«Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения"
статья (старшая группа) по теме
Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на коррекцию зрительных нарушений, а также на общее психическое развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyazanaya__igrushka.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения
Окружающий мир для детей наполнен красками. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль страх, удивление, восторг.
На протяжении многих лет в МДОУ №26 комбинированного вида «Колобок» г.Ковдора Мурманской области ведется многогранная работа по коррекции нарушений зрения у детей. Одним из важнейших ее моментов выступает развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
Для этого предлагаю использовать игрушки связанные своими руками из разноцветных ниток:
- «Радужные человечки»;
- «Цветик - семицветик»;
- «Разноцветные колпачки»;
- «Цветочная поляна».
Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на коррекцию зрительных нарушений, на общее психическое развитие ребенка.
Предлагаемые пособия учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику развития детей с нарушениями зрения, а также задачи коррекционной работы с детьми:
- узнавание и называние цвета;
- соотношение объектов по цвету;
- локализация цвета из множества;
- фиксация по насыщенности;
- выделение цвета (основных цветов, тонов и оттенков) в окружающем.
Использование в игре цветных вязаных фигурок является положительным эмоциональным приемом.
Игры и упражнения помогают малышам обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками - участниками общей деятельности. Предлагаю следующие игры и упражнения с вязаными фигурками.
«РАДУЖНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Закрепить знания детей о семи цветах спектра: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом.
2. Учить соотносить объекты по цвету.
3. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛ.
Карточка разделенная на три части.
В верхней части контурное изображение радуги.
Связанные цветные веревочки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
Внизу гномики в разноцветной одежде прикрепляются к карточке с помощью липучки.
На каждой полоски радуги небольшие отверстия, а так же отверстия над гномиками, фломастеры.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
Перед Вами карточка с изображением радуги с нераскрашенными полосками. Раскрасьте каждую полоску радуги в свой цвет. А поможет вам лучше вспомнить порядок цветов в радуге
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
Теперь внимательно рассмотрите маленьких гномиков и соедините каждого цветной веревочкой со «своим» цветом радуги.
«В МАГАЗИНЕ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
- Учить обозначить результат словами «такой», «не такой».
- Учить действовать по подражанию.
- Познакомить с названиями некоторых цветов.
МАТЕРИАЛЫ. Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов, один набор цветных лоскутков, пуговицы, по цвету соответствующих цветам лоскутков.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
Гномики решили сшить себе новую одежду. В магазине выбирают ткань и пуговицы. Помоги им. Ребенок должен назвать и соотносить цвет имеющихся лоскутков, пуговиц, гномиков.
1 вариант. Комплект лоскутков находится у ребенка, который должен брать из подставки цветные лоскутки по одному и называть их цвет.
2 вариант. Ребенок достает лоскуток того цвета, который называет педагог.
3 вариант. Ребенок подбирает пуговицы к лоскуткам и объясняет свой выбор.
«ГНОМИКИ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
- Учить обозначить результат словами «такой», «не такой».
- Учить действовать по подражанию.
- Познакомить с названиями цветов радуги.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Панно с изображением дерева, травы, цветов. Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
Педагог показывает панно и просит детей спрятать гномика: посадить так, чтобы их не было видно и никто не смог их найти. Педагог рассматривает вместе с детьми гномика, обращая внимание на то, что его цвет и цвет места, где гномик спрятался, совпадают («такой же»), Гномика не видно - он спрятался.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
2. Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
3. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета и их оттенки.
4. Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.
5. Развивать мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛ.
Макет руки, сделанный из плотного картона. Колпачки, связанные из разноцветных ниток, белый лист, фломастеры.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
1 вариант
Дети получают разноцветные колпачки. Педагог надевает на каждый пальчик макета руки колпачки и просит детей надевать колпачки соответствующего цвета на свои пальчики, называя цвет каждого колпачка.
2 вариант
Педагог одевает на каждый пальчик макета руки колпачки. Дети рисуют
Свою руку на бумаге и раскрашивают каждый пальчик соответственно образцу.
«ПОМОГИ ГНОМИКАМ ПОСАДИТЬ ЦВЕТЫ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Формировать у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте: светлый, тёмный, светлее, темнее.
2. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
3. Закреплять представления детей с нарушением зрения о светло-тонном ряде, учить выкладывать от самого тёмного до самого светлого и наоборот.
4. Учить локализовать оттенки до 2-х - светлый, тёмный и более до 5-6 оттенков.
5. Осуществлять взаимосвязь занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения активизацией и стимуляцией коррекционной работы по цветоразличению и цветоощущению.
МАТЕРИАЛ.
Демонстрационный. Большой фланелеграф.
Фигурки гномиков.
Вязаные цветы всех цветов и их оттенков - до 5 – 8.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
1-й вариант.
Дети, посмотрите на гномика. Нужно подобрать и посадить ему 3 цветочка одного цвета, но отличающихся друг от друга.
Например: светло-красный, красный и тёмно-красный. И так со всеми цветами: оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый, серый, чёрный, коричневый и т.д.
2-й вариант.
Помогите гномику посадить много-много цветочков.
Задание 1 - выложить цветочки любых цветов и назвать их.
Задание 2 - выложить 5 цветочков одного цвета, но разных оттенков.
«РАДУЖНАЯ ПОЛЯНА»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Учить детей различать и называть основные цвета и цветовые оттенки.
- Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать ориентировку в микропространстве.
МАТЕРИАЛ.
Панно голубого цвета (небо). Связанные фигурки домиков, гномиков, цветов (все объекты крепятся к панно с помощью липучек).
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
1.Педагог предлагает расположить домики на панно в соответствии с инструкцией. (Например: Красный домик - в левом верхнем углу, синий - в правом нижнем углу и.т.д.).
2.Педагог предлагает поселить каждого гномика в свой домик. (по цвету).
3. Педагог предлагает «посадить» возле каждого домика цветы, одного цветового тона разных оттенков. (Например: возле синего домика - цветы разных оттенков синего цвета и.т.д.).
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Закрепить названия цветов спектра.
- Учить соотносить объекты по цвету.
- Учить выделять цвет в окружающем.
МАТЕРИАЛ.
Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. Предметы разного цвета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
Друзья подарили гномикам на день рождения много подарков. Во время веселья все подарки перемешались. Помоги гномикам разбирать подарки (по цвету). (Например: красному гномику- красный мяч, красный зонт; желтому- желтые носочки, желтое ведерко и.т.д.)
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Закрепить названия цветов спектра.
- Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛ.
«Цветик-семицветик» с лепестками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
1-й вариант
В саду у гномиков вырос чудо - цветок. Ветер подул, и лепестки разлетелись в разные стороны. Помоги гномикам собрать цветочек.
«УЗНАЙ, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
- Учить соотносить объекты по цвету.
- Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
- Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета.
- Познакомить детей с разными эмоциями.
МАТЕРИАЛ.
«Цветик-семицветик», на лепестках которого изображены разные эмоции: радость, грусть, страх, испуг, спокойствие, удивление, гномики.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
Ребята, давайте узнаем какое настроение сегодня у гномиков. На лепестках «Цветика-семицветика» изображены эмоции, которые испытывают гномики. Сорвите лепесток названного цвета и посмотрите, какое настроение у каждого гномик. Изобразите эти эмоции.
Балацкая Л. Г. , учитель-дефектолог,
МДОУ №26 «Колобок»
комбинированного вида
г. Ковдора, Мурманской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения
В презентации приведены общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, офтальмологические требования при работе с наглядностью, перечень зрительных нагрузок при различном ха...
" Изонить - как средство развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения"
Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения...
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения
В данной статье будет рассказано про особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, виды наглядных пособий и требования к использованию н...
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства на...
Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения
О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....
Дидактические задания по развитию цветовосприятия для детей с нарушением зрения
Картотека коррекционно-развивающих заданий по развитию цветовосприятия для детей с нарушением зрения 5-6 лет....
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Формирование коммуникативности – важное условие развития ребенка с нарушением зрения. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с детьми и взрослыми....