ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «ДЕТСТВО БЕЗ ВОЙНЫ» Номинация: «Гражданское и патриотическое воспитание»
проект (старшая группа) на тему

Черных Светлана Анатольевна

В вашей семье и под вашим руководством

 растет будущий гражданин. Всё, что

совершается в стране, через вашу душу и

вашу мысль должно приходить к детям.

А.С.Макаренко

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx60.82 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

В вашей семье и под вашим руководством

 растет будущий гражданин. Всё, что

совершается в стране, через вашу душу и

вашу мысль должно приходить к детям.

А.С.Макаренко

Патриотическое воспитание  в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется на основе общественных традиций  и современного опыта.

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.

Без уважения к истории  своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе.

Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать  у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

           Актуальность проекта. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц- опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне, не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детство без войны».

 Разрабатывая проект о Великой Отечественной Войне,  старалась, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ. Целевой информационно- практико-ориентированный проект «Детство без войны» позволяет систематизировать  знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности, интеллектуальной инициативы, что в свою очередь формирует готовность ребенка к школе и соответствует принципам  основной образовательной программы дошкольного образования, основанной на программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, соответствует ФГОС дошкольного образования.    

Сегодня  в науке и практике интенсивно осваивается  взгляд на воспитанника   как на «саморазвивающуюся систему», в соответствии  с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей. (В.П.Бедерханова)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом организации личностно-ориентированного подхода  к образованию является  проектная деятельность.

Нормативно-правовые документы по гражданско-патриотическому воспитанию:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»
  3. Закон «Об увековечении Победы Советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг».
  4. Закон « Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Паспорт проекта

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Детство без войны»

Проблема

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц- опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне, не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Нельзя быть патриотом своей страны, не чувствуя связи с Родиной,    не зная, как любили и берегли её наши предки, наши деды и прадеды. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного  целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются в ребенке, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию  у детей патриотических чувств необходимо начинать в дошкольном возрасте, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей могут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Участники

Дети седьмого года жизни, воспитатели группы Черных С.А. и Тихенко Н.Ф., музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Вид проекта

Долгосрочный  (2014-2015 и 2015-2016 учебный год), по доминирующему виду: информационно-практико-ориентированный.

По количеству участников – групповой

Открытый – в ДОУ и за его пределами

Цель

Создание условий для развития гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через  разные виды детской деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, Армию и солдат, желание защищать свою страну.

Пробуждать интерес к прошлому нашего посёлка, края, страны.

Образовательные:

Расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войне, познакомить с героями – земляками, детьми – героями, городами – героями.

Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Развивающие:

Развивать эмоциональное  восприятие  прошедших событий через  произведения художественной литературы, живописи, музыки.

Ожидаемый результат:

Выражен в виде целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,  к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства;

-ребенок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и  желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- ребенок способен  к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения  и правилам в разных видах деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей: склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения  в различных видах деятельности.

Трансляция проекта

- создание предметно-развивающей среды

-сотрудничество с нижнесинячихинским музеем –заповедником деревянного зодчества, цикл занятий «Как жили наши деды»

- выпуск стенгазеты «Война глазами детей»

- мини-концерт « Мы помним – мы гордимся» для родителей, бабушек и дедушек

- спортивное развлечение «Буду в армии служить-буду Родину любить!»

- спортивное развлечение «По морям, по волнам!»

-Участие во всероссийской акции «Открытка ветерану», «Бессмертный полк»

- участие в социальной акции «Яблоня Победы» (на участке детского сада)

- выставки детских работ

- Родительское собрание  «Воспитываем патриотов России»

- мини-музей в фойе детского сада

- фотовыставка «Никто не забыт…»

- конкурс чтецов «Война глазами детей»

- Аудио/видео презентации «Ветераны», «Свет вечного огня»

- интервью      «Моя мама самая…»

- Развлечение «Мы Россияне!»

-«Зарница» - военно-патриотическая игра

- Развлечение для мам «Весёлая ярмарка»

-Туристический поход «Солдатская каша»

-хоккейный матч  между командами «Деточки» и «Папочки»

Дальнейшее развитие проекта

В течение летней оздоровительной компании разработать и реализовать проект «По улочкам родного посёлка».

Участие  во всероссийских конкурсах по патриотическому воспитанию.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Развлечение «Мы Россияне!»

Этапы работы над проектом

Этапы

Ответственность и активность педагогов

Ответственность и активность детей и родителей

1

2

3

Подготовительный

  • Донести до участников проекта данную проблему
  • Подобрать методическую и художественную литературы ( сказки, рассказы, песни, стихи, пословицы), иллюстрированный материал по данной теме для реализации проекта через ИОР
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и образовательной деятельности
  • Подобрать материалы для продуктивной деятельности
  • Сбор фотоматериала
  • Подготовка и разработка сценариев и конспектов
  • Составить сценарий итогового мероприятия
  • Составить план мероприятий
  • Составление паспорта проекта
  • Обсуждение проекта с родителями

Дети и родители в процессе планирования или по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, в подгруппе или коллективно при участии взрослого они определяют продукт своей деятельности. Таким образом дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Аналитический

- Подготовка предложений по усилению мотивации на выполнение проекта

 -определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями, самообразование

- разработка модели взаимодействия всех участников проекта

-определение предполагаемого результата

-выяснение и оценка возможных средств необходимых для реализации проекта

- определение содержания деятельности для всех участников проекта

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детско-родительской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

Практический

-планирование содержания деятельности для всех участников проекта

- составление планов, конспектов, технологических карт, сценарией итогового мероприятия и развлечений

Организация выставок, конкурсов

- определение итогового мероприятия проведение ООД, бесед, ОД в режимных моментах

-консультации с родителями

- проведение подвижных игр, дидактических, сюжетно-ролевых игр

- чтение художественной литературы, заучивание, отгадывание загадок

- оформление выставки книг о семье

-рассматривание картин

- Выставка рисунков

- изготовление подарков-сюрпризов

- выпуск фотогазеты

-прослушивание песен о маме и разучивание одной из них

- запись видео-сюжета

Совместное чтение, просмотр фильмов, поисковая деятельность, художественно-изобразительная деятельность.

Совместная деятельность детей и родителей (таблица  )

Заключительный этап

-проведение итоговых мероприятий

-выставки детских работ

- составление прогноза и перспектив на будущее

- контроль и оценка деятельности

Результатом проектирования является: рисунок, аппликация, рассказ, сочинение, концерт, книга, музыкально-литературная композиция, и другие виды творческой деятельности.

Презентационный этап

- размещение проекта на персональном сайте и сайте МДОУ «Детский сад «Левушка»

Алгоритм реализации проекта:

Образовательные области

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Наши земляки – герои», «Пусть всегда будет мир!», «Дело для настоящих мужчин», «О людях военной профессии», «Дети в годы войны», «Герои тыла».

Сюжетно-ролевые игры « Разведчики», «Танкисты», «Военный госпиталь», «Военные на учениях»

Помощь в проведении спортивного праздника в младших группах.

Познавательное развитие

НОД «День Победы», «Что такое война?», «Знамя Победы»

Показ презентации «Слава героям павшим, слава героям живым!», видео презентации «День Победы!»

Интерактивные экскурсии «Москва – город герой!», «Блокада Ленинграда», «Парад Победы!», «Санкт Петербург»

Викторина « Я - гражданин своей страны»

Экскурсия в краеведческий музей, в пожарную часть ПЧ 15/1.

Экскурсия к памятнику, возложение цветов к «Вечному огню»

Создание мини-музея «Наши прадеды – славные победы»

Участие во всероссийской акции «Бессмертный полк», «Открытка ветерану»

Прогулка «По улочкам родного посёлка»

Встреча с ветераном и труженицей тыла

Конструирование «Голубь мира», «Орден солдату»

Игра – занятие «Скорая помощь»

Интерактивное занятие-путешествие  «Города-герои!», «День Победы»

Просмотр  видеозарисовки «Моя Россия»,

 видеоролика «Ах, война, война!»

Речевое развитие

НОД «Аты – баты шли солдаты», «Это праздник со слезами на глазах»

Рассматривание и обсуждение репродукций:

Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»

Е.В.Вучевич «Воин – освободитель»

А.А.Дайнека «Оборона Севастополя»

Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»

Восприятие художественной литературы и фольклора:

- разучивание стихотворений Е.Благинина «Шинель»,

- чтение «Горбушка» Б.Алмазова, «Всюду известны», «Медаль», «Первая колонна» С.Алексеев, «Мешок овсянки» А.Митяев, «Сестра», «Твои защитники», «Памятник  Советскому солдату»  Л.Касиль, «На заставе» А.Барто, «Пограничники» С.Я.Маршак,  «Рассказ танкиста» и  «Истории для детей о ВОВ»  А.Твардовский,  «Солдаты мира» Г.Рублев, «Страна в которой мы живём» Ч.С.Баруздина, «Утро Победы» А.Сурков, «Май сорок пятого года» М.Пляцковский

- Конкурс чтецов «Война глазами детей»

- Использование элементов этнографической культуры (народные игры, фольклор)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Салют тебе, ПОБЕДА!», «Пусть всегда будет солнце!», «Русский солдат»

Аппликация «Голуби на крыше», «Открытка ветерану», Цветы к вечному огню

Лепка «Военная техника», пластилинография «Знамя Победы»

Оформление папки-раскладушки «Города – герои»

Оформление стенгазеты «Война глазами детей»

Рисунки на асфальте «Дети рисуют мир!»

Музыкальное тематическое  занятие к празднику «День Победы»

Подготовка к концерту

Слушание песен военных лет «Катюша», «В землянке», «Священная война», «День Победы»…

Музыкальная гостиная «Мирная тишина»

Выполнение коллективного коллажа – диорамы «Вставай страна огромная!»

Виртуальные посещения выставок, театров, музеев, памятников.

Музыкальная гостиная с бабушками и дедушками «Поем песни о войне»

Конкурс детских рисунков «Портрет героя»

Литературно-музыкальная композиция « Памяти павших будьте достойны»

Знакомство детей с произведениями искусства

Выставка макетов, рисунков, поделок и творческих идей детей и родителей «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Физическое развитие

Военно-патриотическая игра «Зарница» (местный и муниципальный этап)

Физкультурный досуг «Буду в Армии служить, буду Родину любить!»

Хоккейный матч между командами «Деточки» и «Папочки»

Развлечение «Мы Россияне!»

Спортивный праздник «День героя»

Работа над проектом осуществлялась:

- во время организованной образовательной деятельности;

- в процессе музыкального  воспитания детей на основе наглядного материала;

-в ходе концертной деятельности детей;

- в ходе досуговых мероприятий по теме проекта;

- в ходе виртуальных посещений  музея, памятных мест, театров;

- во время работы  изобразительной студии;

- в самостоятельной деятельности детей.

Объединение усилий воспитателей, специальстов, родителей дошкольников и социальных партнеров во время работы над проектом  во многом способствовала  успешному решению  задач нравственно-патриотического воспитания.

Формы организации детей:

-физкультурный досуг

-музыкальная гостиная

-музыкальное занятие

-продуктивная деятельность

- работа в уголке творчества

-выставки детских работ, детско-родительских работ

-конкурсы стихотворений, детского творчества

- НОД

- виртуальные посещения  объектов искусства и памятников истории

- слушание и заучивание музыкальных произведений, песен, элементов танца

-оформление мини-музея в группе

-выставка рисунков – плакатов

- рассматривание  альбомов, плакатов, открыток

- литературно-музыкальная композиция

-музыкальная гостиная

- праздничный концерт

-конкурс рисунков на асфальте

- посещение памятных мест посёлка

- развлечения

-беседы

Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративные
  • Проблемное изложение материала
  • Исследовательские
  • Словесные
  • Демонстрационные
  • Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы
  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, поручения, воспитывающие ситуации.

Проектная деятельность выражена через:

  • Игру, как основной вид деятельности детей
  • Выставки картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет
  • День открытых дверей
  • Интерактивные выставки
  • Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми войны
  • Художественно-литературная образовательная деятельность, просмотр репродукций
  • Создание военно-патриотического музея
  • Включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность
  • Совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками.

Мониторинг проектной деятельности детей:

  1. Анкетирование и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения  детьми представлений о родном посёлке, России.
  2. Отслеживание, применение и  отражение знаний детей в разных видах деятельности.
  3. Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий в изобразительной  студии и на физкультурных досугах, поддержка познавательного интереса, помощь в преодолении трудностей.

Эффективность проекта оценивается по результатам диагностических исследований.

1.

Интервьюирование детей

«Что ты знаешь о войне?»,

«Моя мама самая»

2.

Индивидуальные беседы с детьми

Ситуации свободного выбора

3.

4.

Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей

5.

Анализ продуктов деятельности

6.

Анкетирование родителей

« Формирование  у детей знаний о войне»

Диагностика межличностного общения у дошкольников и результаты обследования

Мною были подобраны диагностические методики и определены показатели (Таблица 1). Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе работы над технологией.

Таблица 1

Показатели        

Диагностические методики

1.        

        Уровень сформированности основ личности будущего гражданина у детей дошкольного возраста, выявление познаний мира и человеческих отношений.        

Методика «Социально – нравственное воспитание детей».

(И. Ф. Мулько).

2.        

Уровень характера самосознания социальных норм и необходимости возрождения в обществе духовности и культуры у дошкольников.

Методика «Социльно – нравственное воспитание детей».

(И. Ф. Мулько); «Патриотическое воспитание дошкольников» (Н. В. Алешина).

3.        

Уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

        Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»

(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)

4.        

Уровень отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей) и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания социальных и нравственно – патриотических норм у детей  5 -7 лет.

Анкетирование родителей.

(адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, С.Г. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной. И. Ф. Мулько).

Цель диагностики – изучить уровень сформированности  гражданско  – патриотического воспитания у детей, которая предполагает умение построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения, уважительно и доброжелательно относиться к детям другой национальности и уметь налаживать дружеские взаимоотношения с ними, проявлять чувства к родному краю и родной стране, к традициям.

В исследовании приняли участие 24 воспитанников группы 5 -7  года жизни.

При проведении методики «Социально – нравственное воспитание» все результаты заносились в социометрическую таблицу. Затем подсчитали полученные каждым ребенком положительные и отрицательные выборы, а также взаимные выборы.

Таблица 2

Уровни

Критерии

Проценты

Количество

Высокий

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.        

75 %

18

Средний

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

25%        

6

Низкий

уровень

Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

0%        

0

        Анализ содержания критериев и показателей результатов работы по патриотическому воспитанию, воплощающих основные требования к ней, относительно которых оценивается состояние патриотического воспитания, позволяет рассматривать их систему в аксиологическом аспекте (в качестве инструмента анализа и оценки). Воплощая в содержательном плане высший уровень работы по патриотическому воспитанию и ее максимальные результаты, критерии выступают мерилом по отношению к любому другому ее уровню (к реально существующему, к данным результатам).

       В этом находит свое конкретное проявление аксиологическая (оценочная) функция системы критериев, которые представляют собой своеобразный эталон, единицу измерения основных признаков, позитивных и негативных сторон, характеристик реально осуществляемой работы по патриотическому воспитанию.

       

       Посредством такого сопоставления выявляется та или иная степень ее соответствия предъявляемым к ней требованиям, выражаемая в определенном уровне, конкретной оценке достигнутых результатов. И чем выше степень такого соответствия, тем в большей мере проявляется идентификация признаков, основных сторон и особенностей работы по патриотическому воспитанию по отношению к критериям и показателям требуемой, высокоэффективной деятельности, характеризующимися высокими результатами по формированию и развитию патриотизма у российских граждан.

   

Принципы проекта:

- историзма: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;

-гуманизации: ориентация на высшие человеческие ценности;

-дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о ВОВ, защитниках Родины, героях и подвигах народа;

-интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, сочетание разных видов деятельности;

-наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований  к культуре показа презентаций;

- принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

-принцип культуросообразности.  «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

 - принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

-принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Выполнение  этих  принципов  даёт  ребёнку  ощущение  раскрепощённости:    он  свободно  общается,  высказывает  свои  мысли, суждения,  полнее  выражает  себя в  деятельности. Благодаря  активизации  деятельности  ребёнка  по  самостоятельному  добыванию  знаний,  у  него  формируется  вкус  к  познанию. Основной формой образовательного   процесса  является  совместная образовательная деятельность,  организуются  также  праздники,  встречи,          выставки, экскурсии,  походы  и  т.д.  в своей работе с  детьми  использую  такие  приёмы,  как  наблюдение,  показ,  объяснение,  рассказ,  чтение, беседа,  упражнение,  игра, исследование,  эксперимент,  а  также   некоторые  нетрадиционные  приёмы:   придумывание  загадок,  выстраивание алгоритмов,  установление  причинно - следственных  связей,  ретроспективный  взгляд  на  предмет  и  явление,  проблемно-поисковые  ситуации и  вопросы. Деятельность  организуется  так,  чтобы   ребёнок  сам захотел  получить  знания. Для  этого  используется  метод  мотивации:  создание  проблемных  ситуаций,  совместный  поиск  ответов  на  вопросы,  заданные  самими  детьми,  информирование  детей  о  достигнутых успехах.

Сама  тема  каждой образовательной деятельности представляет  собой  вопрос  проблемно- поискового  характера,  на который  дети в итоге  занятия  находят  ответ.  В  тематическом  плане  занятий  указываются:  тема, цель, некоторые  методические  приёмы (которые могут изменяться  и дополняться),  материал  (примерный,  в  зависимости  от  имеющихся  условий),  литература  (примерная), предварительная  работа,  домашнее  задание, словарь.

Модель сопровождения родителей в условиях реализации проекта

№ п.п.

Содержание работы

Сроки

1.

Анкетирование родителей с целью ознакомления педагогов ДОУ с семейным опытом патриотического воспитания дошкольников

февраль

Погружение в проблему проекта

2.

Консультация «Как рассказать ребенку о войне»

февраль

3.

Просмотр фильмов о войне вместе с детьми, слушание музыкальных произведений на военную тематику.

Март-апрель-май

4.

Привлечение родителей к организации выставок по проекту

Февраль-май

5.

Спортивный праздник и досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить!», «Зарница!», «С Днем Победы!»

В течение всего проекта

6.

Участие в выставках совместных рисунков, поделок и пр.

В течение всего проекта

7.

Выпуск газеты «Эх, война, война!»

апрель

8.

Оформление информационного уголка «День Победы», «Города – герои»

Апрель-май

9.

Поездка с детьми к памятнику поселка «Вечный огонь», в музей.

Апрель-май

10.

Участие в акции «Бессмертный полк»

май

11.

Участие в экологической акции «Яблоня Победы»

Май-июнь

12.

Участие в праздниках и  развлечениях  в ходе реализации проекта

В течение всего проекта

13.

Помощь в оформлении и организации развивающей предметно-пространственной среды

В течение всего проекта

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта (зрительный и словесный ряд):

  • Изобразительные материалы
  • Репродукции картин художников
  • Диафильмы, видеофильмы, мультимедиапрезентации
  • Материалы для изготовления макетов
  • Настольные макеты-диорамы
  • Мольберты для творческих работ
  • Аудиомагнитофон
  • Телевизор
  • Интерактивная доска
  • Развивающие игры по теме
  • Детские презентации
  • Диски с записью песен военных лет, пластинки
  • Макеты или фотографии памятных мест посёлка, страны, городов-героев, ветеранов, детей войны
  • Ширмы и буклеты для родителей
  • Компьютер и видеотехника
  • Музейные экспонаты
  •  Фотокомпозиции по темам образовательной деятельности
  • Книги по теме

Музыкальные произведения (музыкальный ряд):

  1. «В лесу прифронтовом» (музыка М.Блантера, слова М.Исаковского)
  2. «Вот солдаты идут» (музыка К.Молчанова, слова М.Львовского)
  3. «Голубой конверт» (музыка Ю.Милютина, слова В.Замятина)
  4. «Песенка мамонтенка» (музыка В.Шаинского, слова Д.Непомнящей)
  5. «Мама- первое слово»  (музыка Жерара Буржоа, Темистокле Попа, слова Ю.Энтина)
  6. «Мы желаем счастья вам» (музыка С.Намина, слова И.Шаферана)
  7. «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача)
  8. «Прощание славянки» (музыка В.Агапкина, слова В.Лазарева, А.Мингалёва)
  9. «Пацаны» (музыка и слова  В.Вихорова)
  10. «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К.Симонова)
  11. «В землянке» (музыка К.Листова, слова А.Суркова)
  12.  «Катюша» (музыка М.Блантера, слова А.Суркова)
  13. «Эх, дороги…» (музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина)
  14. «За того парня» (музыка М.Фрадкина, слова Р.Рождественского)
  15. «Три танкиста» ( музыка Дм. И Дан Покрасс, слова Б.Ласкина)
  16. «Любимый город» (музыка Н.Богословского, слова Е.Долматовского)
  17. «Грёзы» (Р.Шуман)
  18. «Журавли» (музыка Я.Френкеля,  слова Р.Гамзатова)
  19. «Майский вальс» (музыка А.Пахмутовой, слова Е.Долматовского)
  20. « О маме» (музыка Г.Подэльского,  слова М.Садовского)
  21. «Победный марш» (музыка Н.П.Иванова-Радкевича)
  22. «Будем солдатами» ( музыка и слова З.Ротт)
  23. «Мой прадедушка» ( музыка и слова Л.Лыжовой)
  24. «Нам нужен мир» ( музыка А.Муратова, слова В Данько)
  25.  «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В.Хритонова)
  26. «Наследники Победы» (музыка Е.Зарицкой,  слова В.Шумилина)
  27. «Смуглянка» (музыка А.Новикова, слова Я.Шведова)

Художественные произведения (репродукции):

  1. «Военная хроника» Е.Е.Верещагин
  2. «У крепостной стены» Е.Е.Верещагин
  3. «Последняя атака» Н.Я.Бут
  4. «Их победить нельзя», В.Титов
  5. «Солдаты 1941 года» Ю.Кугач
  6. «Подвиг панфиловцев, В.Памфилов
  7. Серия портретов ветеранов Великой Отечественной войны, А.Шилов
  8. «Они защищали Родину» А.Шилов
  9. «Оборона Севастополя» А.А.Дейнека
  10. «Партизаны»  А.А.Пластов
  11. «Праздник Победы 9 мая 1945 года»  В.Ф.Штаних
  12. Серия портретов партизан Ю.Юсупов
  13. «Прощание» Ю.Мыльников
  14. «Мать» Ю.Шмаринов
  15.  «Блокада» М.Непринцев
  16. «Медсестра» М.Шегаль
  17. «Сестрица» М.И.Самсонов
  18. «Диорама музея Сталинградской битвы», студия художников Грекова
  19. «Письмо маме» Н.А.Бут

Ресурсный материал

  1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании/Л.Ф.Островская.-М.:Просвещение, 1995.
  2. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: проекты, конспекты занятий//Ребенок в детском саду.2007.-№2.
  3. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-С.33.-(серия «Вместе с детьми»).
  4. Сыров С.Н. Страницы истории/ С.Н.Сыров.-М.:Русский язык, 1975.

Заключение

Какого цвета страна родная?

Я сам про это пока не знаю.

Какой в ней самый красивый цвет?

Что скажешь, мама, ты мне в ответ?

Ну что красивей березок пряди?

Снопы на ниве, как на параде,

Как небо, синий цветущий лен,

Иль белый иней, иль белый клен?

Что лучше, краше? Я жду ответа.

И мама скажет: «Люби все это.

И ветки мая, и море льна.

Страна родная у нас одна!»

Э.Селемнис

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь  всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".

Анализ проделанной работы позволил определить содержание материала, доступного детям дошкольного возраста: знание фольклора (народные игры, песни,  хороводы, пословицы, поговорки и др.), игр, отражающих духовность народа, военные песни, исторические события, родословную семьи  и т.д. Этим мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране, почитание родителей детьми.

Новизна данного педагогического опыта состоит в разработанной технологии, направленной на формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

Степень новизны характеризуется тем, что в процессе апробации технологии используется целый методический комплекс мероприятий (проекты по темам образовательной области «Социализация», игры и упражнения, этические беседы, работа с родителями), направленный на воспитание нравственно – патриотических чувств у детей через проектную деятельность.

В результате работы определились пути совершенствования проектной деятельности в работе с детьми, которые выражены:

в постановке конкретной задачи;

в содержании проблемных ситуаций;

в создании предметно-развивающей среды.

Полученный результат

                                                                                 РЕБЕНОК

знает

умеет

интересуется

Знают название своего посёлка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Знают достопримечательности   родного  посёлка,  его исторические места и памятники.

Знают государственные символы России

Появились знания о семейных традициях, обрядах.

 

Дети знают о фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов).

Знают элементы народного танца и элементы хоровода.

Знают и понимают такие понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д.

Знают народные песни и военные песни  

Внимательно относятся к сверстникам и взрослым

Дети соотносят воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями.

На занятиях дети проявляют инициативу и творчество.

Появилось бережное отношение к традициям

Дети чтят и уважают своих родных, с гордостью говорят о родственниках-героях

Умеют проявлять взаимопомощь и слаженность в работе.

Знают и применяют пословицы, загадки, поговорки согласно тематикам…

Появился интерес к истории своей семьи, что  вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Желание проявлять активность и самостоятельность

Дети интересуются историческим прошлым  своего региона.

Заинтересованность в происхождении собственной семьи

Накопление представлений о жизни и творчестве народа

Проявляют активный интерес к  народной музыке, традиционной песне и пляске, военной музыке;

Приложение 1.

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - ________________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Консультация для родителей дошкольников

«Расскажите детям о Войне»

Нужно ли рассказывать детям о войне?

Этот вопрос возникает не только у родителей. Он возникает и у некоторых моих коллег – педагогов.

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации.

РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ…

1. ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.

2. КОГДА? Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

3. КАК? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

 Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Читайте детям известные произведения («Мальчиш - Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф. и др.). Учите с ними стихи наизусть.

Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.

 Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.

 расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.

Посетите с ребенком памятные места родного посёлка. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золотая хохлома»

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Зазвенела осень золотая»

Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети старшей группы, воспитатель, учитель – логопед, музыкальный руководитель, родители.Возраст детей: 5...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Времена года"

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»

Педагогический проектс детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»...