Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию
картотека по теме

Сухенко Татьяна Александровна

Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека развивающих игр для детей

младшего и среднего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие

https://static.tildacdn.com/tild3762-6134-4661-b431-343866623562/i_048.png

Составила:

педагог-психолог

Сухенко Т.А.


Цели:

1. Побуждать детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.

2. В процессе взаимодействия с сенсорными стимулами поддерживать экспрессивные проявления малышей (мимические, жестикуляционные, речевые), используя слова одобрения, демонстрируя способы адекватного реагирования, создавая положительную атмосферу для эмоционального развития и т. д.

Ветерок

Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить султанчик с разноцветными ленточками.

Педагог, держа в руке султанчик, произносит:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

Вей, вей, ветерок!

Догони его, дружок!

Педагог затем начинает быстро передвигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

Дождик

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Для ее проведения необходимо вырезать из картона овал, напоминающий большую тучу. К «туче» прикрепляется «дождик» (прозрачные ленточки).

Педагог, держа в руке пособие, произносит:

Дождик, дождик – кап, кап, кап!

Ты не капай на ребят.

Тучку мы сейчас догоним

И тебя, дождик, прогоним!

Педагог затем начинает быстро двигаться, размахивая «тучей». Дети стараются поймать «дождик».

Чудесный мешочек

Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Необходимо заранее подготовить мешочек с разными по качеству предметами-игрушками (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и т. д.). В процессе проведения игры детям предлагается решить различные игровые задачи: «Найди себе друга», «Достань, что понравилось», «На что это похоже» и т. д.

Маленькие и большие ножки

Игра организуется с подгруппой детей. Педагог, предлагая детям подвигаться, произносит:

Маленькие ножки

бежали по дорожке (3 раза).

Дети легко бегают.

Большие ноги

шли по дороге (3 раза) .

Изображают «тяжелые» шаги.

При повторении игры можно менять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его. Темп задается при чтении текста.

Веселая снежинка

Игра организуется с подгруппой детей. В процессе ее проведения педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью, или перышком) до различных частей лица или тела детей.

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на носик!

Педагог дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка.

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на щечки!

Дотрагивается ваткой до щеки каждого ребенка.

В процессе игры «пушинка» садится детям на ушко, лоб, ладошки, плечи и т. д.

Мошки

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, изображая пальцами «мошку», при слове «Кусь!» слегка щиплет различные части лица или тела детей.

Плошки-ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На носик садились.

Кусь!

Плошки-ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На плечи садились.

Кусь!

Плошки-ложки,

Летали мошки.

Летали, кружились,

На ладошки садились.

Кусь!

Едем к бабе, к деду

Педагог сажает ребенка на колени и, произнося текст русской народной потешки, имитирует езду на ладошке.

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

По ровной дорожке.

Педагог слегка подбрасывает ребенка вверх.

На одной ножке

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам,

По рытвинам, по кочкам.

Педагог подбрасывает ребенка немного повыше, придерживая руками.

Все прямо и прямо.

Потом по одной стороне,

По другой стороне.

Педагог наклоняет ребенка вправо, затем влево.

По одной стороне,

По другой стороне.

Движения повторяются (наклоны вправо и влево).

И вдруг – в ямку – бух!

Педагог раздвигает колени и, поддерживая ребенка, дает возможность пережить ощущение падения.

Солнечный зайчик

Игра организуется с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить зеркальце. Передвигая его по стене, педагог обращает внимание детей на «гостя», который прибежал к ним в такой яркий солнечный день. Педагог направляет световое пятно на любую часть тела ребенка (кроме глаз), сообщая при этом, что «зайчик» хочет познакомиться с … (Называет имя ребенка). Предлагает погладить «солнечного зайчика». Таким образом «зайчик» знакомится со всеми детьми.

В заключение воспитатель предлагает догнать «зайчика» и произносит:

Зайчик, зайчик, не беги!

Зайчик, зайчик, подожди!

Мы тебя поймаем,

Нежно приласкаем.

Котенок

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Для этого необходимо подготовить кусочки меха, наждачную бумагу, исписанный стержень от шариковой ручки (или тонкую палочку). Педагог сажает ребенка на колени, предлагает ему закрыть глаза и послушать рассказ.

Педагог.

Жил да был у девочки Кати маленький котенок. У этого котенка был маленький шершавый язычок.

Педагог проводит по ладони ребенка шершавой бумагой.

Были у него маленькие, но острые коготки.

Несколько раз дотрагивается концом стержня или палочки до ладони ребенка

А сам он был пушистый-препушистый. Девочка очень любила своего котенка. Она часто брала его на колени, гладила по пушистой спинке.

Проводит по ладони мехом.

Педагог прижимает к себе ребенка и гладит его по спине.

Вот так! А котенок в это время ласково мурлыкал. Вот так!

Педагог имитирует мурлыканье, предлагает «промурлыкать» и ребенку.

А потом они играли: котенок бегал, а девочка его догоняла.

Педагог бегает за ребенком, а потом ловит его.

Пушинка

Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, читая текст, кусочком меха проводит по ладошке ребенка соответствующие линии.

Педагог. У Сони была серая пушистая крольчиха, ее звали Пушинка. Каждое утро Пушинка здоровалась с Соней. Делала она это так: сначала проведет своей лапкой по ладошке Сони прямую линию, потом волнистую, а затем зигзагообразную…

При повторении игры можно изменять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его.

Ребятам о зверятах

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог, посадив ребенка на колени, произносит стихи и одновременно выполняет действия.

Ладошка, ладошка,

Расскажи нам немножко

Педагог гладит ладонь ребенка.

О сороке-белобоке,

О бычке – белом бочке,

О лисичке-сестричке,

О зайчике-побегайчике

И о мишке косолапом.

Загибает пятый палец ребенка. Загибает четвертый палец. Загибает третий палец. Загибает второй палец. Загибает первый палец.

Больше всех у мишки лапа.

Но не бойтесь его, дети!

Ходит он по всей планете,

Раздает всем шоколадки

И играет с детьми в прятки!

Просит ребенка широко расставить пальцы. Гладит ладонь ребенка.

В заключение педагог, взяв на себя роль «медведя», предлагает ребенку поиграть «В прятки». Найдя ребенка, «медведь» угощает его шоколадом.

Самолеты

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Под стихотворный текст дети имитируют полет самолета.

Захотели мы в полет.

Завели мы самолет.

Дети вращают руками перед грудью.

Заревел моторчик «У-У-У!»,

Мы помчались в высоту.

Расставив руки в стороны, дети движутся в разных направлениях.

В облаках мы закружились

И на землю приземлились.

Присаживаются.

Мыльные пузыри

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Читая стихи, педагог предлагает детям поймать мыльные пузыри.

Мыльные пузыри в воздухе кружат,

С нашими ребятками поиграть хотят.

Легкие, прозрачные эти пузыри,

Улететь хотят они, скорее их лови!

Волшебные лужи

Игра проводится на участке с подгруппой детей. При ее подготовке необходимо на асфальте цветными мелками нарисовать разноцветные круги: синие, розовые, желтые и др. Перед детьми ставится игровая задача: бегать только по лужам одного цвета. Затем педагог называет цвет луж, например: «Бегаем по желтым лужам!»

Во избежание столкновений «лужи» не рекомендуется рисовать близко друг к другу.

Карлики и великаны

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. По сигналу педагога дети становятся то «карликами» (двигаются, согнув ноги в коленях), то «великанами» (двигаются, поднимаясь на мысок).

При повторении игры можно изменить темп движений.

Кто в домике живет?

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить несколько картонных коробок с отверстиями, а в коробки положить предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т. д.

Расставив коробки на столе, педагог предлагает детям «посетить каждый домик». Дети, просовывая руку в отверстие, ощупывают предметы и с помощью мимики или телодвижений «рассказывают» о своих впечатлениях от «посещения» того или иного домика.

Как много запахов вокруг!

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог просит детей закрыть глаза и с помощью мимики показать, приятный или неприятный запах они вдыхают. Так педагог предлагает понюхать духи, корочку апельсина, листочек душистой герани, кофе, дольку чеснока, мятную конфету, ванилин, подсолнечное масло и т. д. Дети определяют их по запаху.

Паровозик

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «построить паровозик». Дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог просит детей внимательно слушать текст и двигаться, изменяя темп и направление. В заключении игры «паровозик» отправляется в депо.

Педагог. Паровозик наш отправляется в путешествие. Внимание! Поехали!.. Медленно, медленно! Теперь немного быстрее!.. Поворот к окну, теперь прямо!.. Набираем скорость. Паровоз едет быстро!.. Повернули к двери, едем медленнее!

Внимание! Остановка – в раздевалке… Отдохнули, поехали дальше! Набираем скорость, едем быстрее!.. Приближаемся к полке с игрушками…

Внимание! Остановка!.. Снова поехали! Проезжаем через тоннель. (Дети проползают под дугами.)

Набираем скорость, поворачиваем опять к окну!..

Все (хором).

Наш дружный паровоз

Нас домой привез!

Гусеница на прогулке

Игра организуется в зале или на участке с подгруппой детей. Для ее проведения педагог заранее рисует мелом две прямые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 30-40 см, а затем 8-10 кругов (40–50 см), две извилистые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 40–50 см. Устанавливает также большое бревно или скамейку.

Педагог предлагает детям «превратиться» в большую гусеницу. Для этого дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог приглашает всех совершить занимательную прогулку.

Педагог (читает текст). Жила-была гусеница, такая нарядная, яркая, с очень хорошим аппетитом. Рано утром решила гусеница пойти погулять, поискать свежих сочных листьев, и она поползла по дорожке.

Дети передвигаются между прямыми линиями.

«Ах! – воскликнула гусеница, – сколько камней на пути!

Передвигаются между кругами.

Надо их осторожно обойти». Далее дорога стала необычная, извилистая. «Идти по ней весьма забавно, но непривычно», – подумала гусеница и поползла вперед.

Идут по извилистой дорожке.

«Но что там такое впереди? Какой-то бугорок, нужно его преодолеть», – сказала гусеница.

Перешагивают через бревно.

«А вот и лес. Как много здесь сочных листьев!» – воскликнула гусеница. Наевшись, она отправилась домой.

Движутся в обратном направлении, преодолевая все препятствия.

Поймаем бабочку

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить палочку, к концу которой прикреплена на резинке бабочка, сделанная из поролона или бумаги. Погружая детей в воображаемую ситуацию, педагог предлагает им изобразить лягушек, весело прыгающих по траве, поквакать и т. д. Затем просит поймать бабочку. Дети подпрыгивают, пытаясь ее схватить.

В заключение можно предложить изобразить лягушек-хвастушек.

Мы – зеленые лягушки!

Мы – веселые квакушки!

Любим развлечения,

Разные приключения.

Вот полянка перед нами

С золотистыми цветами.

Их понюхаем, потом

Поспешим скорей в свой дом.

Дети разбегаются, педагог пытается их поймать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Пальчиковые игры помогают   развивать речь детей,  развают чувство  ритма,  организовывают. Игры можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР для детей младшего и среднего дошкольного возраста

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППАДогоните меня!Найди свой домик!ПтичкиДети в лесуБукетИгра с косынкамиПузыриНаш поездКот и мышиКот, мыши и домикПоездКрасные флажки поднять вверх!Найди флажок!Кто найдет флажок?Най...

Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Данная картотека содержит популярные подвижные игры для организации двигательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Подбор подвижных игр для младшей и средней группы...