Консультация для воспитателей.
консультация на тему

Технология наглядного моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx56.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технология наглядного моделирования

Составила воспитатель МАДОУ д/с № 46  Бабикова Ольга Николаевна

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность       познания, является использование детьми моделей и активное участие,  в процессе моделирования.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

      Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическим изображениями, знаками.

       Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические).

       В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое.

              Моделирование в детском саду проводится на материале, который хорошо знаком детям. При этом используются знания, которые были получены в обыденной жизни или на занятиях. Сначала моделируются отдельные конкретные ситуации, а немного позже моделируются модели, которые имеют что-то общее между собой. Обучать моделированию легче, если использовать уже готовые конструкции.

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей:

 1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе..

4. Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотехника – это совокупность приемов и правил облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

tabl-3Зим.  Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.  

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.

Стихотворение «Зимняя прогулка» 

зимняя прогулка 

Раз, два, три, четыре, пять – мы идем во двор гулять

Бабу снежную слепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись,

А потом домой пришли, суп поели, спать легли                                                                        

5. Загадки, кроссворды, ребусы.

6. Логические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, разнообразные игры Воскобавича.

7. Дидактические игры типа «Узнай по силуэту»,  «Что сначала, что потом», «Смысловые цепочки». 

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:                       - по характеру моделирования – модели объектов, процессов;                                                                                                                              - по внешнему виду – плоскостные и объёмные;                                                                           - по месту расположения – настенные, настольные и напольные;                                           - по способу использования – статические и динамические и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...