Подборка русских народных игр
учебно-методический материал по теме
Подборка различных русских народных игр, фольклорные игры, хороводные игры, песенные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка русских народных игр | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
- Игра «Хлопушки»
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
- Игра «Сидит Яша»
Образуется круг - хоровод. Внутри хоровода стоит мальчик «Яша» и девочка «Маша». Держась за руки и, двигаясь по кругу, дети в хороводе поют:
Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.
Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!
Хоровод останавливается и продолжается диалог с Яшей:
- На чём стоишь? – На мосту.
- Что пьешь? – Квас.
- Лови Машу, а не нас!
После этих слов. Яша ловит Машу.
Правила игры. Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, выбираются другие игроки.
- Хороводная игра «Капустка»
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:
Вейся, повейся, капустка моя,
Вейся, повейся, белая моя.
Как мне, капустке, виться,
Как мне зимой не валиться!
Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.
После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.
- Игра Заря-заряница
Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, навстречу хороводу, вместе со всеми приговаривает:
Заря-заряница,
Красная девица,
По небу ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые -
Ленты расписные!
Карусель останавливается. Водящий и стоящий напротив него ребенок под слова: Раз, два, три не воронь, а беги как огонь! разбегаются в разные стороны.
Правила игры: Побеждает тот, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».
- Игра «Дударь»
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, дударь, что болит?
– Голова.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, дударь, что болит?
– Ножки болят.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, дударь, что болит?
– Здоров!
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором, спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?». «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши и т. д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «дударя» поётся 2–3 раза, и когда в очередной раз у «дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё место другого, и игра продолжается.
6.Игра «Пчёлки и ласточка»
Играющие – пчёлы – летают по поляне и напевают:
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Пчёлам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
7.Игра «Совушка»
Выбирается водящий – совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 м – это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днём ты спишь.
Подаётся команда:
День наступает,
Всё оживает!
Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:
Ночь наступает,
Всё засыпает!
Мышки замирают на месте, держа правильную осанку. Позы заранее оговорены. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3–6 сек. даётся команда «День!» – и игра продолжается.
Как только совушка поймает трёх мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а бывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались совушке, а также совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.
Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:
«Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.
«Пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперёд, руки на пояс, локти назад.
«Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперёд, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.
«Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх, ладонями наружу.
8. Игра «Пирог»
Дети делятся на две группы и становятся друг против друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Сразу после слов: «Режь да ешь!» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой группы. Кто первый его коснётся, тот уводит в свою группу, а второй остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Дети поют:
Да экий он высокинький,
Эх, да экий он широкинький,
Эх, да экий он мякишненький,
На столе пирог сладёшенький.
Режь да ешь! (Говорком.)
9. Игра «Колпачок»
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
На слова: «Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь» дети хлопают в ладоши. После этого водящий говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алёну больше всех!» Выбранная девочка садится в центре, исполняет роль колпачка, а все дети обращаются к ней с тем же запевом.
Игра повторяется несколько раз, меняется тональность (по полутонам вверх, а потом вниз).
10.Игра «Цепи кованые»
Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15–20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
11.Игра «Иван»
Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего:
Иван с косой, не ходи босой,
А обутый ходи, себе лапти сплети.
Если будешь ты обут – волки, лисы не найдут,
Не найдёт тебя медведь, выходи, тебе гореть!
Остальные играющие называют себя различными зверями: кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. Иван-косарь берёт в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и совершает движения, как при косьбе. Звери переговариваются с ним:
– Иван-косарь, что ты делаешь?
– Траву кошу.
– А зачем косишь?
– Коров кормить.
– А зачем коровы?
– Молочко давать.
– А зачем молочко?
– Сырцы делать.
– А зачем сырцы?
– Охотников кормить.
– А зачем охотников кормить?
– В лесу зверей ловить!
Звери быстро разбегаются кто куда, а Иван-косарь бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь, он должен отгадать, какой это зверь. Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а Иван-косарь ищет остальных спрятавшихся зверей.
12.Игра «Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой стороне живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят из дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Гуси-лебеди! Домой!
– Серый волк под горой!
– Что он там делает?
– Рябчиков щиплет.
– Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может их ловить только после слов: «Ну, бегите же домой!»
13.Игра «Горелки»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 2 шагов стоит водящий – «горелка». Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы на погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле, едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
– Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь.
После заключительных слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Игра повторяется. Если «горелке» удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, «горит». «Горелка» не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
14.Игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарёй». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
15.Игра «Коршун»
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу,
По копеечке,
По совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встаёт, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
– Коршун, коршун, что ты делаешь?
– Ямку рою.
– На что тебе ямка?
– Копеечку ищу.
– На что тебе копеечка?
– Иголочку куплю.
– Зачем тебе иголочка?
– Мешочек сшить.
– Зачем тебе мешочек?
– Камешки класть.
– Зачем тебе камешки?
– В твоих деток кидать.
– За что?
– Ко мне в огород лазят!
– Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыплёнок выходит из игры, а коршун ловит следующего. Игра заканчивается, когда поймано несколько цыплят. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на своё место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.
16.Игра «Ходит Ваня»
Все встают в круг, выбранный мальчик или девочка идёт по кругу в противоположную сторону. Ведущий выбирает себе «дружочка». Ведущий должен подойти, красиво поклониться, взять за руку того, кого выбрал. Он проводит его по кругу, показывая всем, а потом встаёт с ним в центре. В песне имя ведущего может меняться (Ваня, Аня, Лена, Вася и т. д.).
Дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка, посреди кружочка.
Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
17.Игра «Дедушка Трифон»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и поют:
У дедушки Трифона
Было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они пили, они ели,
Друг на друга все глядели,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Разом делали вот так! (Говорком.)
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
18. Игра «Ну-ка, зайка, выходи»
В ходе считалки выбираются Заяц и Лиса. Дети окружают Зайку, а Лиса притаилась за кругом. Сюжет игры раскрывается в песне.
Ну-ка, зайка, выходи, ну-ка, серый, выходи.
Зайка, зайка, попляши, зайка серый, попляши.
Руками похлопай, ножками потопай
И немножко повернись, всем ребятам поклонись.
Зайка, зайка, берегись, за кусточком хитрый лис,
Хочет зайку он схватить, хочет зайку изловить.
Зайка, ушки навостри и в избушку побеги,
Спрячься дома у себя, не догонит лис тебя!
На третьем куплете дети берутся за руки, а хитрая лиса прорывается в круг, пытаясь схватить зайца.
19. Игра «Курки-курченяточки»
Дети ходят по кругу. Изображая курочек, поют песню.
Водящий петушок ходит в центре круга, размахивая руками, высоко поднимая ноги. На словах «и все делают вот так» петушок замирает в какой-нибудь позе. Все остальные дети повторяют это движение.
Курки-курченяточки, хвостики, лопаточки,
Жито жнут и гребут, петухам не дают.
Петухи не едят, все на курочек глядят.
И все делают вот так! (Говорком.)
20. Игра «Кот и мыши»
Ребята, изображающие мышей, становятся в ряд, а выбранный по считалке «кот» – напротив. Мыши скачут и поют:
Три-та-та, три-та-та, не боимся мы кота.
Мы кота-воркота завернём за ворота!
Кот, увидев, что мыши разошлись, делает прыжок. Мыши замирают на месте. Те мыши, до которых кот, не сходя с места, дотронется руками, выбывают из игры.
21. Игра «Дрёма»
Все игроки становятся в круг, в середине которого сидит или стоит «Дрёма». Находящиеся в кругу ходят и поют: «Сиди, Дрёма, сиди, Дрёма, выбирай, Дрёма, выбирай, Дрёма, бери, Дрёма, бери, Дрёма!» После этого Дрёма встает и выбирает кого-нибудь. Тот, кого выбрали, становится Дрёмой.
22. Игра «Вербочка»
Играющие встают в круг, взявшись за руки, двигаются вправо и влево, поют. На слове «гоп» – приседают или подпрыгивают.
Вербочка, вербочка, кудрявая веточка.
Ой, ли, лё-ли, гоп!
23. Игра «У медведя»
Ребята ходят по комнате, делая вид, что собирают ягоды, поют песню.
Ведущий, медведь, притаился, сидит в стороне, глаза у него завязаны. Как только песня заканчивается, он ловит кого-то из поющих. Все замирают. «Медведь» должен на ощупь угадать пойманного. Если не угадал, ему опять завязывают глаза и игра повторяется сначала. Если угадал, медведем становится пойманный.
У медведя во бору грибы-ягоды беру.
Медведь рычит, на детей глядит.
24. Игра «Пчёлы»
Дети по считалке делятся на две группы. Одна группа – пчёлы, другая – цветы. Сначала пчёлы ловят цветы. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается.
Играющие поют:
Пчёлки, пчёлки! Жальца-иголки,
Серые, малые, крылышки алые.
Поверху летают, к цветам припадают,
Медок собирают, в колоду таскают.
Ж-ж-ж!
25. Игра «Дед Сысой»
Выходит мальчик, встаёт лицом ко всем детям и обращается к ним со словами:
Дед Сысой: Здравствуйте, детки-малолетки!
Дети: Здравствуй, дед Сысой!
Дед Сысой: А где вы были намедни?
Дети: Во сыром борочке.
Дед Сысой: А что вы там делали?
Дети: Постояли на кочке, посидели на пенёчке!
Во время диалога дети стоят толпой, под песню они расходятся в полукруг. Водящий идёт мимо детей, изображая старенького, хромого деда.
После слов «Мы тебе покажем!» дед Сысой отворачивается от детей и считает до трёх: «Раз, два, три!» Дети договариваются и все вместе делают какое-то движение (крутят швейную машинку, чистят бананы, пишут ручкой и т. д). Дед должен посмотреть и угадать иллюстрируемое движение.
26. Игра «Яблонька»
С помощью считалки дети выбирают ведущего, «яблоньку», которая встаёт в центре круга. Во время пения дети идут по кругу и делают то, о чем говорится в песне.
Мы посадим яблоньку на горе, на горе.
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Вырастай, яблонька, вот такой вышины,
Распускайся, яблонька, вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька, в добрый час.
Потанцуй, Машенька, поскачи для нас.
Ой, как наша яблонька распустилась,
Ой, как наша яблонька закружилась.
А мы нашу яблоньку все трясти будем,
А мы сладки яблочки собирать будем.
А мы нашу яблоньку все пощиплем,
Да от нашей Машеньки убежим вихрем.
В конце песни все дети разбегаются, а девочка-ведущая ловит кого-нибудь. Пойманный встаёт на место в центре круга, и игра-песня начинается с начала.
27. Игра «В Деда»
Все дети выстраиваются в круг. Выбранный мальчик, изображающий деда, ходит за кругом. Остановившись, он топает ногой, как будто стучится в дверь. Дети спрашивают:
– Кто там?
– Я, дед. Несу с орехами мешок. Пустите меня во двор!
– А для чего орешки?
– Мне для потешки.
– А для чего у тебя клюка?
– Бить детей по бокам!
– Не пустим тебя во двор.
Ребята идут по кругу и поют песню, держа друг друга крепко за руки. Дед прорывается с разбега с силой в круг, пытаясь разъединить сцепленные руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
Театр на фланелеграфе ( подборка игр, конспектов, инсценировок по мотивам русских народных сказок)
: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; знакомить с новым видом инсценировки знакомой сказки; побуждать детей к самостоятельному инсценированию с использованием полумасок; развиват...
Подборка русских-народных игр и забав
Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения....
Подборка русских народных подвижных игр
В этой подборке представлена история создания подвижных игр, а также картотека игр для детей....
Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".
Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...
Подборка загадок на тему "Русские народные сказки"
Подборка загадок на тему "Русские народные сказки"...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...