«Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения"
статья (старшая группа) по теме

Балацкая Лилиана Григорьевна

 

Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей,  развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на коррекцию зрительных нарушений, а также  на общее психическое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyazanaya__igrushka.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Вязаная  игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Окружающий мир для детей наполнен красками. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль страх, удивление, восторг.

На протяжении многих лет в МДОУ №26 комбинированного вида «Колобок» г.Ковдора Мурманской области ведется многогранная работа по коррекции нарушений зрения у детей. Одним из важнейших ее моментов выступает развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения.

Для этого предлагаю  использовать игрушки связанные  своими руками из разноцветных ниток:

  1. «Радужные человечки»;
  2. «Цветик - семицветик»;
  3. «Разноцветные колпачки»;
  4. «Цветочная поляна».

        Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей,  развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на коррекцию зрительных нарушений, на общее психическое развитие ребенка.

   Предлагаемые пособия учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику развития детей с нарушениями зрения, а также задачи коррекционной работы с детьми:

  1. узнавание и называние цвета;
  2. соотношение объектов по цвету;
  3. локализация цвета из множества;
  4. фиксация по насыщенности;
  5. выделение цвета (основных цветов, тонов и оттенков) в окружающем.

Использование в игре цветных вязаных фигурок является положительным эмоциональным приемом.

Игры и упражнения помогают малышам обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками - участниками общей деятельности. Предлагаю следующие игры и упражнения с вязаными фигурками.

«РАДУЖНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Закрепить знания детей о семи цветах спектра: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом.

2. Учить соотносить объекты по цвету.

3. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ.

  Карточка разделенная на три части.

В верхней части контурное изображение радуги.

Связанные цветные веревочки  красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

Внизу гномики  в  разноцветной одежде прикрепляются к карточке с помощью липучки.

На  каждой полоски радуги небольшие отверстия, а так же отверстия над   гномиками,  фломастеры.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

Перед Вами карточка с изображением радуги с нераскрашенными полосками. Раскрасьте каждую полоску радуги в свой цвет. А поможет вам лучше  вспомнить порядок цветов в радуге

 «Каждый Охотник  Желает Знать Где Сидит Фазан».

 Теперь внимательно рассмотрите маленьких гномиков и соедините каждого  цветной веревочкой со «своим» цветом радуги.        

«В МАГАЗИНЕ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
  2.  Учить обозначить   результат словами «такой», «не такой».
  3. Учить   действовать по подражанию.
  4. Познакомить с названиями некоторых цветов.

МАТЕРИАЛЫ. Фигурки    гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов, один набор цветных лоскутков, пуговицы, по цвету соответствующих цветам лоскутков.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. 

Гномики решили сшить себе новую одежду. В магазине выбирают ткань и пуговицы. Помоги им. Ребенок должен назвать и соотносить  цвет имеющихся лоскутков, пуговиц, гномиков.

1 вариант. Комплект лоскутков находится у ребенка, который должен брать из подставки цветные лоскутки по одному  и называть их цвет.

2 вариант. Ребенок достает лоскуток того цвета, который называет педагог.

3 вариант. Ребенок подбирает пуговицы к лоскуткам и  объясняет свой выбор.

«ГНОМИКИ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
  2. Учить обозначить   результат словами «такой», «не такой».
  3. Учить   действовать по подражанию.
  4. Познакомить с названиями  цветов радуги.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Панно с изображением дерева, травы, цветов. Фигурки    гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

Педагог показывает панно и просит детей спрятать гномика: посадить так, чтобы их не было видно и никто не смог их найти. Педагог рассматривает вместе с детьми гномика, обращая внимание на то, что его цвет и цвет места, где гномик спрятался, совпадают («такой же»), Гномика не видно - он спрятался.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.

2. Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.

3. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета и их оттенки.

4. Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.

5.    Развивать мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ.

 Макет руки, сделанный из плотного картона. Колпачки, связанные из разноцветных ниток, белый лист, фломастеры.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

1 вариант

Дети получают разноцветные колпачки. Педагог надевает на каждый пальчик  макета руки колпачки и просит детей  надевать колпачки соответствующего цвета на свои пальчики, называя  цвет каждого колпачка.

2 вариант

Педагог одевает на каждый пальчик  макета руки колпачки. Дети рисуют

Свою руку на бумаге и раскрашивают каждый пальчик соответственно образцу.

«ПОМОГИ ГНОМИКАМ ПОСАДИТЬ ЦВЕТЫ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Формировать у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте: светлый, тёмный, светлее, темнее.

2. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

3. Закреплять представления детей с нарушением зрения о светло-тонном ряде, учить выкладывать от самого тёмного до самого светлого и наоборот.

4. Учить локализовать оттенки до 2-х - светлый, тёмный и более до 5-6 оттенков.

5. Осуществлять взаимосвязь занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения активизацией и стимуляцией коррекционной работы по цветоразличению и цветоощущению.

МАТЕРИАЛ.

Демонстрационный. Большой фланелеграф.

Фигурки гномиков.

Вязаные  цветы  всех цветов  и их оттенков - до 5 – 8.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.  

1-й вариант.

Дети, посмотрите на гномика. Нужно подобрать и посадить ему 3 цветочка  одного цвета, но отличающихся друг от друга.

Например: светло-красный, красный и тёмно-красный.  И так со всеми цветами: оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый, серый, чёрный, коричневый и т.д.

2-й вариант.

Помогите гномику посадить  много-много цветочков.

Задание 1 - выложить цветочки любых цветов и назвать их.

Задание 2 - выложить 5 цветочков одного цвета, но разных оттенков.

«РАДУЖНАЯ ПОЛЯНА»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Учить детей различать и называть основные цвета и цветовые оттенки.
  2. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать ориентировку в микропространстве.

МАТЕРИАЛ.

Панно  голубого цвета (небо). Связанные фигурки домиков, гномиков, цветов (все объекты крепятся к панно с помощью липучек).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

1.Педагог предлагает расположить домики на панно в соответствии с инструкцией. (Например: Красный домик - в левом верхнем углу, синий - в правом нижнем углу и.т.д.).

2.Педагог предлагает поселить каждого гномика в свой домик. (по цвету).

3. Педагог предлагает «посадить» возле каждого домика цветы, одного цветового тона разных оттенков. (Например: возле синего домика - цветы разных оттенков синего цвета и.т.д.).  

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Закрепить названия цветов спектра.
  2. Учить соотносить объекты по цвету.
  3. Учить выделять цвет в окружающем.

МАТЕРИАЛ.

Фигурки    гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. Предметы разного цвета.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

Друзья подарили гномикам на день рождения много подарков. Во время веселья все подарки перемешались. Помоги гномикам разбирать подарки (по цвету). (Например: красному гномику- красный мяч, красный зонт; желтому- желтые носочки, желтое ведерко и.т.д.)

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Закрепить названия цветов спектра.
  2. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ.

«Цветик-семицветик» с лепестками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.    

1-й вариант

В саду у гномиков вырос чудо - цветок. Ветер подул, и лепестки разлетелись в разные стороны. Помоги гномикам собрать цветочек.

«УЗНАЙ, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ»

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
  2. Учить соотносить объекты по цвету.
  3. Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
  4. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета.
  5. Познакомить детей с разными эмоциями.

МАТЕРИАЛ.

«Цветик-семицветик», на лепестках которого  изображены разные эмоции: радость, грусть, страх, испуг, спокойствие, удивление, гномики.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.    

Ребята, давайте узнаем какое настроение сегодня у гномиков. На лепестках «Цветика-семицветика» изображены эмоции, которые испытывают гномики. Сорвите лепесток названного цвета и посмотрите, какое настроение у каждого гномик. Изобразите эти эмоции.

           

Балацкая Л. Г. , учитель-дефектолог,

МДОУ №26 «Колобок»

 комбинированного вида

г. Ковдора, Мурманской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения

В презентации приведены общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, офтальмологические требования при работе с наглядностью, перечень зрительных нагрузок при различном ха...

" Изонить - как средство развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения"

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

В данной статье будет рассказано про особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, виды наглядных пособий и требования к использованию н...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения     При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства на...

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Дидактические задания по развитию цветовосприятия для детей с нарушением зрения

Картотека коррекционно-развивающих заданий по развитию цветовосприятия для детей с нарушением зрения 5-6 лет....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Формирование коммуникативности – важное условие развития ребенка с нарушением зрения. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с детьми и взрослыми....