Значение развития выразительных движений для формирования эффективного общения в дошкольном возрасте.
статья на тему
1. Понятие выразительных движений
2. Важность мимики и пантомимики в общении
3. Особенности формирования выразительных движений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выразительные движения (мимика и пантомимика) | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развития выразительных движений для формирования эффективного общения в дошкольном возрасте.
Все мы знаем и понимаем, как важна для полноценного человеческого общения речь. Речь является вербальным компонентом общения. Однако, нельзя забывать ,что есть не менее существенный фактор, влияющий на комфортность и эффективность общения- это язык тела, т. к. называемый невербальный язык. К невербальным средствам общения относятся мимика, визуальное взаимодействие (контакт глаз), пространственная и временная организация общения, тактильная коммуникация, жесты, пантомимика.
Лицо является важнейшим характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Каждое выражение- это сокращение многих лицевых мышц. Все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом.
Формирование выразительных движений начинается еще во внутриутробный период. Малыш уже умеет реагировать на неприятные сигналы: морщит нос, кривится, закрывает лицо ручками, отворачивает головку. В этот же период ребенок уже оживленно двигается в ответ на приятные прикосновения, раскачивается ,прижимается к стенкам матки, стремясь к прикосновениям.
Пока это – это простые сигналы в виде удовольствия или неудовольствия в ответ на приятные и неприятные сигналы.
После рождения на базе двух простейших эмоций раздражения и удовольствия начинают формироваться более сложные эмоциональные проявления, такие как радость, печаль, злость и т.д. Начинается социализация ребенка, усложняется механизм взаимодействия с внешним миром, в том числе и с помощью выразительных движений. Социализация мимики и пантомимики осуществляется как способ преобразования эмоциональных реакций, т.е. физическое выражение внутреннего эмоционального состояния.
Поскольку общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, то таким образом вырабатывается «язык» выразительных движений. У разных народов он может несколько различаться, но существует несколько типичных выражений лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур).
Например,
Гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, придавая глазам нахмуренное или угрожающее выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
Радость: губы искривлены, и уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные складки.
Наиболее выразительны в мимической палитре оказываются губы и брови.
Что касается бровей, то любой человек активно использует их в выражении чувств. При помощи мышц лба можно просто подтянуть вверх. Эту мышц, с помощью которой можно подать сигнал удивления, называют также мышцей внимания.
Опускание бровей можно производит, используя сжимающую мышцу глаз. Эта мышца сужает глазную щель, за счет чего брови автоматически оттягиваются вниз. Еще на ранней стадии развития эта сжимающая мышца глаза приводится в действие ребенком, когда он плачет.
Наши эмоции нам даны, чтобы помогать, а не для того, чтобы сделать из нас инвалидов: страх и гнев защищают нас от опасности, печаль помогает преодолеть траур, реальный или символический ( смерть, сепарация, отказ от проекта). Чтобы это переварить, надо затратить какое-то время на пережевывание, а не стараться предать это бесплодному забвению.
Слезы являются «смазкой» всех эмоций: они способствуют их движению. Они сопровождают не только печаль, но бывают при радости, удовольствии, восхищении. Они чистят организм, вынося ; 40% излишков нейромедиаторов. Для здоровья очень вреден запрет плакать; более того, умение сдерживать слезы нарушает иммунную систему и создает благоприятную почву для заболеваний.
Таким образом, проживание эмоций способствует психическому здоровью личности, а умение их выражать и понимать делает более успешными социальные контакты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста в формировании целостной картины мира
Эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важнейшими задачами воспитания ...
Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...
Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения....
Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...
Развитие выразительности образа у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста
Работа над выразительностью образа – один из важнейших компонентов развития личности в целом, прежде всего это развитие и воспитание таких качеств, которые необходимы ребенку при его общении...
Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста
Буклет с прааилами игр...
Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общен...