Консультация для воспитателей
консультация на тему
Тема «Особенности проведения экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Задачи:
· Формировать представления о правильной организации экспериментирования.
· Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Современные психологические и педагогические исследования показали готовность старших дошкольников к экспериментированию.
В пяти - семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и целенаправленным.Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы
Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель:
развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность:
"Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования из представленных слов.
выдвижение гипотезы,
проверка предположения, целеполагание,
проблемная ситуация, формулировка вывода,
новая гипотеза
Правильный ответ
Проблемная ситуация
Выдвижение гипотез
Проверка предложения
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Примерная структура НОД - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Требования к оформлению и содержанию
центра экспериментирования
Основное оборудование:
приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д;
технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.;
разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;
прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи т т.д.
Дополнительное оборудование
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Книги познавательного характера, атласы.
Тематические альбомы.
Мини-выставки (тематика различна, например
"Часы бывают разные:», «Изделия из камня").
Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Заключение.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Формировать представления о правильной организации экспериментирования. Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Современные психологические и педагогические исследования показали готовность старших дошкольников к экспериментированию. В пяти- семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и целенаправленным. Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы.
Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.
Структура детского экспериментирования. Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру : Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования . Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования из представленных слов. выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание , проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). Правильный ответ
Примерная структура НОД - экспериментирования Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментирования Основное оборудование: приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп; природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д ; технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.; прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи т т.д.
Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Книги познавательного характера, атласы. Тематические альбомы. Мини-выставки (тематика различна, например "Часы бывают разные:», «Изделия из камня"). Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Заключение. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...