область несомненно несет в себе определенные задачи для развития и воспитания детей. Ниже мы рассмотрим их. Как бы не отличались задачи, цели и их решения, все это делалось для того, чтобы дети в процессе совместной деятельности могли научиться взаимодействовать со сверстниками, научиться строить отношения. Ниже приведена таблица, где приведены задачи, примеры игр по пяти образовательным областям.

Образовательная область

Задачи в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Примененные игры

Оборудование

Социально-коммуникативное развитие

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Игра «Дотронься»;

Игра «Сложи картинку»;

Игра «Семья Барби»;

Игра «Что лишнее?»;

Игра «Найди пару»;

Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»

Современные игрушки, напольный конструктор, посуда, овощи и фрукты

Познавательное развитие

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Игра «Парные картинки»;

Игра «Построй корабли для куклы и богатыря»;

Игра «Построй парковку для машин»;

Игра «Волшебные превращения»;

Игра «Парные картинки»;

Игра «Собери пазл с другом»;

Игра «Вязкий пушистый шарик»

Карточки с картинками;

строительный материал: конструктор Лего;

напольный и настольный деревянный конструктор;

современные игрушки

Речевое развитие

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- развитие диалогической речи у дошкольников;

- развития речевого творчества;

- формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Игра «Магазин»;

Игра «Чья игрушка?»;

Игра «Холодно-горячо, право-лево»;

Игра «Гости»;

Игра «Игрушка»

Современные игрушки

Художественно-эстетическое развитие

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Игра «Закончи картинку»;

Игра «Дорисуй картинку»;

Игра «Соберем пазл вместе»;

Игра «Узнай и дорисуй»;

Игра «Найди отличия»

Бумажные заготовки нарядов для куклы;

заготовки рисунков и узоров;

карточки для игры «Найди отличия»

Физическое развитие

- приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Игра «Передай миньона»;

Эстафета «Игрушка в ложке»;

Эстафета «Возьми последним»;

Эстафета «Попади в корзину»

Современные игрушки,

2 ложки,

2 корзины

В ходе проведения серии игр с использованием современной игрушки была видна динамика во взаимодействии дошкольников со сверстниками. Наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников позволяют судить о том , что использование современной игрушки в совместной игровой деятельности положительно влияет на развитие взаимодействия со сверстниками 6-го года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения"

Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей,  развитие осязания и мелкой моторик...

Дымковская игрушка как средство развития творческих способностей детей

Обобщение опыта работы с детьми по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством...

Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)

"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"...

СОВРЕМЕННЫЙ МЮЗИКЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Статья о влиянии мюзиклов на развитие детей...

Современные игрушки, как продолжение развития личности ребёнка

Данная статья написана для тех, кому не безразлично во что и с чем будет и грать ребёнок?!!!...

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье анализируется использование современной игрушки, как средства познавательного развития детей дошкольного возраста....

Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он и...