Работа с семьей. Педагогическое сопровождение.
статья на тему

зорькина ирина сергеевна

Статья-публикация, расчитана для педагогов дошкольного учреждения. Цель, которой расширить базу знаний по разделу о работе с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

     

«Работа с семьей, педагогическое сопровождение»

  Содержание  

Введение

  1. Основная часть
  1. Первая встреча  
  2.    Задачи и формы взаимодействия с семьей
  3.     Игра
  4.  Семья
  5. Права и обязанности детей и родителей.
  1. Заключение
  2. Используемая литература

                                                     

Введение

Взаимодействие детского сада и семьи

Главными воспитателями своих детей являются родители, а детский сад призван помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Цель дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС — повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

— первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

— максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая, возникает раньше потребности в общении со сверстником;

— длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно -эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием «взаимодействие», которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Необходимо стремиться  к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя

                                                       3

в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

                                                     

  1. Основная  часть
  1.  Первая встреча.

Работа с родителями начинается с поступления ребенка в детский сад, в группу раннего возраста. Это событие требует особого внимания, как со стороны дошкольного учреждения, так и со стороны родителей.

Большое значение имеет первая встреча заведующего детского сада и родителей. Как правило, родители приходят с детьми. Чтобы снизить официальный тон встречи, в кабинете размещаются игрушки на уровне роста ребенка. В то время как ребенок увлеченно рассматривает картинки в книжке или играет с игрушками, заведующая проводит беседу с родителями о ребенке, его привычках, состоянии здоровья, режиме дня; заключается договор между детским садом и семьей, в котором оговариваются условия пребывания ребенка в детском саду.

Затем родители получают приглашение к педагогу-психологу детского сада на бесплатную консультацию, куда они должны прийти всей семьей. Уже в кабинете педагог-психолог беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка, дает рекомендации по вопросам адаптации к условиям детского сада. В любом  детском саду поступивший ребенок сначала должен приходить вместе с мамой на вечерню прогулку на участок детского сада, где впервые знакомится с воспитателем группы и детьми. Мама при этом обращает внимание ребенка на то, что за всеми детьми приходят родители и забирают их домой. Таким образом, мама готовит своего ребенка к тому, что его тоже будут обязательно забирать из детского сада домой. И только потом мама приводит малыша в группу, где обязательно попрощавшись с ним, уходит на несколько часов.

Распространенная ошибка родителей в данный период, это дождаться, пока ребенок заиграется, и быстро убежать. При этом ребенок чувствует себя брошенным, ему кажется, что его оставили здесь навсегда.

Понимая трудности этого периода, можно разработать  памятку: «Пора в ясли». И в ней собрать  материал, который поможет  родителям подготовить ребенка к посещению детского сада. Можно провести анкетирование,  по результатам которого, используя метод диагностики педагоги детского сада делают прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяют проблемы, которые могут возникнуть в этот период, и дают практические рекомендации по подготовке детей.

Проделанная работа помогает  ребятишкам легко и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада.

После окончания периода адаптации воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок в данный эпикризный срок.

                                                     

Многие родители заинтересованы в развитии своих детей, интересуются их успехами, достижениями. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

  1. Задачи и формы взаимодействия с семьей.

Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи необходимо активно использовать инновационные формы и методы:

— презентации образовательной деятельности ДОУ;

— фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

— информационные буклеты;

— организация Дней открытых дверей;

— совместное проведение досугов;

— групповые встречи — практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

                                                     

— «День Портфолио» — оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;

— тематические досуги «Осенняя ярмарка», «Моя семья», «День матери», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей», КВН «Знатоки природы»; и т.д.

— вовлечение в конкурсы поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек и т. д.

— оздоровительные праздники.

Опираясь на данные позиции, необходимо приветствовать  любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

— информировать родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном календаре  группы;

— приглашать  к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

— предлагать  творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;

— призывать  к участию родителей в методических мероприятиях: изготовлению костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.д.

-создавать  сайты  групп - на котором помещать интересную информацию о жизни детей в детском саду и в группе.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско - педагогической компетентности.

В целях повышения качества взаимодействия с родителями в детском саду, необходимо проводить  всевозможные формы педагогического просвещения родителей.

Основная форма традиционной работы с коллективом родителей —

                                                   

групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Собрания можно   проводить  в форме деловой игры, ролевой игры, практикумы, игры с педагогическим содержанием, вечера вопросов-ответов. В учебном году необходимо проводить не менее трех собраний в каждой группе. На одном из них принимает участие заведующий и заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. Часто на групповых собраниях проводит тренинги и проводит беседы педагог-психолог. А в группах раннего возраста родители с нетерпением ждут врача-педиатра, чтобы задать вопросы о здоровье детей.

Наряду с традиционными формами работы, необходимо активно использовать и нетрадиционные:

- совместные праздники и досуги;

- вечер вопросов-ответов;

- презентации семьи;

- фотовыставки;

- выставки-конкурсы творческих работ, поделок;

Главные участники конкурсов-выставок – это дети и родители.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние,  выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

  • обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
  • помощи в оформлении помещения;
  • пошиве праздничных костюмов;
  • подготовке отдельных номеров;
  • изготовлении сюрпризов и подарков;
  • подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.

                                                   

  1.  Игра

Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира.

Поэтому надо объяснять значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями — дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.

Нужно предлагать  родителям посещение детского сада во время «Недели открытых дверей» — что позволит им иметь возможность «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребенком — посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на «пробудительной» гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

В  работе надо обращать внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

  1.  Семья

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия.

                                                     

Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Акцентируя внимание на проблемах организации,  необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе общения нужно объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

                1.5 Права и обязанности родителей и детей.

Семейный кодекс наделяет детей и родителей определенными правами и обязанностями. С этими моментами знакомы далеко не каждые родители, приводя ребенка в дошкольное учреждение и двигаясь после него дальше. Так как воспитатели являются «первыми учителями» в этих вопросах, то они обязаны познакомить родителей с той темой.

В соответствии с 80 статьей СК РФ родители обязаны обеспечивать нормальное проживание и содержание своего ребенка до совершеннолетия. Если же ребенок является недееспособным, то в определенных случаях такое содержание может быть пожизненным. Что касается обязанностей детей по отношению к родителям, то все параметры данного вопроса определяются в статье 87, в которой указано, что дети обязаны обеспечивать своих недееспособных родителей в случае необходимости.

Основные права и обязанности детей и родителей

В статье 44 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также в статье 63 СК РФ четко определяются все права и обязанности родителей по отношению к детям.

  1. Воспитание и образование детей – это одновременно и основное право и обязанность всех родителей. Причем, выбор учебных и дошкольных заведений родители имеют право осуществлять по собственному

                                                   

  1. усмотрению, а не по решению местных инстанций или же
  2. законодателя;
  3. Всестороннее образование ребенка – основная задача и обязанность всех родителей. Причем, устанавливаются нормы, которые определяют, что дети в детский сад ходят по желанию родителей, а вот посещение школы - обязательство;
  4. В законодательной базе определяется, что именно родители имеют преимущественное право на воспитание, обучение и выбор образования для своих детей перед иными лицами, которые могут претендовать на попечительство и опекунство;
  5. Родители обязаны предоставить своим детям нужное школьное образование. Получение общего образования – обязательный аспект, который должен выполняться всеми родителями. Если ребенок в нужном возрасте не поступил на обучение в школу, то органы опеки и попечительства имеют право формирования специализированной проверки нормального состояния семьи. Если ребенок не готов с психологической точки зрения посещать школу, то родители должны предоставить официальные документы, подтверждающие такой статус и оправдывающие то, что ребенок в установленном возрасте не посещает школу.

Это основные, так сказать, общие права и обязанности родителей по отношению к детям. Если родители принимают решение расторгнуть брачные отношения, то формируется необходимость правильного обеспечения интересов ребенка. Именно по этой причине, в нашем законодательстве указано, что развод семья с детьми может получить только через суд. Так как именно суд способен правильно рассмотреть ситуацию, и отдать приоритеты защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

                                                     

  1. Заключение

…Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. В. А. Сухомлинский 

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Сегодня мы вступили в такой период развития нашего общества, когда педагогическая культура родителей является одним из главных принципов выполнения каждого гражданина своего долга перед обществом – воспитания молодого поколения. Полноценное развитие ребенка зависит от того, насколько высок уровень педагогической культуры родителей. Роль семьи в обществе очень велика, только в семье ребенок овладевает первичными навыками, получает необходимые знания, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе. Именно в семье ребенок учиться овладевать нормами поведения, знакомится с основами нравственности человека, зарождается внутренний мир и личностные качества маленького человека. А дошкольное детство – это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется фундамент будущей личности. Огромную роль играет дошкольный возраст и в социальном развитии ребенка: складывается первичная направленность личности. Впечатления,

                                                     

полученные в детстве, остаются в памяти всю жизнь, а упущения этого

периода оставляют отпечаток и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Поэтому значение среды, в которой живут дети дошкольного возраста очень важно. 
Сегодня каждый день из источников СМИ можно услышать о сложной судьбе ребенка. Да, мы живем в непростое время: зачастую дети лишены заботы, внимания, любви. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают трудности; усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются общепринятые нормы поведения. Отсюда отчуждения между родителями и детьми настолько велико, что эта проблема приобрела масштабный характер. Далеко не все родители имеют достаточный уровень культуры и педагогические знания, которые так необходимы для воспитания собственного ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены в первую очередь на повышение педагогической культуры родителей путем просвещения, улучшения семейного микроклимата, совместное формирование полноценной личности ребенка.
В каждом дошкольном учреждении накоплен опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, физического, художественного восприятия и развития детей. Формирование активной педагогической позиции – задача каждого педагога. Такое взаимодействие должно реализовываться поэтапно. Правильно организованная работа должна носить обучающий характер.
В работе с родителями выделяют главные задачи: изучить дифференцированный подход; выделить как традиционные, так и новые активные формы; проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.



                                                   

Литература:

  1.      Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. — М.: ЛАНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

2.      Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 112 с.

3.      Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007–111 с.

4.      Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.

5.      Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 208 с.

 6.      Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

«Работа с семьей, педагогическое сопровождение»

Представление опыта работы Создание семейного клуба "Мамина школа". Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО....

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Статья на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.

Статья на тему:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24022511","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

План работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021/2022 учебный год

План работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021/2022 учебный год...