Современные игрушки, как продолжение развития личности ребёнка
статья (средняя группа)
Данная статья написана для тех, кому не безразлично во что и с чем будет и грать ребёнок?!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennye_igrushki.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Современные игрушки, как продолжение развития личности ребёнка
Подготовила: воспитатель Шишко Н.В.
Уважаемые читатели, данная статья создана непосредственно для тех категорий лиц, которые приходя в магазины, гипермаркеты и другие центры продаж раскупают всё, что «бросается» вам в глаза. Это называется синдром «Сороки». Она, как всем известно, бросается на всё яркое, блестящее даже не задумываясь о необходимости данной вещи (игрушки).
Прежде чем приобре6тать игрушку, подумайте: Чему она может научить ребёнка? Какую пользу окажет и окажет ли?
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Становление внутреннего мира ребенка немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя. Она выступает в роли посредника между окружающим миром и ребёнком. Это, с одной стороны, с другой стороны, игрушка - тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Его коммуникабельность и желание пригласить в игру товарищей. Каждый ребёнок хочет много игрушек, не потому, что они ему необходимы. Нет. Просто, чтобы составить конкуренцию своим друзьям. Например: Смотрите, а у меня есть человек-паук! При этом, на вопрос: Кто он такой? Чем он знаменит? Ребёнок затрудняется с ответом. Именно по этой причине, взрослым следует осознанно подходить к выбору игрушки и осознавать последствия данного выбора.
Сейчас проводится много исследований в данном направлении. Индустрия игрушек пестрит своим разнообразием и готова угодить даже самым изысканным «гурманам», но на практике данные игрушки невозможно использовать. Например: кукла-зомби, последователи знаменитой современной игры бабка Грэни. Если не слышали, вам очень повезло. У данной серии игрушек, на мой взгляд, изначально заложено негативное воздействие на психику ребёнка. Внешний вид каждого второго заставит заикаться. Не говоря о приступах боязни темноты, тишины и загробного мира. Как с ней играть? Какую информационную цель она сможет донести до ребёнка? Хотя я не спорю, все игрушки достаточно яркие и подкупают своей популярностью. Взрослые люди получают массу информации за день, и при выборе игрушек стараются опираться на более - менее знакомые серии игрушек. Один раз услышал, потом с уверенностью подтвердил: плохое в СМИ рекламировать не будут. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка, задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?
Повторюсь: Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (трансформеры, пауки, Бетмэны, и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? Ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Очень важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический и педагогический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.
Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме - важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.
Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. На стадии ролевой игры ребёнок делает ещё одно открытие, а уже отделённый от мира «серьёзных предметов» мир игрушек подвергается очередному расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах. С одной стороны, с помощью игрушки можно выполнять те же действия, что и взрослый (например, из тарелки кормить куклу) и этим действиям ребёнок учится, подражая взрослым. Но, с другой стороны, игрушки могут переживать чудесные трансформации: ту же тарелку можно назвать лодкой и отправить в плавание. Этой же, магической функции игрушки ребёнка никто не учит - он её открывает сам (ведь он знает, что взрослые дяди не плавают в тарелках).
Игра и связанные с ней игрушки - одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и. недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т. е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.
Рассмотрим современные игрушки. Для девочек это кукла Барби. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы, на разный цвет, размер и вкус? Кто они? Подружки? Модели? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, девушкой подролстком, которая тайно от родителей приводит своего бойфренда Кена к себе в комнату. Это если не учитывать тот факт, что ребёнку повезет, если кукла будет без явных гендерных отличий, а если нет? На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Пришли современные Бэби боны, которые пьют воду, сидят на горшке извиняюсь, справляют свои потребности и им меняют памперсы.Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Из игры уходит связь с образом идеального взрослого.
Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка - зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.
Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца, чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.
Сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие -самый короткий путь решения проблем.
Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.
Подводя краткий итог, отмечу, что игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.
Развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка от: от сюжетно-ролевой игры до театрализованной деятельности и не только.
К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.
Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному, социально-коммуникативному, речевому и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.
Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ. В соответствии с ГОСТом контролируется размер и вес игрушек, проводится проверка прочности крепления деталей, которые могут быть оторваны и откушены. Все игрушки должны иметь маркировку. На потребительской упаковке или вкладыше должен указываться возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка. Маркировку на русском языке наносят или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий товар. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.
Уважаемые читатели, я хочу оставить вам пожелание словами Оскара Уайльда: У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего.
Я желаю вам иметь не притязательный вкус и одаривать правильными игрушками самого лучшего качества и КПД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного искусства в современной системе воспитания и развития личности.
В данной работе содержится разработка родительского собрания совместно с детьми. В первой теоретической части содержится материал по теме " Использование народного искусства в современной системе восп...
"Развитие речи- основной ключ к развитию личности ребёнка".
Особенности формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи....
" Развитие личности ребёнка в современном мире, через потенциал игры "
Статья о том, как через потенциал игры развивается личность ребёнка в современном мире . ...
Консультация для родителей "Влияние современных технологий на развитие личности ребёнка"
Здравствуйте! Меня зовут Владимиров Георгий Александрович, я работаю воспитателем 9 лет. За это недолгое время уже успел приобрести интересный опыт в решении воспитательных задач совместно с родителям...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МУЛЬТСТУДИЯ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»
Анимация – один из любимых жанров у детей. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, та...
Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"
Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"...