консультация "Дизайн как культурная практика ребенка"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ФГОС ДО предполагает проектирование современного образовательного пространства на основе принципа культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно:
-содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» их культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
-содействие эффективному взаимодействию и сотрудничеству детей с другими людьми;
-выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, поддержка и развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Новое содержание образования основывается на развитии универсальных культурных умений ребенка. Они начинают формироваться в раннем и дошкольном возрасте, а затем развиваются и совершенствуются в течении всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают эмоционально-ценностное отношение к ним. Для становления и развития таких универсальных умений нужны особые культурные практики, понимаемые как разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересов ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Культурные практики-это привычные для ребенка способы самоопределения и самореализации в процессе разных видов деятельности и общения с детьми и взрослыми. Это также постоянная и свободная апробация ребенком новых форм и способов деятельности в целях удовлетворения разнообразных потребностей. Интересы, привычки, любимые занятия, черты характера, стиль поведения формируется на основе культурной практики ребенка. К их числу можно отнести разнообразие социально-ориентированных, коммуникативных, художественных способов действий, каждый из которых, в свою очередь, вырастает из разных видов детской деятельности.
Сегодня мы рассмотрим дизайн- как культурную практику ребенка. Раскроем понятие «дизайн» в двух аспектах: как современное искусство и как вид детской художественно-продуктивной деятельности.
Дизайн( от англ. Design –проектирование, чертеж, проект, план, рисунок) - конструктивное искусство, особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. Смысл его- в создании вещей, сохраняющих свою функциональность, полезность при наличии высокохудожественного облика, отражающего актуальные проблемы своего времени. Дизайн как самостоятельный вид искусства начинает развиваться в начале 20 века. В 1959 году на первой генеральной международной ассамблее ИКСИД (международный совет организаций индустриального дизайна) термин «дизайн» был признан международным.
В современном дизайне выделяют четыре направления:
- Проектирование промышленных изделий- дизайн автомобилей, одежды, игрушки и др.;
- Связано с рекламой- миром графики и слова;
- Архитектура, определяет её форму и составляющие- дизайн интерьера, ландшафтный дизайн;
- Дизайн-форма , как предмет искусства, тесно связанный со скульптурой.
Постепенно дизайн становится одной из важных составляющих жизни, реконструируя и обновляя окружения человека( мебель, одежда, техника, интерьер, сады, парки и т.д.) Реагируя на все изменения в обществе, дизайн формирует вкусы, предвосхищая время и дает огромные возможности для творчества человека.
Детский дизайн- интегрированная деятельность, имеющая в свое основе различные художественные техники и способы, освоенные детьми в разных видах продуктивного творчества и направленные на создание предмета, гармонично сочетающего функциональные и эстетические качества.
Художник –педагог Б.М. Неменский видит значение дизайн=деятельности в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира вещей. Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и учиться преобразовывать мир по законам красоты, уметь делать его удобным, экологичным, человечным. Это преобразование начинается с простого(выбор одежды, вещей) постепенно складывается свой мир, выражающий личность человека. То есть формируя свою прическу, костюм, интерьер, мы тем самым формируем облик нашего мира.
Педагог-иследователь Г.Н.Пантелеев в своей книге «Детский дизайн» пишет: «Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. Это и является основной задачей дизайн-деятельности» .
Дизайн-деятельность-одна из составляющих ОО «Художественно-эстетическое развитие», в связи с этим цель занятий дизайн-деятельностью- воспитание у детей эстетической культуры, содействие формированию эстетического отношенияк окружающему миру(природному, предметному, социальному), расширение опыта творческой деятельности по обустройству предметно-пространственной среды.
Основополагающая идея состоит в том, что дизайн-деятельность на всех её уровнях- восприятие, исполнительство, творчество-организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
Принципы:
- дизайн-деятельность-современное конструктивное искусство;
-центральным в новом содержании дизайн-деятельности становятся не конкретные темы, предметы, конструкции, а общечеловеческие проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в нем. В соответствии со спецификой предметного содержания проблемы дизайн-деятельности выражены парными эстетическими категориями: красива-некрасиво, нравится-не нравится, комфортно-некомфортно, удобно-неудобно, целое-часть, истина-ложь, реальность-фантазия и др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе воображения, мышления и эмпатии.;
-проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека(дизайнер, художник, мастер, педагог, родитель)который передаёт опыт человечества ;
-трансформация содержания- позволяющая открыть внутренние, скрытые связи материала, в результате чего дети самостоятельно проходят путь «открытия» знания и практически осваивают способы действий;
-экспериментирование с материалами, их свойствами, художественными техниками и способами создания изделий.
Основные задачи:
Дизайн-деятельность доступна для освоения дошкольниками значима для творческого и общего развития ребенка с учетом его возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей:
1.дизайн-продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт: коллаж, книжка…
2.дизайн- универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. В основе художественных техник древнейшие операции : лепка, плетение, связывание, скручивание, склеивание ,…современные предметы изобретены в давние времена: стол, стул, ложка, сумка,…
3. дизайн- свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества.
4. дизаин- как правило орудийная деятельность, ребенок использует конкретные орудия(ножницы, дырокол,нож).
Для освоения дизайна как культурной практикой вместо традиционных занятий предлагается форма творческих дизайн проектов, для которых характерно следующее:
-расширение границ образовательного и реального (материального) пространства- музеи, выставки, мастер-классы, мастерские, прогулки, культурные события;
-расширение социокультурного пространства, вовлечение в проектную деятельность других людей- расширение команды единомышленников, выхода за рамки группы;
-обсуждение дизайн-проекта на всех этапах( от разработки замысла до воплощения и применения) для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
-презентация результатадизайн-деятельности, имеющего персональную и социальную значимость;
Включение созданного предмета(изделие, вещи, аранжировки) в ППС ;
-отсутствие единой для всех детей задачи и единого критерия оценки результата дизайн деятельности.
Большое значение имеет грамотное проектирование РППС. В ней представлены эстетические обьекты и предметы культуры для обогащения детских впечатлений, развития эстетического восприятия и художественного вкуса каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Необходимо свободное пространство для творческого освоения его детьми и наполнения рукотворными изделиями.
Разнообразная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных живых дел, направленных на освоение предмета, »обживания» и обустройство окружающего пространства как мира предметов, глубокая интеграция интеллектуального и эстетического развития(человек в мире природы, в мире вещей, мире людей0; создание конкретного художественного продукта, отвечающего идее единства пользы и красоты; организация образовательной деятельности методом проектов; создание РППС, включающей арт-обьекты для художественного восприятия, материалы и место для творчества и презентации результатов; индивидуальные программы развития- важнейшие черты дизайн-деятельности как культурной практики в современном образовании.
Дизайн- современное искусство, сущность и значение которого заключается в создании нового облика предмета, творческом проектировании его формы, а также всей ППС в единстве функциональных и эстетических задач. Формула дизайна: польза+ красота (уникальность), которая с успехом воплощается как профессиональными дизайнерами, так и дошкольниками в процессе создания полезных и красивых, оригинальных вещей- игрушек, сувениров, подарков,… Основной путь развития ребенка в процессе дизайн-деятельности- его творческое самоопределение в пространстве и времени культуры через глубокое познание предмета как носителя культурных и личностных смыслов. Поэтому дизайн-деятельность позволяет педагогу моделировать образовательные маршруты как путь развития человеческой культуры.Но гораздо важнее создавать условия ддддля успешного освоения каждым ребенком дизайна как культурной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"
В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...
Совместная игра взрослого и ребенка как культурная практика. Опыт организации игры - драматизации
Опыт организации игры - драматизации...
Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...
Культурные практики как основа для самопознания и формирования у ребенка положительного «Образа-Я»
Статья посвящена исследованиям психологов по вопросам формирования самопознания и самопонимания ребенком себя и своей личности и роль применения культурных практик в непосредственно образовательной де...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...
Занятие по развитию речи в средней группе группе «Формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных практик в ДОУ» «Сундучок сказок»
Программное содержание: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.Задачи:Образовательные задачи:-Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок...
Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру
Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...