Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_s_roditelyami_kak_uslovie_uspeshnoy_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общего вида №101»
муниципального образования города Братска
Консультация
«Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста»
Подготовила:
воспитатель Васильева Дарья Сергеевна
Братск
Консультация
Тема: «Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста»
План:
Введение
1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё.
2. Основные формы работы детского сада с семьей в период
адаптации
3. Памятка для родителей
5. Заключение
Введение
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё.
Термин «адаптация» понимается как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды
В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Адаптация социально-психологическая (Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
2. Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к
ДОУ.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период
адаптации
1.Родительские собрания.
2.Анкетирование.
3.Беседы.
4.Посещения на дому.
5.Выставки.
6.Папки-передвижки.
7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".
8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
9.Консультации.
10.Клуб «Молодой семьи».
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт
с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в
ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты
его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на
прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на
вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы
приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит
приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и
отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.
Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и
закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке.
Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а
ждут, чтобы их занимали взрослые.
Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое дело до
конца. По ответам («Да, всегда!», «Не всегда», «Никогда не доводит до конца») делается вывод о результативности деятельности ребенка.
При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет
выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители
рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими [легко, избирательно или с большим трудом], имеется ли у ребенка достаточный опыт совместной деятельности со взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности. Если у малыша был опыт разлуки с близкими, например, он был помещен в больницу, отправлен в санаторий, родителей просят вспомнить, как он перенес это нелегкое испытание.
Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности
ребенка к кому-либо из взрослых.
Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения
готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее
значение для процесса адаптации имеют следующие:
• наличие или отсутствие контактов со сверстниками;
• инициативность;
• адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;
• аппетит;
• наличие опыта совместной деятельности со взрослым.
Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, педагог делает
прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении,
определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает
родителям рекомендации по подготовке детей.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей
перейти от одних условий жизни к другим
Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком
своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития
и поведения.
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы
малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевший, хотим
предложить несколько рекомендаций.
• Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
• Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их
предъявлении.
• Будьте терпеливы.
• Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
• Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
• Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный
разговор" (комментируйте его действия).
• Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте
как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
• Спрашивайте у ребенка: "Что ты делаешь?" На вопрос "Почему ты это
делаешь?" он ответит, когда подрастет.
• Каждый день читайте ребенку.
• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето -
прекрасная пора для открытий!
• Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте,
лепите, рисуйте...
• Поощряйте любопытство.
• Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь Вашему малышу!
Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои поло-
жительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации,
облегчает привыкание ребенка к новым условиям.
Осенью, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель
ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Первые четыре дня наблюдения ведутся ежедневно,
затем на 8-й,16-й, 32-й, 64-й и 128-й дни.
Это не значит, что в течение именно стольких дней ребенок привыкает к новым условиям. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно. Однако педагог внимательно наблюдает за ними и дальше - особенно в течение первого месяца.
В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение трех дней.
Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.
Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его
потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.
В течение учебного года в конце каждого дня на стенде "Растем и развиваемся" размещается информация для родителей о прошедшем дне в группе: тематика игр-занятий, их основные цели, достижения детей, рекомендации по их развитию, сведения об оздоровительных мероприятиях.
Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо
решать всем вместе: и воспитателям, и родителями.
Заключение.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Литература
1) Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
2) Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
3) Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Презентация для аттестации на тему: "Взаимодействие с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ"
Презентация для аттестации...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »
Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...