ПЕДАГОГ ГОДА 2018 Презентация к опыту работы
презентация по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитанный, образованный, культурный человек причастен к исторической и культурной традиции, ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам, понимание и принятие иной культуры. Основные Направления работы развитие национального самоопределения ребенка, формирование у него чувства гордости за свой народ и Родину, развитие нравственных и духовных качеств, воспитание этнокультурно ориентированной личности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность формирования личности ребенка дошкольного возраста через воспитание средствами народной культуры. Объект исследования - педагогический потенциал народной культуры как условие формирования личности ребенка дошкольного возраста. Предмет исследования: структурно-содержательные характеристики и особенности воспитательного процесса средствами народной культуры, обеспечивающего оптимальные условия формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Исходя из того, что народная культура, складывающаяся веками естественным историческим путем и накапливающая опыт психологически устойчивых норм, систем связей, отношений и культурных феноменов, адекватных этнопсихологическим особенностям этноса и содержащая большой эмоциональный потенциал с одной стороны, с другой, тот факт, что именно дошкольный возраст сензитивен мотивационно-эмоционалыюй деятельности и активно воспринимает мир (в речевой деятельности, в образах, подражаниях и т.д.), следует, что разработанная специальная педагогическая программа воспитания и обучения дошкольников, теоретически обоснованная на психолого-физиологических основаниях, по привлечению элементов народной культуры, адекватная восприятию ребенка, обеспечивает оптимальное воспитательное воздействие.
Задачи: - раскрыть воспитательный потенциал народной культуры в формировании личности ребенка дошкольного возраста; - разработать педагогическую технологию формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры и экспериментально проверить влияние народной культуры на данный процесс и возможности ДОУ в решении данной проблемы; - выявить условия повышения эффективности процесса формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в ДОУ.
Методы исследования: комплексно-теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный подход, сравнительный анализ, эксперимент, метод наблюдения, анкетирование родителей, изучение документации и методических разработок педагогов.
Этапы исследования На первом этапе (2011 - 2012 гг.) - осуществлялся сбор эмпирического материала и теоретический анализ проблемы; определение основных концептуальных подходов к проблеме и разработка логической структуры реализации воспитательного процесса средствами народной культуры; анализ возможностей дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в процессе формирования личности ребенка дошкольного возраста; разработка педагогической технологии формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в ДОУ; разработка программы авторского спецкурса и проведение констатирующего эксперимента. На втором этапе (2012 - 2014гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по системному использованию достижений народной культуры в воспитании и обучении дошкольников и апробированы возможности ДОУ в этом процессе; разработана программа авторского спецкурса для детей 5-7 лет, адаптированная для работы в ДОУ. На третьем этапе (2014 - 2017гг.) - обобщение и анализ теоретических и экспериментальных материалов исследования; проведение контрольной диагностики, формулировка основных выводов и практических рекомендаций.
Выводы и рекомендации, сделанные по итогам работы: 1. Уникальный воспитательный потенциал народной культуры в формировании личности ребенка дошкольного возраста, заключающийся в ее способности реализовать все педагогические функции, в ее доступности, системности, многоплановом интенсивном воздействии на личность ребенка, особенно эффективен при его систематичном использовании в учебно-воспитательном процессе с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей данного возраста, сензитивного мотивационно-эмоциональной деятельности . 2. Инновационная педагогическая технология, представленная системой формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры способна обеспечить полноценное воспитание дошкольников . 3. Для успешного функционирования педагогической системы воспитания дошкольников управление ее должно осуществляться творчески активными педагогами-профессионалами, владеющими основными знаниями о народной культуре и традициях, и способных реализовывать эти знания в работе с детьми дошкольного возраста.
Научная новизна и теоретическая значимость представленного опыта заключаются: - в разработке программы, основанной на воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры, а также в теоретическом обосновании и раскрытии условий формирования личности ребенка дошкольного возраста; - в создании педагогической технологии формирования личности ребенка дошкольного возраста, представленной в возможностях многогранного комплексного развития дошкольников средствами народной культуры через игровую, творческую деятельность, через сотворчество и активное взаимодействие дошкольников друг с другом; - в определении качественных показателей развития дошкольников средствами народной культуры в ДОУ: школьной зрелости, сформированности общей культуры, социальной позитивности поведения; - в раскрытии условий повышения эффективности процесса воспитания дошкольников в ДОУ, заключающихся в разработке механизмов повышения кадрового потенциала ДОУ через стимулирование профессионального и творческого роста педагогов.
Практическая значимость представленного опыта заключается в разработке программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, адаптированной для ДОУ, а также в том, что сформулированные в результате исследования методические рекомендации по проблеме формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры могут быть использованы при организации воспитательно-образовательного процесса не только в ДОУ, но и в учреждениях дополнительного образования. Кроме того, в результате реализации разработанной системы воспитания дошкольников средствами народной культуры, по результатам проведенного мониторинга у старших дошкольников возросла мотивация к учению; сформировался стойкий интерес к народной культуре, традициям, творчеству; возрос уровень общей культуры; повысился уровень интеллектуального развития; возрос уровень творческой активности; позитивно изменился уровень психоэмоционального развития; возросла социальная активность; сформировалась самодисциплина; повысился уровень физической активности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах : Информационные текстовые и видео-материалы из опыта работы в этом направлении размещены на страницах моего персонального мини-сайта, зарегистрированного на nsportal.ru по адресу https://nsportal.ru/elena-mihaylovna-belyaeva , а также положены в основу публикаций на различный сайтах и порталах в сети интернет: «Нам дороги эти позабыть нельзя…», 25.05.2011г., брошюра «Современные подходы к системе организации гражданского и патриотического воспитания в образовательных учреждениях: опыт, проблемы и перспективы» часть 1; «Научите меня танцевать» «Инновации в образовании», 2012г., Центр гражданско-правового образования «Восхождение», www . pravo 48. narod . ru . «Путешествие в Городец», 2013г., Информационно-методический центр МГИА « КЛИиО »; «День Матери», 2015г., Всероссийский образовательный портал «Продленка», www . prodlenka . org ; «Новогодний праздник в королевском дворце», 2015г., на сайте интернет-журнала «Планета Детства», www . planetadetstva . net ; «Песня и ты», 2016г., Институт развития современного образования ИРСО «Сократ», irso-sokrat . ru ; «Организация музыкально – дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста», 2016г., Российский центр МиОПКРО « ПедТест », http :// pedtest . ru / arxiv - konferencij ; «Литературный автобус», 2017г., Всероссийский образовательный портал «Продленка» www.prodlenka.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы "Работа по аттестации с педагогами ДОУ"
Процесс аттестации - сложный и поэтапный, ведётся постоянно......
Эссе Семеновой Веры Сергеевны на конкурс "Педагог года - 2018" в номинации "Воспитатель года - 2018"
Эссе Я- Воспитатель!Вечер. Как же я устала. Ноги еле-еле несут меня домой. Как хорошо на улице! Позади шумный, но очень продуктивный день: сделали с ребятами поделки, разучили новую песню, повтор...
Презентация (из опыта работы) "Физкультурно-оздоровительные технологии в деятельности педагога доу".
Презентация подготовлена как приложение к оздоровительному проекту за 2014 - 2015 учебный год....
Презентация из опыта работы для педагогов и родителей на тему "Приобщение ребёнка к книге".
Презентация из опыта работы для педагогов и родителей на тему "Приобщение ребёнка к книге"....
ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "Презентация опыта работы".
Опыт работы "Сказочные лабиринты игры"....
Презентация из опыта работы педагогов ДОУ по теме: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"
Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хот...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ из опыта работы педагогов 1 младшей группы: «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведе...