Конспект занятия "Большая вода"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
по речевому развитию:составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Большая вода»
(с использованием игровой, здоровьесберегающих технологий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_bolshaya_voda.docx | 110.22 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1.1, 1.1.2, 1.1.3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №12
муниципального образования
Каневской район
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
по речевому развитию:составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Большая вода»
(с использованием игровой, здоровьесберегающих технологий)
Воспитатель высшей квалификационной
категории МБДОУ детский сад
комбинированного вида №12
Пашкова Ирина Ивановна
11.03.2015г.
ст. Каневская
2015г.
Цель:
Обучать детей описывать пейзажную картину.
Задачи:
1.Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.
2.Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3.Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний, по обогащению природоведческого словаря.
4.Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5.Упражнять в образовании действенных причастий настоящего времени.
6.развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.
7.Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.
8.Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
портрет И.И.Левитана, репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»; запись А. Вивальди «Весна», П.И. Чайковского «Апрель», солнышко, схемы- карточки, клей, ножницы, бумага, карандаши, трафареты, одноразовые тарелочки.
Предварительная работа:
рассматривание с детьми пейзажных картин И.И.Левитана; прослушивание произведений П.Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года»; знакомство с пословицами, народными приметами.
Ход занятия:
- Организационный момент
Слушание музыки А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
-Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чём она?
-Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
Ответы детей (долгожданная, ранняя, поздняя, тёплая, цветущая, звонкая, весёлая).
2. Сообщение темы образовательной деятельности
-Очень много слов можно сказать о весне, а вот как писал о весне поэт М. Пляцковский.
Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце тёплое,
Весёлое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются.
-Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, весёлое)
-Да, весна несёт всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
Сейчас я вам покажу несколько картин, а вы подумайте и попробуйте угадать, с картиной какого художника мы сегодня познакомимся?
(Показываю репродукции картин)
Ответы детей (И.И.Левитана)
- Взгляните на портрет художника .Исаак Ильич Левитан (1860-1900).Он создал много замечательных пейзажей.
-Посмотрите ещё на одну картину, которую написал И.И.Левитан. Как же можно назвать его картину?(Выставляется репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»).
(дети предлагают варианты названий картины)
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной И.И.Левитана, и будем составлять по ней рассказ. Называется она «Весна. Большая вода»
-Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И.Чайковского «Апрель».(Дети рассматривают картину под сопровождение пьесы П.И.Чайковского «Апрель»
3.Беседа по картине
-Вспомните, как называется эта картина, кто её автор?(картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан.)
-Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина так называется, потому что художник изобразил разлив реки. Большое весеннее половодье.)
-Какое явление здесь запечатлено? (Разлив реки, половодье).
-Когда бывает половодье? (В апреле)
-Какими словами можно рассказать о воде, какая она? ( Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
-Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну.)
-Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые березки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале)
-Что художник изобразил на переднем плане картины?(На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой).
-Что художник изобразил на дальнем плане картины?(На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них стоят в воде).
-В какой день И.И.Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный).
-Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, жёлтого, белого).
-Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но немного жаль деревьев
Которые оказались в воде).
-Какие из народных примет, пословиц можно использовать, рассматривая картину? (Как зима не злится, а весне покорится.
Апрель с водой - май с травой. Апрельские ручьи землю будят. Мокрый апрель - хорошая пашня. Синие облака в апреле - к теплу и дождю. Из берёзы течёт много сока- к дождливому лету
4.Коррекционные упражнения
«Скажи иначе»(образование причастий настоящего времени).
-Послушайте, как скажу я , и скажите иначе, изменив слово – действие.
Домики стоят в воде - стоящие в воде домики.
Тени лежат на земле - лежащие на земле тени.
Лучи скользят по земле - скользящие по ветвям лучи.
Облака плывут по небу - плывущие по небу облака.
На деревьях набухают почки - набухающие на деревьях почки.
Дыхательная гимнастика
- Ребята! Давайте представим, что мы находимся сейчас на природе, где деревья издают свой весенний аромат. Выпрямите спинки, опустите плечи, подтяните животики и сделайте глубокий вдох носом и выдохните воздух через рот. (2-3 раза)
5.Физминутка (психогимнастика) «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
6.Распространение предложений.
Игра «Волшебная цепочка»
-Скажите, что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко).
-Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.
-Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?
-Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья- слова.
Воспитатель предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.
На картине изображён день.
На картине изображён весенний день.
На картине изображён весенний апрельский день.
По небу плывут облака.
По небу плывут белые облака.
По голубому небу плывут белые облака.
Вода затопила низины.
Холодная вода затопила низины.
Холодная вода затопила низины, лес, дома.
По берегу легли тени.
По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли тёмные тени.
Берёзки стоят в воде.
Стройные берёзки стоят в воде.
Стройные берёзки стоят в холодной воде.
Вдалеке виднеются домики.
Вдалеке виднеются деревянные домики.
Вдалеке виднеются деревянные домики, стоящие в воде.
7. Составление плана рассказа в виде картинно- графического плана.
-А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.
Воспитатель выставляет картинки- пункты плана:
1.Название картины, автор
2. Место действия
3. Время действия
4.Погода
5.Композиция картины
6.Цветовая палитра
7.Настроение картины
8.Твоё отношение к картине
8.Составление рассказов
а)по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально
-А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине.
-О чём мы сначала скажем?(Вначале я назову автора и название картины).
-О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане).
-А в конце своего рассказа, о чём расскажете?
(И в конце рассказа я расскажу о настроении картины).
Ответ «идеального» воспитанника.
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»
9.Оценка рассказов детей.
Воспитатель оценивает рассказы детей.
-Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине. Я очень рада, что у вас так хорошо получается самостоятельно составлять рассказы по картине.
10.Итог занятия
Чтобы в наших личиках чаще были улыбки, солнышко должно быть у каждого из нас не только в глазах, но и в душе. Видеть и беречь красоту природы может только добрый «солнечный» человек. Вы так считаете ребята? Давайте сделаем солнышко каждому, чтобы оно принесло улыбки нам, родителям, бабушкам, дедушкам.
-О чём мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
Как е мы должны относится к природе, чтобы не испортить её красоту?
(Бережно. Защищать и охранять всё живое.)
-Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого её уголка, как это делал великий русский художник И.И.Левитан.
Отзыв
на образовательную деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по речевому развитию: составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Большая вода»
проведенное воспитателем высшей квалификационной категории
Пашковой Ириной Ивановной
Место проведения: МБДОУ детский сад №12,ст.Каневская
Дата проведения: 16.04.2015г
Во время проведения занятияпо речевому развитию воспитатель решала следующие задачи: учила детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона; обогащала словарный запас детей эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами, образными выражениями. Расширяла представления о весенних изменениях в природе. Также решались задачи по развитию связной речи. Ирина Ивановна способствовала развитию личностных качеств: рефлексия, эмпатия, толерантность, любовь и бережное отношение к природе.
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделено время по всем частям. Темп занятия выбран оптимально. Ирина Ивановна обеспечивала научность и доступность информации. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми.
На занятии были использованы психолого-педагогические технологии: ТРИЗ, графическое моделирование в виде картинно - графического плана, здоровьесберегающие техногологии: дыхательная гимнастика, физминутка, психогимнастика, в процессе проведения которых развивались не только дыхательные функции, но и речь с движением.
Четко сформулированное задание побуждало ребят творчески выполнить его.Дети учились не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предыдущие и последующие события, развивать умения характеризовать самое существенное в картине.
Важное значение имело в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. Ребята активно участвовали в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии, благотворно способствовал совершенствованию связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. Выбранная методика обучения рассказыванию по содержанию картины явилось творческой находкой воспитателя, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. Все поставленные задачи были реализованы.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ДСВК №12 Паршина Л.Н. ____________
Отзыв
на образовательную деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по речевому развитию: составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Большая вода»
проведенное воспитателем высшей квалификационной категории
Пашковой Ириной Ивановной
Место проведения: МБДОУ детский сад №12,
Дата проведения: 16.04.2015г.
Пашкова Ирина Ивановна продемонстрировала высокие профессиональные педагогические знания, риторические умения и навыки.деятельность была построена с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и воспитателем.
Удачным решением послужило слушание музыкальных произведений А.Вивальди «Времена года»,П.Чайковского из цикла «Времена года». Рассматривание с детьми пейзажных картин И.И.Левитана, прослушивание произведений А. Вивальди «Времена года», что позволило создать определенный эмоциональный настрой воспитанников на протяжении всего занятия.
На занятии были использованы психолого-педагогические технологии ТРИЗ, использовала беседу, художественное слово, игровые приемы, музыку, моделирование, здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, физминутка, динамика поз). Для получения обратной связи использовала: поощрения, ласковое слово, мимику, жесты.
Ирина Ивановна продемонстрировала живое общение с воспитанниками, обмен мыслями, мнениями и чувствами. Вопросно-ответный метод обучения, применяемый в ходе занятия, активизировал умственную деятельность детей, подвел их к получению новых знаний и способствовал закреплению уже полученных ранее.
Самостоятельная работа была организована в виде моделирования средней сложности. Индивидуально, с помощью косвенного вопроса, направляла на выполнения правильного действия.
В течении всего занятия дети были активны и работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности. Психологическая атмосфера была спокойная, эмоционально-положительная. Дети проявляли эмпатию.
Из выше сказанного видно, что поставленные обучающие, развивающие, воспитательные задачи реализованы полностью.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ДСВК №12 ____________
16.04..2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»
Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...
Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."
Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...