Психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как активно начали развивать и продвигать направление инклюзивного образования.
Инклюзивное образование − обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации этого направления образования в полном объеме, необходим процесс оказания социальной помощи и сотрудничества не только с детьми с ОВЗ, но и с их семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_raboty_s_semey_imeyushchey_rebenka_s_ovz.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как активно начали развивать и продвигать направление инклюзивного образования.
Инклюзивное образование − обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации этого направления образования в полном объеме, необходим процесс оказания социальной помощи и сотрудничества не только с детьми с ОВЗ, но и с их семьями.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, зачастую, изменяет привычных ход жизни и взаимоотношения в семье. Но все семьи реагируют по-разному на появление такого ребенка. На основании теоретических данных П. Р. Егорова, мы можем выделить несколько типов позиций родителей: пассивная позиция, гиперактивная позиция и рациональная позиция .
Пассивная позиция связана с тем, что родители не понимают серьезность проблемы в развитии ребенка и не могут себе представить возможные последствия. Гиперактивная реакция родителей выражается в том, что они стараются усиленно лечить своего ребенка, искать все более новые средства и более квалифицированных специалистов, дорогостоящие лекарства и т.д. А родители, придерживающиеся рациональной позиции, последовательно выполняют все инструкции, которые дают им специалисты, работающие с их ребенком.
Семьи, имеющие детей с ОВЗ, имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выстраивании верного направления психолого-педагогической поддержки. Во-первых, это недостаточное владение необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, отсутствие системности в процессе воспитания и образования ребенка, которые характеризуются лишь удовлетворением базовых, физиологических потребностей ребенка. Во-вторых, желание получить необходимые знания, но недостаточная осведомленность о том, где именно смогут ответить на все возникшие вопросы и страх быть отвергнутыми. В-третьих, социальная изоляция и длительный стресс родителей.
Отдельным пунктом можно отметить те чувства, которые вызывает у родителей их ребенок. Это чувство стыда за то, что их ребенок требует особых условий и испытывает социальные трудности. Из этого формируется устойчивая необходимость проявления гиперопеки или, наоборот, полное отвержение такого ребенка
Всем, без исключения, семьям, независимо от того, какую позицию по отношению к происходящим с его ребенком событиям, они занимают необходима квалифицированная психологическая помощь и сопровождение психолога во время всего периода инклюзивного образования ребенка.
Для того, чтобы установить наиболее тесный и эффективный контакт с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, необходимо учитывать несколько моментов:
− Основа взаимодействия семьи и школы – это те шаги, которые предпринимают педагоги для того, чтобы возросла роль родителей, уверенность в их воспитательном потенциале и педагогическая культура родителей.
− Педагогическая корректность, чувство такта и избегание прямого вмешательства в жизнь семьи.
− Опора на сильные стороны ребенка, на положительные стороны воспитательного воздействия в семье.
В этом направлении образовательная организация должна решать несколько важных задач. Это создавать условия для максимально возможного объединения всех компонентов образовательного процесса ( педагог –ребенок – семья), объединять творческую активность всех участников образовательного процесса, а также создавать почву для всестороннего развития ребенка в семье и заниматься коррекцией внутрисемейных отношений.
Всю работу, проводимую с семьей ребенка с ОВЗ, можно подразделить на несколько направлений:
1) Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей в формировании необходимых жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ;
2) Создание системы просветительской работы для родителей, посвященной проблеме социализации и образования ребенка с ОВЗ;
3) Создание мероприятий, проектов, событий, которые помогли бы повысить уровень совместной деятельности родителей и детей, а также включение детей в детские коллективы.
Семья, как первая и самая основная опора ребенка с ОВЗ в этой жизни, должна быть максимально включена в процесс обучения ребенка. От взаимодействия семьи и образовательного учреждение возрастает не только уровень качества обучения в школе, но и уровень воспитания и обучения ребенка дома, в семье.
Итогом такого кропотливого, многолетнего сотрудничества будет служить успешное освоение ребенком его индивидуальной программы обучения, его возросшая способность к социализации и интеграции в будущем и сохранение эмоциональных ресурсов всех членов семьи этого ребенка.
Литература
1. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. Теория и практика общественного развития. [Текст] 2012. № 3. С. 107–112.
2. Шалагинова, К. С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию [Электронный ресурс] // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ». – Режим доступа: www.edu-open.ru. (Дата обращения: 05.02.2019)
3. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: Методический сборник [Текст] / Ред. В. М. Соколова. Владимир, 2010. 132 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....
Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития
Родители - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - родительский дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование е...
«Методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ дошкольного возраста».
laquo;Методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ дошкольного возраста»....
Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...
Тактика работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ
В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В последние десятилетия стало кардинально...
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей леворукого ребенка
Сопровождение леворукого ребенка...
Взаимодействие логопеда, дефектолога и воспитателя детского сада в работе с семьей, имеющей ребенка с ЗПР
Консультация для родителей...