Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Абдуллина Ольга Викторовна

Комплекс артикуляционной гимнастики 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотеку подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Абдуллина Ольга Викторовна

Комплекс артикуляционной гимнастики для  свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.

6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

5.  «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с.  Сделав сначала глубокий вдох.

7.  «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р. 

Комплекс артикуляционной гимнастики  для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

1.       «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2.       «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3.       Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5.       «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6.       «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7.       «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Пальчиковые игры помогают   развивать речь детей,  развают чувство  ритма,  организовывают. Игры можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР для детей младшего и среднего дошкольного возраста

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППАДогоните меня!Найди свой домик!ПтичкиДети в лесуБукетИгра с косынкамиПузыриНаш поездКот и мышиКот, мыши и домикПоездКрасные флажки поднять вверх!Найди флажок!Кто найдет флажок?Най...

Пальчиковая гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Автор: воспитатель Перминова В.Н.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста решает множество задач....

Комплексы профилактической гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста

ull;  Профилактика речевых нарушений у детей  младшего и среднего дошкольного возраста.Задачи:Развивать правильное речевое дыхание.Развивать общую и мелкую моторику.Развивать артикуляционн...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Темы: "Моя семья", "Инрушки", "Осень", "Ягоды", "Фрукты", &q...

Картотека бодрящей гимнастики для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Бодрящая гимнастика для детей  младшего дошкольного возраста....