Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
консультация по теме
Консультация для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В статье подробно описывается методика формирования дружеских взаимоотношений с воспитанниками старшей группы "Звёздочки" МБДОУ д/с № 17 "Звёздочка" г. Гуково
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека. Все это приводит к различным конфликтам и непониманию собеседниками друг друга. Как отмечала М.И. Лисина, «доброжелательное отношение к ребенку со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение». Все это влечет за собой необходимость формирования дружеских взаимоотношений между детьми в группе сверстников.
Среди целевых на этапе дошкольного образования Федерального государственного стандарта (далее - , Стандарт) является о том, ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать других и разрешить конфликты»» [5,с.28]. Из этого , что требования подводят педагогических дошкольного образования необходимости формировать дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Под дружескими взаимоотношениями дошкольников мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании.
По мнению Т.И.Бабаевой, доброжелательность проявляется в активном интересе детей друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, оказать посильную помощь. В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в стремлении к содержательному, эмоционально- положительному общению на основе дружеского сотрудничества со сверстниками [1, с.20].
Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей воспитатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития.
Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе мы воспользовались известной социометрической методикой «Секрет» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина) Эмпирическое исследование организовано на базе структурного подразделения МБДОУ Детский сад №17 «Звёздочка» г.Гуково, в котором приняли участие дети дошкольного возраста - 14 человек. Возрастная категория участников эксперимента – 5-6 лет.
Перед началом исследования были подготовлены красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы, предлагалось подарить три открытки «по секрету» трём детям. При беседе с ребенком результаты фиксировались в бланке.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка было определено статусное положение каждого и распределили детей по условным статусным категориям:
-«звезда» - 5 и более выборов;
-«принятые» - 2-4 выборов;
-«непринятые» - 1 выборов;
-«изолированные» -0 выборов;
Обработка полученных данных происходит на основе подсчета выборов, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выражается в его статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением сверстников, их принято называть «звезды».
За ними следуют дети, занимающие благополучное положение, так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов.
Низкий социальный статус поучают дети с недостаточно благополучным положением в системе межличностных отношений в группе. Это так называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1-2 выбора, без взаимности) и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного выбора.
Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий показывает уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ). Высокий УБВ, если I + II > III + IV; средний, если I + II = III + IV; низкий, если I + II меньше III + IV, в последнем случае в группе наблюдается преобладание детей, находящихся в неблагоприятных статусах.
Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем больше детей связано взаимными выборами, (если их выборы совпадают и дети выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше показатель удовлетворенности детей взаимоотношениями со сверстниками
Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы достаточно низкий, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками ниже среднего. Намечаем план работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
На начальном этапе мы разработали систему игр, направленную на привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это на улучшение отношений между детьми в группе. Предлагаемые игры развивают у дошкольников умение замечать достоинства и переживания сверстников и помогают ему в игровом и реальном взаимодействию. Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности.
Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие. Сначала мы привлекаем внимание детей к внешним данным сверстников, затем — к их личным качествам, умениям, интересам, достижениям и побуждает детей к совместной деятельности, общению.
Лучше узнать друг друга детям содействуют игровые ситуации, требующие умения описать особенности внешности сверстников («Фоторобот», «Угадай, о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга», «Диктор телевидения и радио»), некоторые черты характера, увлечения и умения (отлично рисует, придумывает истории, веселый и смелый) и сообразить, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию.
Затем мы использовали игры для овладения дошкольниками правил культуры общения, вежливости и доброжелательности. Грубый тон, неумение вежливо провести беседу, проявление безразличия к потребностям, эмоциям и настроению сверстника приводят к конфликтам и распаду совместной деятельности. Нами использовались такие игровые ситуации как «Добрые пожелания», «Выбросим грубые слова», «У нас нет равнодушных», «Краски», «Новенькая девочка» .
На заключительном этапе в систему игр по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников мы включили авторские игры В.М.Холмлгоровой, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Такие игры дают им возможность не только поддержать сверстника, но и моделируют ситуации, в которых ребенок может проявить содействие не только в воображаемой игровой ситуации, ной в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку [4, с.74]
Эти игры вызвали у детей большой эмоциональный отклик. Особенно понравилась игра «Шляпа волшебника». Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа.
Мы раздаем детям по три разноцветных карточки каждому, рассаживаем их вокруг себя и говорим: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он — невидимый. Но вот беда, этот волшебник — ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами. ( Показываем детям шляпу.) Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тут-то, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен в чем-то помочь другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».
В течение дня напоминаем детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером опять организовываем детей и торжественно ставим шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.
В таком направлении мы проводили работу с детьми в течение трёх месяцев с февраля по май 2017 года.
При повторном проведении методики «Секрет», были выявлены следующие положительные изменения:
- Дети, занимающие статус «Звезды» так и остались в этом статусе, однако получили на один выбор меньше.
- Детей, получивших статус «Принятые», стало на 15% больше, чем на констатирующем этапе.
- К группе детей, получивших статус «Непринятые», присоединились «Изолированные». Таким образом, детей со статусом «Изолированные» не осталось.
Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей старшей группы можно считать высоким, так как большинство детей (57%) находятся в благоприятных статусных категориях. Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками вырос и составил 43%, что является средним значением.
Работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста и итоговый эксперимент позволили нам проследить динамику в проявлении доброжелательного отношения детей к сверстникам.
Рисунок 1
Литература:
- Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольни-ков в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. - 384 с.
- Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста. [Текст]. Материалы III международной научной конференции (февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 102-106
- Смирнова Е.О. Конфликтные дети / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. – М. :Эксмо, 2010.- 176 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - М.: Перспектива, 2014.- 32 с.
- Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы [Текст] / Гильдебрандт О.П. - Нижневартовск, 2015. - С. 390-393.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию по формированию нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Представленные конспекты занятий разработаны с целью формирования нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемый методический материал рекомендован для педагого...
План взаимодействия с родителями по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Обеспечить понимание актуальности изучаемой проблемы и необходимости осуществления взаимосвязи с дошкольным образовательным учреждением....
ПРОЕКТ " Сюжетно-ролевая игра как средство развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...
Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является первоночальным становлением личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на разви...
Презентация "Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
Самое главное в жизни человека – это его отношения с другими людьми. Научить ребёнка дружить – это прежде всего научить взаимодействовать с другими людьми на основе социокультурных норм....
Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Статья посвящена проблеме воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников. . В работе формулируются педагогические условия использования театрализованных игр как средства воспитания дружеских взаимо...
СИСТЕМА ИГР, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры для создания атмосферы эмоционального комфорта, интереса и внимания детей друг к другу....