Педагогический совет «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»
методическая разработка на тему

Ефремова Ольга Викторовна

педагогический совет "Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_hud._lit-ra.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №4

«Современные подходы к ознакомлению детей

 с художественной литературой»

февраль 2018


Цель: Выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой.

Задачи:

  1. Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.
  2. Развивать творчество педагогов.

План проведения педагогического совета

  1. Теоретико-практическая часть.
  1. Методы и приемы при работе с художественной литературой (Митина И.Ю.)
  2. Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой (Ишмуратова Г.Н.)

2. Итоги тематического контроля «Создание условий для приобщения воспитанников к художественной литературе».

3. Подведение итогов конкурса центров художественно-речевого развития «Речь – это важно!»

4. Обсуждение проекта решения педсовета и его принятие.

Ход педсовета:

Вступление:

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению тал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Предлагаю всем участвующим в работе педагогического совета разделиться на две команды.

Теоретико-практическая часть.

Методы и приемы при работе с художественной литературой

Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

1. Начнем с разминки. «Кто быстрее».

Участники поочередно зачитывают высказывания выдающихся людей о роли книг. Побеждает команда, подобравшая большее количество цитат.

Варианты ответов.

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е. А. Флерина.)

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В. А. Сухомлинский.)

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Белинский.)

2. Задание: определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача. (Составлено на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой).

3. «Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом

• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

• устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

• короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

• устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

• короткая из 2-х или 4-х строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

4. Задание «Отбери правильно литературу»

Командам из предложенного списка литературы выбрать необходимые произведения для средней и старшей группы по указанной теме планирования: ст. группа – «Зимушка – зима», ср. группа «Новый год у ворот».

Художественная литература

ср. гр.

Я. Аким «Первый снег»; С. Есенин «Поет зима - аукает»; И. Суриков «Зима»;

Дополнительное чтение – сказка «Зимовье»; сказка «Снегурочка», М. Клоковой «Дед Мороз»; Н. Найденовой «Новый год; С. Козлов «Зимняя сказка». Чтение и пересказ рассказа: Л. Кондрашенко «Следы на снегу».

Заучивание наизусть – З. Александрова «Елочка», Е. Благина «Красавица какая…».

Ст. гр.

В. Брюслов «Первый снег»; Зверев «Воробьиное бюро погоды»; М. Пришвин «Месяц белых троп»«Книга зимы»; В. Бианки «Лес зимой»; В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»; И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Зимний вечер»; «И Никитин «Встреча зимы»

Дополнительное чтение – сказка «Морозко»«Двенадцать месяцев»«Снегурочка»«Снежная королева»

Заучивание наизусть – И. Суриков «Вот моя деревня»

5. «Волшебница – сказка».

С раннего детства мы заворожено слушаем увлекательные сказки, которые нам читают на ночь мамы и бабушки. Становясь взрослыми, мы в свою очередь приводим в фантастический мир сказочных героев своих детей и внуков. Неслучайно и в детском саду загадочный мир сказки из всей художественной литературы для детей – самый желанный и признанный. Незамысловатые и веселые народные сказки учат нас быть честными, справедливыми, смелыми и с неиссякаемым оптимизмом встречать каждый день нашей жизни. История появления сказок уходит еще в древние времена, когда накопленная столетиями народная мудрость передавалась от поколения к поколению в виде смешных, но поучительных историй. Магическая сила сказок народов мира не поддается научному объяснению, но на протяжении многих веков завораживает людей и заставляет их снова и снова переживать и сочувствовать главным героям.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

1. Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

2. Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

3. В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

4. Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

5. Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

6. Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

7. Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

8. Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

9. Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

10. У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

6. Задание «Создание развивающей среды по образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задание командам: В соответствии с комплексно-тематическим планированием (тема указана) прописать действия и материал по обогащению предметно-развивающей среды в группе детского сада. Необходимо также правильно поставить цель к прописанной теме недели.

Заключение.

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй,

Сто вопросов и ответов,

Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка,

Доброму научит книжка

Наших малышей.

Там под яркою обложкой

Проживают тетя Кошка,

Храбрый олененок Бэмби,

Бармалей и Айболит.

Злой всегда там проиграет,

Жадный больше потеряет,

А кто друга выручает,

Смело слабых защищает

И в беде не унывает –

Непременно победит!

И пускай придумать сказку

Соберется мудрый взрослый,

Пусть другой почтенный взрослый

Книжку ту решит издать,

А художник вдохновленный

Кисть возьмет свою и краску

И для этой детской книжки

Сказку станет рисовать.

Много новых нужных книжек

Для девчонок и мальчишек

Обязательно напишут,

Нарисуют, издадут –

Интересных, разных, ярких,

О морях и странах жарких.

Эти книжки все ребята обязательно прочтут!

Итоги тематического контроля.

Подведение итогов конкурса центров художественно-речевого развития «Речь – это важно!»

Обсуждение проекта решения педсовета и его принятие.

Проект решения педагогического совета «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой»

1. Продолжить освоение образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ, используя современные подходы в работе с детьми дошкольного возраста.

2. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми прописывать в планах обогащение предметно-развивающей среды по чтению художественной литературы.

3. Воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

4. Планировать индивидуальную работу по данному направлению.

5. Во всех возрастных группах проводить работу с детьми по драматизации, согласно комплексно-тематическому планированию, используя в работе показ кукольных спектаклей и игр-драматизаций. Ежемесячно организовывать с детьми «Театральные дни». Старшему воспитателю осуществить контроль по этому виду работы с детьми.

6. Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей и поэтов, художников-иллюстраторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»

Цель  педагогического совета:1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к худо...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования  детей дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом совете «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».Система...

Педагогический совет «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с театрализованной деятельностью».

Цель: Повышение профессиональных навыков педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности....