Психологические особенности работы с родителями.
консультация по теме
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
Феликс Адлер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_raboty_s_roditelyami.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности работы с родителями.
В процессе взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог» семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность коллектива ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психолога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:
- высокий профессионализм;
- доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
- обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
- открытость и конгруэнтность психолога;
- мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
- системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
- приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, элементов арт-терапии, сказкотерапии).
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:
1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в младших группах, особенностей их поведения дома; мониторинг удовлетворенности родителей качеством работы дошкольного образовательного учреждения, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Консультирование семей по актуальным вопросам воспитания и личностного развития детей.
3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
- проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
- психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.
При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психологические знания, развивать креативные способности.
Организация работы с родителями предусматривает задачи:
- создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
- активизировать и обогащать психологические знания и умения родителей;
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Планирование мероприятий в практической деятельности с родителями включает:
- формирование здорового образа жизни у детей и их родителей, что позволяет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их;
- внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по совместному творческому взаимодействию взрослого с ребенком.
Организация взаимодействия системы в форме круглого стола представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н.Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е.Личко; Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с родителями в татарской логопедической группе.
В данной работе рассматриваются основы взаимоотношения между педагогом и родителями, в контексте образовательного процесса. Ведь для достижения нужного результата, а в работе логопеда, он ...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Презентация "Особенности работы с родителями с учетом с ФГОС - партнерство "Педагог-Родитель- Ребенок"
Презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС- партнерства "Педагог- Родитель- Ребенок"...
презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС- портнерство- "педагог-родитель- ребенлк"
Презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС -портнерство- "педагог-родитель- ребенок"...
Психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ
На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «Профилактика психологического насилия. Работа с родителями (законными представителями)»
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в ...
Социально-психологические особенности работы с многодетной семьей
Целью социальной работы с многодетной семьей является улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. Социальная работа с данной категорией семей предполагает: мате...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Полезная информация!
Полезная информация!