МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «Профилактика психологического насилия. Работа с родителями (законными представителями)»
методическая разработка
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты
1 №-а прогимназия» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
«Профилактика психологического насилия.
Работа с родителями (законными представителями)»
Педагог – психолог
Рясная Наталья Владимировна
Воркута
2021 год
Пояснительная записка.
«Наказание вредно потому,
что оно озлобляет того, кого наказывают…
Желание наказать - есть желание мести».
Л. Н. Толстой
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.
По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).
По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.
По мнению профессора М.Р. Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка: тяжелые телесные повреждения, вплоть до смертельных.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Дети, подвергшиеся насилию, отличаются неконтактностью, излишней тревожностью, навязчивыми действиями (кусание ногтей, выдергивание волос). В рисунках таких детей чаще всего присутствует темный фон (черная, коричневая краски в изображении «осеннего леса», листвы на деревьях), отсутствие плавных линий при изображении себя, своих близких, друзей, что выражает тревожность, агрессию ребенка. Семейная обстановка характеризуется напряженным эмоциональным фоном, подавленным состоянием взрослых, которое отражается на поведении детей, на детско-родительских взаимоотношениях.
Профилактика жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Поэтому в МАОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты, педагогом-психологом был разработан комплекс мероприятий с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
Цель: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми, для соблюдения прав детей в семье и образовательной организации.
Задачи:
1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми;
2. Создать условия для психолого-педагогической и правовой поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса;
3. Привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе оказании помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтных ситуаций;
4. Проводить консультативно-профилактическую работу среди педагогических работников, родителей, по разъяснению прав и обязанностей родителей на этапе вхождения ребёнка в систему дошкольного образования;
5. Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
Методы реализации:
- Групповые занятия с элементами тренинга.
- Семинар – практикум
- Лекторий
Сроки реализации:
- 3 занятия продолжительностью 1,5-2 часа каждое. Встречи с родителями организуются в течение учебного года в период с сентября по апрель.
- Количество участников – для обеспечения эффективности занятий, ввиду их практикоориентированной формы, рекомендуемое количество участников в группе до 20 человек..
Материально-техническое оснащение
Специальные технические средства для реализации занятий не требуются. Обязательным требованием при проведении встреч является наличие помещения для занятий, позволяющее активно перемещаться при выполнении психологических упражнений. Необходимо наличие стульев или мягких груш по количеству участников), набора маркеров, бумаги, ватмана, блокнотов для участников и другого инструментария, необходимого для проведения конкретного занятия (например, мяча, наборов карандашей, красок, ручек и т.д.)
Конспект занятий:
Семинар-практикум: Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи.
Цели:
- сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;
- показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике
- отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.
Участники: родители (законные представители)
Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы
Методы: лекция, мозговой штурм, работа в группах
Рассматриваемые вопросы: Формулировка понятия здоровья в «Концепции ВОЗ…». Факторы здоровья. Критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья. Взаимосвязь психики и здоровья. Психосоматические заболевания. Роль межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка. Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка. Стили родительского воспитания
Введение
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.
В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), что нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.
Задача ОУ – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приеме ПАВ.
Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи и профилактике отклонений в развитии ребёнка.
Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей.
С ясным пониманием мы должны отдавать себе отчет в том, что здоровье — это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье»
Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».
«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».
Всё, что вы сказали верно, здоровье — понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.
здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.
Попробуем дать определение здоровью ребенка.
1. Здоровье ребенка — это прежде всего оптимальный уровень достигнутого развития — сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту, так как замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалиста — например, детского психолога или медицинского специалиста- педиатра, психоневролога, психиатра.
2.Здоровье ребенка — это его позитивная психическая и социальная адаптация, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям. (Президент Всемирной психиатрической ассоциации Н.Сарториус,1990)
3.Здоровье ребенка — это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста (Вельтищев Ю.Е.)
Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей.
Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, — ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это — психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний. К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:
гипертония,
язвенная болезнь 12-перстной кишки,
бронхиальная астма,
сахарный диабет,
нейродермиты (экзема, псориаз),
ревматоидный артрит,
язвенный колит.
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной.
Нервничают, нестабильны родители — нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери — торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.
Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой — перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.
Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль «дурачка»; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.
Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства «для желудка», держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни — переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание.
Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу. Сейчас вы получите возможность оценить, как у вас обстоят дела со стрессом. Я предлагаю вам тест, разработанный американскими исследователями Т. Холмсом Р. Роэ. В него включены как положительные, так и отрицательные стрессогенные факторы. Ориентируясь на эту шкалу, можно определить какую стрессовую нагрузку вы испытали в последний год и насколько негативно она может сказаться на вашем здоровье. В «шкале социальной адаптации» каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов. Опираясь на статистические исследования, авторы утверждают, что у человека, набравшего свыше 150 баллов, риск заболеть повышен. А при 300 баллах и выше вероятность заболевания увеличивается до 90%.
Тест «Шкала социальной адаптации»
№ | Жизненное событие | Значение события в баллах |
1 | Значение события в баллах смерть супруга | 100 |
2 | Развод (официальный развод) | 73 |
3 | Разъезд супругов (без оформления развода) | 65 |
4 | Смерть близкого члена семьи | 63 |
5 | Травма и болезнь | 53 |
6 | Женитьба (вступление в брак) | 50 |
7 | Увольнение с работы | 47 |
8 | Примирение супругов | 45 |
9 | Уход на пенсию | 45 |
10 | Болезнь или травма близкого члена семьи | 44 |
11 | Беременность | 40 |
12 | Сексуальные проблемы | 39 |
13 | Появление нового члена семьи | 39 |
14 | Реорганизация на работе | 39 |
15 | Изменение финансового положения | 38 |
16 | Смерть близкого друга | 37 |
17 | Изменение профессиональной специализации | 36 |
18 | Усиление конфликтности отношений с супругом | 35 |
19 | Ссуда или заем на крупную сумму | 31 |
20 | Окончание срока выплаты ссуды или займа | 30 |
21 | Изменение должности | 29 |
22 | Сын или дочь покидают дом | 29 |
23 | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
24 | Выдающееся личное достижение | 28 |
25 | Супруг бросает работу или приступает к работе | 26 |
26 | Начало или окончание обучения к учебном заведении | 26 |
27 | Изменение условий жизни | 25 |
28 | Отказ от каких-то индивидуальных привычек | 24 |
29 | Проблемы с начальством | 23 |
30 | Изменение условий и часов работы | 20 |
31 | Перемена места жительства | 20 |
32 | Смена места обучения | 20 |
33 | Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | 19 |
34 | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
35 | Изменение социальной активности | 18 |
36 | Ссуда или заем для покупки более мелких вещей | 17 |
37 | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном | 16 |
38 | Изменение числа живущих вместе членов семьи | 15 |
39 | Изменение привычек, связанных с питанием | 15 |
40 | Отпуск | 13 |
41 | Незначительное нарушение правопорядка | 11 |
Если у вас высокий показатель по рассмотренной шкале, вы наверняка порой «разряжаетесь» на тех, кто может воспринять ситуацию всерьез, и в первую очередь — на детях. Как-то в трамвае мне пришлось наблюдать такую сцену. Мальчик лет шести рассматривал новую игрушку и нечаянно уронил какую-то ее деталь. Мама грубо выхватила у него игрушку и зашипела: какой безрукий, глупый и все портит. Ребенок вжался в спинку сиденья. Все взрослые вокруг понимали, что реакция мамы не соответствовала проступку: у нее, вероятно, проблемы. Но ребенок-то этого не понимал. Он чувствовал себя преступником и был несчастен. Своим стрессом мама «наградила» сына. Подумайте над этим и постарайтесь не допускать подобного по отношению к своему ребенку.
К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного «воспитания:
- эгоцентрическое воспитание:
- воспитание по типу неприятия:
- сверхсоциализация ребёнка;
- тревожно-мнительное воспитание.
Что же следует предпринять родителям?
Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет.
Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.
Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.
Родители, например, говорят: "Ну, вот ты обидел Петю, и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться..." Или: "Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится..." Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.
Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.
«Психологический климат семьи»
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климатспособствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Типы семейного воспитания
Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.
От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):
- авторитетный (принимающий, демократический);
- авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
- либеральный (бесконтрольный, попустительский);
- индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитетный стиль
Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Либеральный стиль
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.
Работа в группах «Последствия стилей воспитания для ребёнка»
Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания? Приблизительные ответы на вопросы. Учитель подводит итог после выступлений всех групп.
Диагностика родителей по тесту «Стратегии семейного воспитания»
«С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно.
«Стратегии семейного воспитания»
Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
- Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. - Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. - Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер) - Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. - Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму. - Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. - Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. - Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать. - Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. - Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Подведение итогов:
Желающие родители высказываются по поводу семинара, форме проведения, полезности обсуждаемой информации. Психологи желают родителям терпения и здоровья их семьям.
Позвольте мне обобщить причины психического нездоровья детей. Нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.
Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы. (слайд)
Пояснения к схеме:
1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.
Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.
4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка, непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников.
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- актуализация позитивного эмоционального опыта;
- увеличение взаимной открытости;
- развитие способности конструктивного взаимодействия;
- снятие психоэмоционального напряжения во взаимодействии «родитель-ребенок»;
- формирование чувства близости между родителями и детьми;
- развития партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.
Участники: воспитанники старших и подготовительной групп и их родители.
Материалы и оборудование
Альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры; запись релаксационной музыки.
Планируемый результат
Участвуя в совместных занятиях, родители и дети учатся конструктивному взаимодействию, актуализируют эмоциональную связь. Родители имеют возможность поднять самооценку своему ребенку; сказать то, что в повседневной жизни не всегда удается; посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации. У родителей есть возможность увидеть модели взаимодействия в других семьях.
Содержание тренинга
Участники тренинга сидят в кругу. Психолог приветствует присутствующих, благодарит за то, что нашли время прийти; сообщает цель и длительность занятия.
Упражнение «История моего имени». Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, актуализация эмоциональной связи «родитель-ребенок». Родители и дети должны рассказать все, что знают об имени друг друга (что обозначает, кто дал имя, как ласково называют знакомые, как ты ласково обращаешься по имени к родителю (ребенку) и д.р.), дополняют друг друга. Затем каждый на бейджике пишет имя, по которому можно обращаться во время занятия.
Упражнение «Передай сверток».
Цель: данное упражнение стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга.
Ведущий завернул маленький подарок в бумагу во множество слоев, на каждом из которых написано задание или вопрос. Это могут быть вопросы, например, какой твой любимый цвет, твоё хобби и др. Примеры заданий: рассказать стихотворение, улыбнуться человеку, сидящему рядом с тобой и т.п.
Ведущий включает музыку. Участники передают сверток по кругу или бросают его друг другу. Когда ведущий останавливает музыку, человек, который держит сверток, снимает один слой бумаги, читает свое задание или вопрос и выполняет его. Игра продолжается пока все слои не развернуты. Подарок достается человеку, снявшему последний слой.
Упражнение «Семейный герб и гимн». Цель: сплочение членов семьи.
Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе). Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
После завершения работы идет обсуждение.
Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем , что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
Игра «Похвали меня». Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.
Каждому ребенку предлагается рассказать, как однажды он здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: «Однажды я…» Родители выслушивают и высказываются, начиная со слов: «Я рада…» и/или «Мне приятно…» Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?
В заключение подводится итог:
— Легко ли было хвалить?
— Часто ли вы хвалите своих детей?
— Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
Упражнение «Яйцо». Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.
Психолог: « Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло.… Вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке».
Упражнение «Совместный рисунок».
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре, релаксация.
Родитель и ребёнок сидят рядом. Перед ними чистый лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция: «Я попрошу вас нарисовать картинку на любую тему, например: «Наш дом», «Семья», «Праздник» и др. Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Вам дается 30 сек. на обсуждение темы рисунка, далее рисуем без слов».
Обсуждение и презентация рисунков:
Удалось ли вам выполнить задание?
- Как называется рисунок?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Что на рисунке главное?
- Удобно ли было рисовать вдвоем?
- Что для вас было трудным? Лёгким?
- Какие чувства вы испытывали? Почему?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Упражнение «Чемодан в дорогу». Цель: создание благоприятного образа будущего.
Ведущий. Сейчас есть прекрасная возможность собрать нам чемодан в дорогу. В жизни нам часто чего-то не хватает, из-за чего бывают разногласия и недопонимания. Этот чемодан всегда будет с нами, и в нужный момент мы можем достать из него необходимое. Это могут быть качества, события или какие-то вещи. Участники высказываются по кругу.
Рефлексия
Завершающее упражнение.
Каждый участник высказывает свои эмоции и впечатления о встрече.
Тренинг для родителей на тему: «Наказание: польза или вред?»
Реквизит: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, булавки,
грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, 3 доски.
Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ход тренинга:
Упражнение «Знакомство».
Здравствуйте, уважаемые родители! Наш сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.
Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаем вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, цвету и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Подойдите к столам, возьмите листок бумаги, выберите карандаши, которые вам понадобятся, и оформите свой бейджик в свободной форме. На это задание мы вам даем 5 мин. С помощью булавок закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места. (участники тренинга выполняют задание).
- А сейчас мы будем знакомиться. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:
- Как его зовут?
- Почему бейджик оформлен именно так? Здесь нужно попытаться
объяснить, почему использованы такие цвета, форма, что это для вас значит.
- Для более близкого знакомства друг с другом объединитесь в пары. Задача для этого упражнения – узнать как можно больше информации о своем партнере, а потом рассказать всем нам, что вы узнали, чтобы все остальные участники сразу запомнили вашего партнера. Попытайтесь отметить индивидуальные черты соседа, особенно характера, увлечения (хобби) и т.д. И все это проделать надо всего за 5 мин. Мы тоже участвуем. ( выполнение задания)
- Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки. Показательно и то, что у каждого из вас не только разный цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым мы надеемся, вы поделитесь друг с другом.
Игры и упражнения
1. Упражнение «Грецкий орех»
Сейчас перед вами из мешочка будут высыпаны грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок, прожилок, дефекты, т.е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти. (в центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители
их разбирают.)
- Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех. Участники тренинга выполняют задание.
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- По какому принципу вы нашли свой орех? (цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)
- Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех? ( запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т.д.)
- На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять.Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношение в обществе, воспитание детей):
* Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в поисках своего ореха, т.е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.
* Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберет свои орехи и останется только его. Такие люди часто пассивные, не инициативные на работе, в воспитании детей.
Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия «лидера», то и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.
Каким вы хотите видеть вашего ребенка?
- А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске: послушный; хорошо ест; умеет сам одеваться; не капризничает; не дерется; хорошо засыпает; добрый; общительный; ласковый; смелый; умный; умеет постоять за себя; хорошо говорит; любит рисовать; любит лепить; любит когда ему читают; здоровый; умеет найти для себя занятие; любознательный; помогает взрослым и т.д.
Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание.
Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитывать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске.
- чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами;
- учился учитывать интересы других людей;
- приучался к порядку, дисциплине;
- предотвращать возможные негативные последствия непослушания
для личной безопасности ребенка;
- иметь возможность его чему-то научить;
- чтобы он умел соблюдать режим;
- не конфликтовать со сверстниками;
- был управляемым и пр.
При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя? Например: какие из перечисленных причин подразумевают удобство взрослого? За каждой из формулировок: «чтобы он не мешал взрослому» и «чтобы учился учитывать интересы других людей» скрываются разные ценности. Очевидно, что аргумент «послушание нужно, чтобы ребенок не мешал взрослому» не подразумевает ценности развития ребенка и будет отнесен к формулировкам, определяющим ценности «удобства» взрослого; а второй аргумент – к формулировкам, в которых содержатся ценности развития ребенка.
Анализ методов воспитания
- А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):
- шлепают; ставят в угол; пугают; лишают развлечений, сладкого, подарков; используют окрики; читают нотации; стараются объяснить, уговорить; переключают внимание; обижаются; используют игровые приемы и т.д.
Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие? Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря , не слушается. Как вы поступите в такой ситуации? ( В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка)
Негативные формы наказания
- Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Расскажите пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И, какие чувства вы при этом испытывали? (унижение; обида; страх; вина; ощущение, что не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и пр.) Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.
Положительные выходы из ситуации.
- Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов, как:
- стараться объяснить, уговорить;
- переключить внимание;
- использовать игровые приемы;
- не обращать внимание на капризы ребенка, отойти в сторону, чтобы
он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.
Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребенок: не испытывает унижение, обиды, страха, не теряет контакт с взрослым; получает положительные образцы действий; проявляет собственную инициативу; сохраняет положительное самоощущение и пр.( Если при проигрывании ситуации родители изначально использовали метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа.)
Модели личности развития ребенка
(Ведущий рассказывает родителям о том, как те или иные воспитательные стратегии обуславливают различные модели личностного развития ребенка)
- Думаю, вы все знаете, что фундамент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет ее особенности в последующие годы жизни. Реализация принципов авторитарной педагогики способствует накоплению у ребенка негативного опыта контактов со взрослым, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей, проявлений детской непосредственности, жизнерадостности, часто провоцирует появление робости, конфликтности, агрессивности. Напротив, следование принципам личностно-ориентированной педагогики способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения со взрослым, дает ему возможность развить инициативность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим. Детское непослушание и нарушение запретов часто имеют важное психологическое содержание. В раннем возрасте дети используют непослушание для определения границ дозволенного, для привлечения внимания взрослого к себе в тех случаях, когда его не хватает. Например, маленький ребенок подходит к маме, держа в одной руке соску, а в другой – ботинок. Уже зная, что ему не разрешается брать ботинок в рот, малыш подносит его ко рту и лукаво смотрит в глаза взрослому. Услышав «не надо», он улыбается и берет в рот соску. Так может продолжаться несколько раз и с различными предметами. В подобных случаях взрослый должен понимает, что ребенок не дразнит его, а выясняет границы дозволенного и недозволенного. Наказания здесь неуместны. Лучше отвлечь внимание ребенка и предложить ему совместную игру. Часто проблема непослушания возникает из-за недооценки родителями и воспитателями присущего детям стремления к познанию окружающего предметного мира. Ребенок раннего возраста пытается все попробовать на вкус, залезть в шкаф, засунуть палец в розетку, схватить горячую кастрюлю, ножницы и пр.
Многие родители вместо того, чтобы убрать неподходящие предметы из зоны досягаемости детей и заполнять ее игрушками и безопасными игрушками, прибегают к ограничениям, запретам, Тем самым они тормозят развитие у ребенка познавательной активности и провоцируют его на конфликты.
Мышечная релаксация (обучение методам саморегуляции)
-Сегодня мы выполним некоторые упражнения на расслабление. Они помогут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые – вы можете выполнять их незаметно от окружающих. Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы они принесли пользу:
- Вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным.
- Вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы.
- Вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и расслаблены.
Упражнение «Лимон» (руки)
- Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы.
Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно! Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет. Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома вместе с детьми. Медленно потянитесь, откройте глаза.
Рефлекция
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним так называемую рефлексию, т.е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга. Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том: что он узнал сегодня; было ли для него это полезно; какие чувства он испытывает в данный момент, и испытывал в момент самого тренинга; что он хотел бы еще узнать.
Методы оценки результативности.
Промежуточная оценка осуществляется при помощи наблюдения ведущего тренинга за изменениями в поведении, словах, способах разрешения трудностей каждого участника. Возможна как произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям. Также промежуточная и итоговая оценка результативности производится в форме рефлексии прошедшего занятия.
Список использованной литературы:
1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. СПб.:Речь, 2008. – 224 с.
2. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей - М., 2004.
3. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь,2008.
4. Кривцова С.В., Нигметжанова Г. Искусство понимать ребенка. 7 шагов к
хорошей жизни. - Издательство: Клевер Медиа Групп, 2018 г.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007.
6.Малкина - Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эскимо, 2005.
7.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002.
8.Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: «Академия», 2005.
9.Партнерство во имя детей// Сборник материалов. Под редакцией Т.Н. Страбахиной , А.Л.Позднышевой. Великий Новгород, 2002.
10.Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно / Л.В.Петрановская. – М. : АСТ, 2014.
Интернет-ресурсы:
http://azps.ru/training/
https://www.ya-roditel.ru/
http://pedlib.ru/Books/7/0026/7-0026-1.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей (законных представителей) "Жестокое обращение"
Что такое жестокое обращение? Виды жестоких обращений....
Семинар для родителей (законных представителей) «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
Семина Семинар для родителей (законных представителей) «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» Цель: познакоми...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Основные аспекты психологической готовности к школе, мотивационная готовность, причины снижения мотивации к учению, рекомендации, памятка....
Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми Тренинг для родителей ТЕМА: «Жизнь детей без насилия»
Цель: повышение правовой культуры родителей по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профил...
Методические рекомендации об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу...
Методическая разработка конспекта занятия для детей дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми
Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.Целью занятия является ознакомлени...
Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2
Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...