Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию
картотека по теме
Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека развивающих игр для детей
младшего и среднего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие
Составила:
педагог-психолог
Сухенко Т.А.
Цели:
1. Побуждать детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.
2. В процессе взаимодействия с сенсорными стимулами поддерживать экспрессивные проявления малышей (мимические, жестикуляционные, речевые), используя слова одобрения, демонстрируя способы адекватного реагирования, создавая положительную атмосферу для эмоционального развития и т. д.
Ветерок
Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить султанчик с разноцветными ленточками.
Педагог, держа в руке султанчик, произносит:
Ветерок, подуй сильней,
Развей ленточки скорей!
Вей, вей, ветерок!
Догони его, дружок!
Педагог затем начинает быстро передвигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».
Дождик
Игра организуется по аналогии с предыдущей. Для ее проведения необходимо вырезать из картона овал, напоминающий большую тучу. К «туче» прикрепляется «дождик» (прозрачные ленточки).
Педагог, держа в руке пособие, произносит:
Дождик, дождик – кап, кап, кап!
Ты не капай на ребят.
Тучку мы сейчас догоним
И тебя, дождик, прогоним!
Педагог затем начинает быстро двигаться, размахивая «тучей». Дети стараются поймать «дождик».
Чудесный мешочек
Игра организуется индивидуально или с подгруппой детей. Необходимо заранее подготовить мешочек с разными по качеству предметами-игрушками (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и т. д.). В процессе проведения игры детям предлагается решить различные игровые задачи: «Найди себе друга», «Достань, что понравилось», «На что это похоже» и т. д.
Маленькие и большие ножки
Игра организуется с подгруппой детей. Педагог, предлагая детям подвигаться, произносит:
Маленькие ножки
бежали по дорожке (3 раза).
Дети легко бегают.
Большие ноги
шли по дороге (3 раза) .
Изображают «тяжелые» шаги.
При повторении игры можно менять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его. Темп задается при чтении текста.
Веселая снежинка
Игра организуется с подгруппой детей. В процессе ее проведения педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью, или перышком) до различных частей лица или тела детей.
Веселая пушинка
Летала, летала
И села деткам на носик!
Педагог дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка.
Веселая пушинка
Летала, летала
И села деткам на щечки!
Дотрагивается ваткой до щеки каждого ребенка.
В процессе игры «пушинка» садится детям на ушко, лоб, ладошки, плечи и т. д.
Мошки
Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, изображая пальцами «мошку», при слове «Кусь!» слегка щиплет различные части лица или тела детей.
Плошки-ложки,
Летали мошки.
Летали, кружились,
На носик садились.
Кусь!
Плошки-ложки,
Летали мошки.
Летали, кружились,
На плечи садились.
Кусь!
Плошки-ложки,
Летали мошки.
Летали, кружились,
На ладошки садились.
Кусь!
Едем к бабе, к деду
Педагог сажает ребенка на колени и, произнося текст русской народной потешки, имитирует езду на ладошке.
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
По ровной дорожке.
Педагог слегка подбрасывает ребенка вверх.
На одной ножке
В старом лапоточке.
По рытвинам, по кочкам,
По рытвинам, по кочкам.
Педагог подбрасывает ребенка немного повыше, придерживая руками.
Все прямо и прямо.
Потом по одной стороне,
По другой стороне.
Педагог наклоняет ребенка вправо, затем влево.
По одной стороне,
По другой стороне.
Движения повторяются (наклоны вправо и влево).
И вдруг – в ямку – бух!
Педагог раздвигает колени и, поддерживая ребенка, дает возможность пережить ощущение падения.
Солнечный зайчик
Игра организуется с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить зеркальце. Передвигая его по стене, педагог обращает внимание детей на «гостя», который прибежал к ним в такой яркий солнечный день. Педагог направляет световое пятно на любую часть тела ребенка (кроме глаз), сообщая при этом, что «зайчик» хочет познакомиться с … (Называет имя ребенка). Предлагает погладить «солнечного зайчика». Таким образом «зайчик» знакомится со всеми детьми.
В заключение воспитатель предлагает догнать «зайчика» и произносит:
Зайчик, зайчик, не беги!
Зайчик, зайчик, подожди!
Мы тебя поймаем,
Нежно приласкаем.
Котенок
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Для этого необходимо подготовить кусочки меха, наждачную бумагу, исписанный стержень от шариковой ручки (или тонкую палочку). Педагог сажает ребенка на колени, предлагает ему закрыть глаза и послушать рассказ.
Педагог.
Жил да был у девочки Кати маленький котенок. У этого котенка был маленький шершавый язычок.
Педагог проводит по ладони ребенка шершавой бумагой.
Были у него маленькие, но острые коготки.
Несколько раз дотрагивается концом стержня или палочки до ладони ребенка
А сам он был пушистый-препушистый. Девочка очень любила своего котенка. Она часто брала его на колени, гладила по пушистой спинке.
Проводит по ладони мехом.
Педагог прижимает к себе ребенка и гладит его по спине.
Вот так! А котенок в это время ласково мурлыкал. Вот так!
Педагог имитирует мурлыканье, предлагает «промурлыкать» и ребенку.
А потом они играли: котенок бегал, а девочка его догоняла.
Педагог бегает за ребенком, а потом ловит его.
Пушинка
Игра организуется по аналогии с предыдущей. Педагог, читая текст, кусочком меха проводит по ладошке ребенка соответствующие линии.
Педагог. У Сони была серая пушистая крольчиха, ее звали Пушинка. Каждое утро Пушинка здоровалась с Соней. Делала она это так: сначала проведет своей лапкой по ладошке Сони прямую линию, потом волнистую, а затем зигзагообразную…
При повторении игры можно изменять темп выполнения движений, замедляя или ускоряя его.
Ребятам о зверятах
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог, посадив ребенка на колени, произносит стихи и одновременно выполняет действия.
Ладошка, ладошка,
Расскажи нам немножко
Педагог гладит ладонь ребенка.
О сороке-белобоке,
О бычке – белом бочке,
О лисичке-сестричке,
О зайчике-побегайчике
И о мишке косолапом.
Загибает пятый палец ребенка. Загибает четвертый палец. Загибает третий палец. Загибает второй палец. Загибает первый палец.
Больше всех у мишки лапа.
Но не бойтесь его, дети!
Ходит он по всей планете,
Раздает всем шоколадки
И играет с детьми в прятки!
Просит ребенка широко расставить пальцы. Гладит ладонь ребенка.
В заключение педагог, взяв на себя роль «медведя», предлагает ребенку поиграть «В прятки». Найдя ребенка, «медведь» угощает его шоколадом.
Самолеты
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Под стихотворный текст дети имитируют полет самолета.
Захотели мы в полет.
Завели мы самолет.
Дети вращают руками перед грудью.
Заревел моторчик «У-У-У!»,
Мы помчались в высоту.
Расставив руки в стороны, дети движутся в разных направлениях.
В облаках мы закружились
И на землю приземлились.
Присаживаются.
Мыльные пузыри
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Читая стихи, педагог предлагает детям поймать мыльные пузыри.
Мыльные пузыри в воздухе кружат,
С нашими ребятками поиграть хотят.
Легкие, прозрачные эти пузыри,
Улететь хотят они, скорее их лови!
Волшебные лужи
Игра проводится на участке с подгруппой детей. При ее подготовке необходимо на асфальте цветными мелками нарисовать разноцветные круги: синие, розовые, желтые и др. Перед детьми ставится игровая задача: бегать только по лужам одного цвета. Затем педагог называет цвет луж, например: «Бегаем по желтым лужам!»
Во избежание столкновений «лужи» не рекомендуется рисовать близко друг к другу.
Карлики и великаны
Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. По сигналу педагога дети становятся то «карликами» (двигаются, согнув ноги в коленях), то «великанами» (двигаются, поднимаясь на мысок).
При повторении игры можно изменить темп движений.
Кто в домике живет?
Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить несколько картонных коробок с отверстиями, а в коробки положить предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т. д.
Расставив коробки на столе, педагог предлагает детям «посетить каждый домик». Дети, просовывая руку в отверстие, ощупывают предметы и с помощью мимики или телодвижений «рассказывают» о своих впечатлениях от «посещения» того или иного домика.
Как много запахов вокруг!
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог просит детей закрыть глаза и с помощью мимики показать, приятный или неприятный запах они вдыхают. Так педагог предлагает понюхать духи, корочку апельсина, листочек душистой герани, кофе, дольку чеснока, мятную конфету, ванилин, подсолнечное масло и т. д. Дети определяют их по запаху.
Паровозик
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «построить паровозик». Дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог просит детей внимательно слушать текст и двигаться, изменяя темп и направление. В заключении игры «паровозик» отправляется в депо.
Педагог. Паровозик наш отправляется в путешествие. Внимание! Поехали!.. Медленно, медленно! Теперь немного быстрее!.. Поворот к окну, теперь прямо!.. Набираем скорость. Паровоз едет быстро!.. Повернули к двери, едем медленнее!
Внимание! Остановка – в раздевалке… Отдохнули, поехали дальше! Набираем скорость, едем быстрее!.. Приближаемся к полке с игрушками…
Внимание! Остановка!.. Снова поехали! Проезжаем через тоннель. (Дети проползают под дугами.)
Набираем скорость, поворачиваем опять к окну!..
Все (хором).
Наш дружный паровоз
Нас домой привез!
Гусеница на прогулке
Игра организуется в зале или на участке с подгруппой детей. Для ее проведения педагог заранее рисует мелом две прямые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 30-40 см, а затем 8-10 кругов (40–50 см), две извилистые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 40–50 см. Устанавливает также большое бревно или скамейку.
Педагог предлагает детям «превратиться» в большую гусеницу. Для этого дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог приглашает всех совершить занимательную прогулку.
Педагог (читает текст). Жила-была гусеница, такая нарядная, яркая, с очень хорошим аппетитом. Рано утром решила гусеница пойти погулять, поискать свежих сочных листьев, и она поползла по дорожке.
Дети передвигаются между прямыми линиями.
«Ах! – воскликнула гусеница, – сколько камней на пути!
Передвигаются между кругами.
Надо их осторожно обойти». Далее дорога стала необычная, извилистая. «Идти по ней весьма забавно, но непривычно», – подумала гусеница и поползла вперед.
Идут по извилистой дорожке.
«Но что там такое впереди? Какой-то бугорок, нужно его преодолеть», – сказала гусеница.
Перешагивают через бревно.
«А вот и лес. Как много здесь сочных листьев!» – воскликнула гусеница. Наевшись, она отправилась домой.
Движутся в обратном направлении, преодолевая все препятствия.
Поймаем бабочку
Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить палочку, к концу которой прикреплена на резинке бабочка, сделанная из поролона или бумаги. Погружая детей в воображаемую ситуацию, педагог предлагает им изобразить лягушек, весело прыгающих по траве, поквакать и т. д. Затем просит поймать бабочку. Дети подпрыгивают, пытаясь ее схватить.
В заключение можно предложить изобразить лягушек-хвастушек.
Мы – зеленые лягушки!
Мы – веселые квакушки!
Любим развлечения,
Разные приключения.
Вот полянка перед нами
С золотистыми цветами.
Их понюхаем, потом
Поспешим скорей в свой дом.
Дети разбегаются, педагог пытается их поймать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Пальчиковые игры помогают развивать речь детей, развают чувство ритма, организовывают. Игры можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР для детей младшего и среднего дошкольного возраста
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППАДогоните меня!Найди свой домик!ПтичкиДети в лесуБукетИгра с косынкамиПузыриНаш поездКот и мышиКот, мыши и домикПоездКрасные флажки поднять вверх!Найди флажок!Кто найдет флажок?Най...
Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Данная картотека содержит популярные подвижные игры для организации двигательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционной гимнастики...
Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Подбор подвижных игр для младшей и средней группы...
Картотека пальчиковых гимнастик для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика для дошкольников...
Музыкальные игры, развивающие творческие способности детей младшего и среднего дошкольного возраста
Музыка в дошкольном воспитании...