Тезисы выступления на семинаре-практикуме "Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса"
консультация на тему
Тезисы выступления на семинаре-практикуме "Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на семинаре-практикуме «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса»
Работа над проектами началась в 2009 с разработки индивидуальных проектов «Магазин моей мечты» с детьми подготовительной группы. Затем, когда дети перешли в 1 класс совместно с учителем и выпускником подготовили проект «Школьный магазин моей мечты», который занял 3 место в конкурсе проектов по 3 школе и 2 место в городском конкурсе проектов. Эта тема оказалась мне интересной и я выбрала ее в качестве темы по самообразованию
«Развитие познавательной активности детей через проектную деятельность»
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Объектом данного опыта является процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.
Цель – развивать познавательную активность детей дошкольного возраста через проектную деятельность
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3) Определить возможности использования метода проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4) Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
5) Развивать психические процессы как основу учебно – познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В соответствии с федеральными государственными требованиями произошел переход на комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В течение недели воспитательно-образовательный процесс объединен одной темой. Работая над темой недели пришла к тому, что проектный метод более глубоко может раскрыть тему недели и привлечь родителей.
Педагог дошкольного учреждения при активном участии родителей предоставляет детям проявлять познавательную активность. При помощи проектов дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности; Проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества. Остановлюсь на некоторых проектах.
Вовлечение детей в проектную деятельность началось с осуществления проекта «Моя любимая игрушка», в ходе которого был проведен цикл занятий по обогащению представлений детей об игрушках, дети приняли активное участие в организации выставки «Моя любимая игрушка», совместно с родителями придумали рассказы об игрушках, посетили музей мяча.
Знакомство детей с дикими и домашними животными в рамках проекта «Дикие и домашние животные» проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль животных в жизни человека; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали беседе о разнообразии животного мира, сравнивали диких и домашних животных России. Результат проекта – оформление альбома «Домашние любимцы».
В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительское собрание «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Подготовила ряд консультаций: из серии «Что такое детское проектирование?»,
Следующим этапом работы стал проект «Символы Нового года», где дети познакомились с традициями и символами нового года. Родители с детьми приняли участие в выставке «Символ года» проводимой в детском саду и выставках «В лесу родилась елочка», «Зимняя сказка», «Подарок Деду Морозу», организованными различными учреждениями города, где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. Формами работы были представлены различные виды деятельности: игровая, познавательная, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная.
Своеобразным звеном развития познавательной активности детей стал информационно-практический проект «23 февраля – день защитников отечества». Тема « Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. В результате проведения проекта дети приняли участие во Всероссийском литературном конкурсе «Я горжусь своим папой», родители оформили альбом «Наши папы – солдаты», приняли участие в создании мини-коллекции солдатиков и военной техники.
Мы привыкли принимать существующие праздники как само собой полагающееся, раз есть праздник, значит, нужно его отмечать, поздравлять, дарить подарки. При подготовке детей к празднику возник вопрос: «Откуда пришел праздник? Почему именно 8 Марта?». Возникла идея провести подготовку к празднику в ходе осуществления проекта «Праздничная кулинария», познакомить детей с историей возникновения праздника и подготовить с детьми для милых мамочек утренник, посвященный дню 8 марта, с чаепитием. Наши мамочки проявили свое мастерство в кулинарии – приготовили угощение к чаю, поделились своими рецептами. Совместно с родителями создали альбом «Как я маме помогаю»
Ярким стал проект «Будь здоров!» В последнее время стало больше времени уделяться защите, сохранению и развитию здоровья детей. Новые тенденции по здоровьесберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей.
Рассмотрим этапы реализации проекта на примере проекта «Будь здоров»
1 этап – подготовительный (определение проблемы (темы), состав участников) - Проблема: низкая заинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей, недостаточные знания детей о здоровом образе жизни. Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи: работа с детьми
- обобщить представления детей о здоровье, здоровом образе жизни и его составляющих – правильное питание, соблюдение гигиены и др.
Взаимодействие с родителями:
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Заинтересовать родителей в вопросах формирования здорового образ жизни в семье
Участники – дети средней группы, родители, педагоги группы, инструктор физкультуры, социальный педагог
2 этап – планирование
Предполагаемые итоги реализации проекта:
с детьми
- дети получат знания о здоровом образе жизни.
с родителями
- повысится стремление родителей к здоровому образу жизни.
3 этап – осуществление проекта
Работа над проектом затронула следующие виды деятельности детей:
- игровая (дидактические игры «Валеология», «Части тела». «Мы зарядкой занимались», психогимнастика, сюжетно – ролевая игра «Больница»)
- познавательная (рассматривание книги «Тело человека», беседа об одежде, азбука здоровья, экскурсия в медицинский кабинет)
- речевая (Участие в конкурсе чтецов, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы)
- продуктивная (Участие в конкурсе рисунков)
Работа с родителями (письменная консультация «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей», привлечение родителей к участию в городской акции «Мы за здоровый образ жизни» - обобщение опыта семейного физического воспитания, экскурсия на базу отдыха «Три богатыря», выставка картотек)
4 этап – защита проекта - обоснование процесса проектирования;
подготовка докладов; оценка.
5 этап – презентация проекта - оформления опыта семейного физического воспитания, участие в конкурсе рисунков, участие в конкурсе чтецов, оформление коллажа с фотографиями поездки на базу отдыха «Три богатыря».
6 этап – рефлексия - анализ достижения поставленной цели, постановка новой цели. В этом случае следующим проектом, направленным на укрепление здоровья стал проект «Мы туристы», дети приобрели простейшие туристические навыки, повысилась их двигательная активность, познакомились с правилами поведения в природе, обогатились представления детей о природе родного края. Оформили стенгазеты «Как я провел лето»
Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. В проекте «Моя Родина: малая и большая» дети проявили нескрываемый интерес к своей малой родине – городе Коряжма. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности дошкольников, воспитания Гражданина и Патриота. В процессе реализации проекта дети не только систематизировали свои знания о родных местах, символике города Коряжмы, России, но и стали с уважением и любовью относиться к своей малой родине. Создали альбом «Из окна. Из окна наша улица видна»
Проект «Как перейти дорогу» посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача проекта - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Дети совместно с родителями выполнили творческое задание «Мой путь в детский сад», в группе появился макет города с улицами, дети получили памятки «Юному пешеходу».
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. В ходе проекта родители с детьми придумали и оформили книжки самоделки, в группе появились макеты сказок. Организована выставка сказочных героев.
В работе над проектами менялась развивающая среда группы за счет создания мини-коллекций. Такая форма работы как проекты позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. При реализации проектов происходило вовлечение родителей в педагогический процесс, повысилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. Родители охотно принимали участие в создании мини-коллекций. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Ведь чем больше сплочённых, дружных родителей, тем быстрее формируется детское сообщество в группе
Вывод
Считаю, что если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов
Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре
Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре
Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в марте
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) с 01.03.2017 по 31.03. 2017...
«Планирование воспитательно – образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО». Выступление на тему: «Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО».
Сообщение и презентация помогут педагогам более конкретно разобраться в вопросах планирования работы....