Информационное просвещение семьи воспитанников с ЗПР, как условие освоения основной образовательной программы.
статья по теме
Информационное просвещение семьи воспитанников с ЗПР, как условие освоения основной образовательной программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Информационное просвещение семьи дошкольников с ЗПР, как условие освоения основной образовательной программы.
- Характеристика детей с ЗПР дошкольного возраста.
- Целесообразность взаимодействия с семьёй.
- Направления взаимодействия.
- Просвещение в форме «Журнала для родителей».
1. В настоящее время внимание многочисленных учёных и педагогов практиков привлечено к проблемам детства. Этот интерес не случаен, так как во всём мире наблюдается тенденция к росту количества различных психических и физических отклонений у детей.
В нашем ДОУ проводится диагностика детей дошкольного возраста нашего района. Дефектологи отмечают рост количества детей с проблемами интеллектуального развития. Наш детский сад принимает к себе дошкольников с различной степенью нарушений интеллекта. Дети нашего сада имеют отклонения в формировании умственных действий и общения, низкий уровень умственной работоспособности, своеобразное психическое развитие и поведение.
Им присуще повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям
свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности
и неполноценности от осознания своего дефекта. Из - за речевых
недостатков заметно затруднено общение со сверстниками.
2. Основные условия организации коррекционно-развивающего обучения: планирование и реализация совместной образовательной деятельности осуществляется с учетом степени выраженности дефекта при ЗПР, возрастных и индивидуальных особенностей детей; оснащенностью: необходимым оборудованием и наглядными пособиями; учетом необходимости комплексного подхода в процессе преодоления проблем.
Большое значение для успеха коррекции ЗПР имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимости своевременного обращения к специалистам, соблюдении единых требований в учреждении и дома, строго выполняли общий и коррекционный режим, все советы и рекомендации педагогов. Родителей ориентируем на взаимодействие со специалистами медицинских учреждений: неврологом, психотерапевтом, назначающими психотерапевтические и лечебно-медикаментозные мероприятия.
Мы исходим из того, что семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым центром в системе взаимоотношений «родитель - ребенок - педагог».
3. Используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные:
- наглядная пропаганда,
- посещение семей,
- родительские собрания,
- беседы и консультации,
- конференции родителей,
- устные журналы,
- анкетирование,
- дни открытых дверей,
- круглые столы,
- организация клубов,
- организация деловых игр.
4. ФГТ предполагает расширение форм информационного просвещения семьи.
В детском саду № 45 используются разнообразные формы информационного просвещения родителей:
- круглые столы с целью обмена информации»;
- взаимодействие через интернет ресурсы.
Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости проведения коррекционно-воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.
Однако не все родители посещают собрания и консультации, поэтому нами разработана дополнительная возможность связи с семьей – педагогический журнал.
На кого направлена информация в журнале:
Родители воспитанников групп
Периодичность: Раз в месяц
Цель: - информирование родителей об особенностях воспитания и образования дошкольников с ЗПР;
Задачи: - информационная;
- просветительская;
- обучающая;
- коммуникативная;
- получения обратной связи.
Материал оформляется в отдельную папку, которая представляет собой сборник статей, вырезок из различных источников, собранных совместно родителями и педагогами группы.
Информация накапливается в течение определенного времени, а потом оформляется в папку.
Наш «Педагогический вестник» мы передаем другим группам, а взамен с нами делятся своими журналами, не менее интересными, и могут иметь совершенно различную тематику, например, к какому-либо празднику, или, как архив мини-музея.
Содержание так же различно, может включать в себя фотоотчёты мероприятий, праздников в ДОУ и семье, здесь же выносятся благодарность за участие в конкурсах и поздравления.
Таким образом, родители «видят», что они не одни проблемы у всех похожие, есть пути решения проблем.
Дошкольный возраст – один из самых важных этапов жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах, то есть накапливает опыт коммуникативного общения. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад.
От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде тоже зависит многое. Логопед и дефектолог как специалисты должны хорошо знать специфику дефекта ЗПР и пути его преодоления, должны хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы. Их основная задача – ориентироваться на ребёнка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребёнка. Воспитатель должен создать благоприятные условия в группе, способствующие активизации познавательной и коммуникативной деятельности.
Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения ДОУ потребностей родителей в его услугах. Поэтому педагогический коллектив должен быть сориентирован на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентаций родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать.
Т. А. Назарова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Партнерство ДОУ и семей воспитанников в коррекционной работе по освоению основной общеразвивающей программы»
Из опыта работы....
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период...
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период
мониторинг...
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период
1.1. Результаты и динамика освоения основной образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период...
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию
Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет
Результаты освоения.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Количественный анализ5 – 0 детей (0%) 4 – 3 детей(15%)3 – 16 детей (80%)2 &nd...
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет группа №6
Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет группа №6...
- Мне нравится (1)