ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «ДЕТСТВО БЕЗ ВОЙНЫ» Номинация: «Гражданское и патриотическое воспитание»
проект (старшая группа) на тему
В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин. Всё, что
совершается в стране, через вашу душу и
вашу мысль должно приходить к детям.
А.С.Макаренко
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 60.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин. Всё, что
совершается в стране, через вашу душу и
вашу мысль должно приходить к детям.
А.С.Макаренко
Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется на основе общественных традиций и современного опыта.
Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Актуальность проекта. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц- опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне, не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детство без войны».
Разрабатывая проект о Великой Отечественной Войне, старалась, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ. Целевой информационно- практико-ориентированный проект «Детство без войны» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности, интеллектуальной инициативы, что в свою очередь формирует готовность ребенка к школе и соответствует принципам основной образовательной программы дошкольного образования, основанной на программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, соответствует ФГОС дошкольного образования.
Сегодня в науке и практике интенсивно осваивается взгляд на воспитанника как на «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей. (В.П.Бедерханова)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом организации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Нормативно-правовые документы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»
- Закон «Об увековечении Победы Советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг».
- Закон « Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Паспорт проекта
Содержание | Пояснение |
Название проекта | «Детство без войны» |
Проблема | В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц- опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне, не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Нельзя быть патриотом своей страны, не чувствуя связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши деды и прадеды. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются в ребенке, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо начинать в дошкольном возрасте, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. |
Участники | Дети седьмого года жизни, воспитатели группы Черных С.А. и Тихенко Н.Ф., музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители. |
Вид проекта | Долгосрочный (2014-2015 и 2015-2016 учебный год), по доминирующему виду: информационно-практико-ориентированный. По количеству участников – групповой Открытый – в ДОУ и за его пределами |
Цель | Создание условий для развития гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности. |
Задачи: | Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, Армию и солдат, желание защищать свою страну. Пробуждать интерес к прошлому нашего посёлка, края, страны. Образовательные: Расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войне, познакомить с героями – земляками, детьми – героями, городами – героями. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас. Развивающие: Развивать эмоциональное восприятие прошедших событий через произведения художественной литературы, живописи, музыки. |
Ожидаемый результат: | Выражен в виде целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования: -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства; -ребенок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей: склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Трансляция проекта | - создание предметно-развивающей среды -сотрудничество с нижнесинячихинским музеем –заповедником деревянного зодчества, цикл занятий «Как жили наши деды» - выпуск стенгазеты «Война глазами детей» - мини-концерт « Мы помним – мы гордимся» для родителей, бабушек и дедушек - спортивное развлечение «Буду в армии служить-буду Родину любить!» - спортивное развлечение «По морям, по волнам!» -Участие во всероссийской акции «Открытка ветерану», «Бессмертный полк» - участие в социальной акции «Яблоня Победы» (на участке детского сада) - выставки детских работ - Родительское собрание «Воспитываем патриотов России» - мини-музей в фойе детского сада - фотовыставка «Никто не забыт…» - конкурс чтецов «Война глазами детей» - Аудио/видео презентации «Ветераны», «Свет вечного огня» - интервью «Моя мама самая…» - Развлечение «Мы Россияне!» -«Зарница» - военно-патриотическая игра - Развлечение для мам «Весёлая ярмарка» -Туристический поход «Солдатская каша» -хоккейный матч между командами «Деточки» и «Папочки» |
Дальнейшее развитие проекта | В течение летней оздоровительной компании разработать и реализовать проект «По улочкам родного посёлка». Участие во всероссийских конкурсах по патриотическому воспитанию. |
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Развлечение «Мы Россияне!»
Этапы работы над проектом
Этапы | Ответственность и активность педагогов | Ответственность и активность детей и родителей |
1 | 2 | 3 |
Подготовительный |
| Дети и родители в процессе планирования или по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, в подгруппе или коллективно при участии взрослого они определяют продукт своей деятельности. Таким образом дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие. |
Аналитический | - Подготовка предложений по усилению мотивации на выполнение проекта -определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями, самообразование - разработка модели взаимодействия всех участников проекта -определение предполагаемого результата -выяснение и оценка возможных средств необходимых для реализации проекта - определение содержания деятельности для всех участников проекта | Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детско-родительской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления. |
Практический | -планирование содержания деятельности для всех участников проекта - составление планов, конспектов, технологических карт, сценарией итогового мероприятия и развлечений Организация выставок, конкурсов - определение итогового мероприятия проведение ООД, бесед, ОД в режимных моментах -консультации с родителями - проведение подвижных игр, дидактических, сюжетно-ролевых игр - чтение художественной литературы, заучивание, отгадывание загадок - оформление выставки книг о семье -рассматривание картин - Выставка рисунков - изготовление подарков-сюрпризов - выпуск фотогазеты -прослушивание песен о маме и разучивание одной из них - запись видео-сюжета | Совместное чтение, просмотр фильмов, поисковая деятельность, художественно-изобразительная деятельность. Совместная деятельность детей и родителей (таблица ) |
Заключительный этап | -проведение итоговых мероприятий -выставки детских работ - составление прогноза и перспектив на будущее - контроль и оценка деятельности | Результатом проектирования является: рисунок, аппликация, рассказ, сочинение, концерт, книга, музыкально-литературная композиция, и другие виды творческой деятельности. |
Презентационный этап | - размещение проекта на персональном сайте и сайте МДОУ «Детский сад «Левушка» |
Алгоритм реализации проекта:
Образовательные области | Содержание |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы «Наши земляки – герои», «Пусть всегда будет мир!», «Дело для настоящих мужчин», «О людях военной профессии», «Дети в годы войны», «Герои тыла». Сюжетно-ролевые игры « Разведчики», «Танкисты», «Военный госпиталь», «Военные на учениях» Помощь в проведении спортивного праздника в младших группах. |
Познавательное развитие | НОД «День Победы», «Что такое война?», «Знамя Победы» Показ презентации «Слава героям павшим, слава героям живым!», видео презентации «День Победы!» Интерактивные экскурсии «Москва – город герой!», «Блокада Ленинграда», «Парад Победы!», «Санкт Петербург» Викторина « Я - гражданин своей страны» Экскурсия в краеведческий музей, в пожарную часть ПЧ 15/1. Экскурсия к памятнику, возложение цветов к «Вечному огню» Создание мини-музея «Наши прадеды – славные победы» Участие во всероссийской акции «Бессмертный полк», «Открытка ветерану» Прогулка «По улочкам родного посёлка» Встреча с ветераном и труженицей тыла Конструирование «Голубь мира», «Орден солдату» Игра – занятие «Скорая помощь» Интерактивное занятие-путешествие «Города-герои!», «День Победы» Просмотр видеозарисовки «Моя Россия», видеоролика «Ах, война, война!» |
Речевое развитие | НОД «Аты – баты шли солдаты», «Это праздник со слезами на глазах» Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю.М.Непринцев «Отдых после боя» Е.В.Вучевич «Воин – освободитель» А.А.Дайнека «Оборона Севастополя» Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» Восприятие художественной литературы и фольклора: - разучивание стихотворений Е.Благинина «Шинель», - чтение «Горбушка» Б.Алмазова, «Всюду известны», «Медаль», «Первая колонна» С.Алексеев, «Мешок овсянки» А.Митяев, «Сестра», «Твои защитники», «Памятник Советскому солдату» Л.Касиль, «На заставе» А.Барто, «Пограничники» С.Я.Маршак, «Рассказ танкиста» и «Истории для детей о ВОВ» А.Твардовский, «Солдаты мира» Г.Рублев, «Страна в которой мы живём» Ч.С.Баруздина, «Утро Победы» А.Сурков, «Май сорок пятого года» М.Пляцковский - Конкурс чтецов «Война глазами детей» - Использование элементов этнографической культуры (народные игры, фольклор) |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Салют тебе, ПОБЕДА!», «Пусть всегда будет солнце!», «Русский солдат» Аппликация «Голуби на крыше», «Открытка ветерану», Цветы к вечному огню Лепка «Военная техника», пластилинография «Знамя Победы» Оформление папки-раскладушки «Города – герои» Оформление стенгазеты «Война глазами детей» Рисунки на асфальте «Дети рисуют мир!» Музыкальное тематическое занятие к празднику «День Победы» Подготовка к концерту Слушание песен военных лет «Катюша», «В землянке», «Священная война», «День Победы»… Музыкальная гостиная «Мирная тишина» Выполнение коллективного коллажа – диорамы «Вставай страна огромная!» Виртуальные посещения выставок, театров, музеев, памятников. Музыкальная гостиная с бабушками и дедушками «Поем песни о войне» Конкурс детских рисунков «Портрет героя» Литературно-музыкальная композиция « Памяти павших будьте достойны» Знакомство детей с произведениями искусства Выставка макетов, рисунков, поделок и творческих идей детей и родителей «Никто не забыт, ничто не забыто!» |
Физическое развитие | Военно-патриотическая игра «Зарница» (местный и муниципальный этап) Физкультурный досуг «Буду в Армии служить, буду Родину любить!» Хоккейный матч между командами «Деточки» и «Папочки» Развлечение «Мы Россияне!» Спортивный праздник «День героя» |
Работа над проектом осуществлялась:
- во время организованной образовательной деятельности;
- в процессе музыкального воспитания детей на основе наглядного материала;
-в ходе концертной деятельности детей;
- в ходе досуговых мероприятий по теме проекта;
- в ходе виртуальных посещений музея, памятных мест, театров;
- во время работы изобразительной студии;
- в самостоятельной деятельности детей.
Объединение усилий воспитателей, специальстов, родителей дошкольников и социальных партнеров во время работы над проектом во многом способствовала успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания.
Формы организации детей:
-физкультурный досуг
-музыкальная гостиная
-музыкальное занятие
-продуктивная деятельность
- работа в уголке творчества
-выставки детских работ, детско-родительских работ
-конкурсы стихотворений, детского творчества
- НОД
- виртуальные посещения объектов искусства и памятников истории
- слушание и заучивание музыкальных произведений, песен, элементов танца
-оформление мини-музея в группе
-выставка рисунков – плакатов
- рассматривание альбомов, плакатов, открыток
- литературно-музыкальная композиция
-музыкальная гостиная
- праздничный концерт
-конкурс рисунков на асфальте
- посещение памятных мест посёлка
- развлечения
-беседы
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративные
- Проблемное изложение материала
- Исследовательские
- Словесные
- Демонстрационные
- Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, поручения, воспитывающие ситуации.
Проектная деятельность выражена через:
- Игру, как основной вид деятельности детей
- Выставки картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет
- День открытых дверей
- Интерактивные выставки
- Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми войны
- Художественно-литературная образовательная деятельность, просмотр репродукций
- Создание военно-патриотического музея
- Включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность
- Совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками.
Мониторинг проектной деятельности детей:
- Анкетирование и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о родном посёлке, России.
- Отслеживание, применение и отражение знаний детей в разных видах деятельности.
- Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий в изобразительной студии и на физкультурных досугах, поддержка познавательного интереса, помощь в преодолении трудностей.
Эффективность проекта оценивается по результатам диагностических исследований.
1. | Интервьюирование детей | «Что ты знаешь о войне?», «Моя мама самая» |
2. | Индивидуальные беседы с детьми Ситуации свободного выбора | |
3. | ||
4. | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей | |
5. | Анализ продуктов деятельности | |
6. | Анкетирование родителей | « Формирование у детей знаний о войне» |
Диагностика межличностного общения у дошкольников и результаты обследования
Мною были подобраны диагностические методики и определены показатели (Таблица 1). Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе работы над технологией.
Таблица 1
№ | Показатели | Диагностические методики |
1. | Уровень сформированности основ личности будущего гражданина у детей дошкольного возраста, выявление познаний мира и человеческих отношений. | Методика «Социально – нравственное воспитание детей». (И. Ф. Мулько). |
2. | Уровень характера самосознания социальных норм и необходимости возрождения в обществе духовности и культуры у дошкольников. | Методика «Социльно – нравственное воспитание детей». (И. Ф. Мулько); «Патриотическое воспитание дошкольников» (Н. В. Алешина). |
3. | Уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними. | Диагностическая ситуация «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) |
4. | Уровень отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей) и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания социальных и нравственно – патриотических норм у детей 5 -7 лет. | Анкетирование родителей. (адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, С.Г. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной. И. Ф. Мулько). |
Цель диагностики – изучить уровень сформированности гражданско – патриотического воспитания у детей, которая предполагает умение построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения, уважительно и доброжелательно относиться к детям другой национальности и уметь налаживать дружеские взаимоотношения с ними, проявлять чувства к родному краю и родной стране, к традициям.
В исследовании приняли участие 24 воспитанников группы 5 -7 года жизни.
При проведении методики «Социально – нравственное воспитание» все результаты заносились в социометрическую таблицу. Затем подсчитали полученные каждым ребенком положительные и отрицательные выборы, а также взаимные выборы.
Таблица 2
Уровни | Критерии | Проценты | Количество |
Высокий уровень | Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым. | 75 % | 18 |
Средний уровень | Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично. | 25% | 6 |
Низкий уровень | Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается. | 0% | 0 |
Анализ содержания критериев и показателей результатов работы по патриотическому воспитанию, воплощающих основные требования к ней, относительно которых оценивается состояние патриотического воспитания, позволяет рассматривать их систему в аксиологическом аспекте (в качестве инструмента анализа и оценки). Воплощая в содержательном плане высший уровень работы по патриотическому воспитанию и ее максимальные результаты, критерии выступают мерилом по отношению к любому другому ее уровню (к реально существующему, к данным результатам).
В этом находит свое конкретное проявление аксиологическая (оценочная) функция системы критериев, которые представляют собой своеобразный эталон, единицу измерения основных признаков, позитивных и негативных сторон, характеристик реально осуществляемой работы по патриотическому воспитанию.
Посредством такого сопоставления выявляется та или иная степень ее соответствия предъявляемым к ней требованиям, выражаемая в определенном уровне, конкретной оценке достигнутых результатов. И чем выше степень такого соответствия, тем в большей мере проявляется идентификация признаков, основных сторон и особенностей работы по патриотическому воспитанию по отношению к критериям и показателям требуемой, высокоэффективной деятельности, характеризующимися высокими результатами по формированию и развитию патриотизма у российских граждан.
Принципы проекта:
- историзма: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;
-гуманизации: ориентация на высшие человеческие ценности;
-дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о ВОВ, защитниках Родины, героях и подвигах народа;
-интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, сочетание разных видов деятельности;
-наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций;
- принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
-принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
-принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Выполнение этих принципов даёт ребёнку ощущение раскрепощённости: он свободно общается, высказывает свои мысли, суждения, полнее выражает себя в деятельности. Благодаря активизации деятельности ребёнка по самостоятельному добыванию знаний, у него формируется вкус к познанию. Основной формой образовательного процесса является совместная образовательная деятельность, организуются также праздники, встречи, выставки, экскурсии, походы и т.д. в своей работе с детьми использую такие приёмы, как наблюдение, показ, объяснение, рассказ, чтение, беседа, упражнение, игра, исследование, эксперимент, а также некоторые нетрадиционные приёмы: придумывание загадок, выстраивание алгоритмов, установление причинно - следственных связей, ретроспективный взгляд на предмет и явление, проблемно-поисковые ситуации и вопросы. Деятельность организуется так, чтобы ребёнок сам захотел получить знания. Для этого используется метод мотивации: создание проблемных ситуаций, совместный поиск ответов на вопросы, заданные самими детьми, информирование детей о достигнутых успехах.
Сама тема каждой образовательной деятельности представляет собой вопрос проблемно- поискового характера, на который дети в итоге занятия находят ответ. В тематическом плане занятий указываются: тема, цель, некоторые методические приёмы (которые могут изменяться и дополняться), материал (примерный, в зависимости от имеющихся условий), литература (примерная), предварительная работа, домашнее задание, словарь.
Модель сопровождения родителей в условиях реализации проекта
№ п.п. | Содержание работы | Сроки |
1. | Анкетирование родителей с целью ознакомления педагогов ДОУ с семейным опытом патриотического воспитания дошкольников | февраль |
Погружение в проблему проекта | ||
2. | Консультация «Как рассказать ребенку о войне» | февраль |
3. | Просмотр фильмов о войне вместе с детьми, слушание музыкальных произведений на военную тематику. | Март-апрель-май |
4. | Привлечение родителей к организации выставок по проекту | Февраль-май |
5. | Спортивный праздник и досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить!», «Зарница!», «С Днем Победы!» | В течение всего проекта |
6. | Участие в выставках совместных рисунков, поделок и пр. | В течение всего проекта |
7. | Выпуск газеты «Эх, война, война!» | апрель |
8. | Оформление информационного уголка «День Победы», «Города – герои» | Апрель-май |
9. | Поездка с детьми к памятнику поселка «Вечный огонь», в музей. | Апрель-май |
10. | Участие в акции «Бессмертный полк» | май |
11. | Участие в экологической акции «Яблоня Победы» | Май-июнь |
12. | Участие в праздниках и развлечениях в ходе реализации проекта | В течение всего проекта |
13. | Помощь в оформлении и организации развивающей предметно-пространственной среды | В течение всего проекта |
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта (зрительный и словесный ряд):
- Изобразительные материалы
- Репродукции картин художников
- Диафильмы, видеофильмы, мультимедиапрезентации
- Материалы для изготовления макетов
- Настольные макеты-диорамы
- Мольберты для творческих работ
- Аудиомагнитофон
- Телевизор
- Интерактивная доска
- Развивающие игры по теме
- Детские презентации
- Диски с записью песен военных лет, пластинки
- Макеты или фотографии памятных мест посёлка, страны, городов-героев, ветеранов, детей войны
- Ширмы и буклеты для родителей
- Компьютер и видеотехника
- Музейные экспонаты
- Фотокомпозиции по темам образовательной деятельности
- Книги по теме
Музыкальные произведения (музыкальный ряд):
- «В лесу прифронтовом» (музыка М.Блантера, слова М.Исаковского)
- «Вот солдаты идут» (музыка К.Молчанова, слова М.Львовского)
- «Голубой конверт» (музыка Ю.Милютина, слова В.Замятина)
- «Песенка мамонтенка» (музыка В.Шаинского, слова Д.Непомнящей)
- «Мама- первое слово» (музыка Жерара Буржоа, Темистокле Попа, слова Ю.Энтина)
- «Мы желаем счастья вам» (музыка С.Намина, слова И.Шаферана)
- «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача)
- «Прощание славянки» (музыка В.Агапкина, слова В.Лазарева, А.Мингалёва)
- «Пацаны» (музыка и слова В.Вихорова)
- «Жди меня» (музыка М.Блантера, слова К.Симонова)
- «В землянке» (музыка К.Листова, слова А.Суркова)
- «Катюша» (музыка М.Блантера, слова А.Суркова)
- «Эх, дороги…» (музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина)
- «За того парня» (музыка М.Фрадкина, слова Р.Рождественского)
- «Три танкиста» ( музыка Дм. И Дан Покрасс, слова Б.Ласкина)
- «Любимый город» (музыка Н.Богословского, слова Е.Долматовского)
- «Грёзы» (Р.Шуман)
- «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова)
- «Майский вальс» (музыка А.Пахмутовой, слова Е.Долматовского)
- « О маме» (музыка Г.Подэльского, слова М.Садовского)
- «Победный марш» (музыка Н.П.Иванова-Радкевича)
- «Будем солдатами» ( музыка и слова З.Ротт)
- «Мой прадедушка» ( музыка и слова Л.Лыжовой)
- «Нам нужен мир» ( музыка А.Муратова, слова В Данько)
- «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В.Хритонова)
- «Наследники Победы» (музыка Е.Зарицкой, слова В.Шумилина)
- «Смуглянка» (музыка А.Новикова, слова Я.Шведова)
Художественные произведения (репродукции):
- «Военная хроника» Е.Е.Верещагин
- «У крепостной стены» Е.Е.Верещагин
- «Последняя атака» Н.Я.Бут
- «Их победить нельзя», В.Титов
- «Солдаты 1941 года» Ю.Кугач
- «Подвиг панфиловцев, В.Памфилов
- Серия портретов ветеранов Великой Отечественной войны, А.Шилов
- «Они защищали Родину» А.Шилов
- «Оборона Севастополя» А.А.Дейнека
- «Партизаны» А.А.Пластов
- «Праздник Победы 9 мая 1945 года» В.Ф.Штаних
- Серия портретов партизан Ю.Юсупов
- «Прощание» Ю.Мыльников
- «Мать» Ю.Шмаринов
- «Блокада» М.Непринцев
- «Медсестра» М.Шегаль
- «Сестрица» М.И.Самсонов
- «Диорама музея Сталинградской битвы», студия художников Грекова
- «Письмо маме» Н.А.Бут
Ресурсный материал
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании/Л.Ф.Островская.-М.:Просвещение, 1995.
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: проекты, конспекты занятий//Ребенок в детском саду.2007.-№2.
- С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-С.33.-(серия «Вместе с детьми»).
- Сыров С.Н. Страницы истории/ С.Н.Сыров.-М.:Русский язык, 1975.
Заключение
Какого цвета страна родная?
Я сам про это пока не знаю.
Какой в ней самый красивый цвет?
Что скажешь, мама, ты мне в ответ?
Ну что красивей березок пряди?
Снопы на ниве, как на параде,
Как небо, синий цветущий лен,
Иль белый иней, иль белый клен?
Что лучше, краше? Я жду ответа.
И мама скажет: «Люби все это.
И ветки мая, и море льна.
Страна родная у нас одна!»
Э.Селемнис
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".
Анализ проделанной работы позволил определить содержание материала, доступного детям дошкольного возраста: знание фольклора (народные игры, песни, хороводы, пословицы, поговорки и др.), игр, отражающих духовность народа, военные песни, исторические события, родословную семьи и т.д. Этим мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране, почитание родителей детьми.
Новизна данного педагогического опыта состоит в разработанной технологии, направленной на формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.
Степень новизны характеризуется тем, что в процессе апробации технологии используется целый методический комплекс мероприятий (проекты по темам образовательной области «Социализация», игры и упражнения, этические беседы, работа с родителями), направленный на воспитание нравственно – патриотических чувств у детей через проектную деятельность.
В результате работы определились пути совершенствования проектной деятельности в работе с детьми, которые выражены:
в постановке конкретной задачи;
в содержании проблемных ситуаций;
в создании предметно-развивающей среды.
Полученный результат
РЕБЕНОК | знает | умеет | интересуется |
Знают название своего посёлка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Знают достопримечательности родного посёлка, его исторические места и памятники. Знают государственные символы России Появились знания о семейных традициях, обрядах.
Дети знают о фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Знают элементы народного танца и элементы хоровода. Знают и понимают такие понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Знают народные песни и военные песни | Внимательно относятся к сверстникам и взрослым Дети соотносят воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. На занятиях дети проявляют инициативу и творчество. Появилось бережное отношение к традициям Дети чтят и уважают своих родных, с гордостью говорят о родственниках-героях Умеют проявлять взаимопомощь и слаженность в работе. Знают и применяют пословицы, загадки, поговорки согласно тематикам… | Появился интерес к истории своей семьи, что вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Желание проявлять активность и самостоятельность Дети интересуются историческим прошлым своего региона. Заинтересованность в происхождении собственной семьи Накопление представлений о жизни и творчестве народа Проявляют активный интерес к народной музыке, традиционной песне и пляске, военной музыке; |
Приложение 1.
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - ________________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Консультация для родителей дошкольников
«Расскажите детям о Войне»
Нужно ли рассказывать детям о войне?
Этот вопрос возникает не только у родителей. Он возникает и у некоторых моих коллег – педагогов.
В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации.
РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ…
1. ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
2. КОГДА? Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
3. КАК? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Читайте детям известные произведения («Мальчиш - Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф. и др.). Учите с ними стихи наизусть.
Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.
Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.
расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.
Посетите с ребенком памятные места родного посёлка. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золотая хохлома»
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Вот на ветках птички, снегири – синички
Конспект ООД...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Зазвенела осень золотая»
Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети старшей группы, воспитатель, учитель – логопед, музыкальный руководитель, родители.Возраст детей: 5...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Времена года"
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»
Педагогический проектс детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»...