День славянской письменности
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavyanskaya_pismennost_razvlechenie.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»
«День славянской письменности и культуры»
Воспитатель: Шалгенбаева Г.Т.
Муз. руководитель: Кульжанова С.А.
Путешествие по станциям в народных костюмах.
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Наскальные символы – буквы, иероглифы.
1. Развитие познавательности.
2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь»
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.
Кто такие предки? (ответы детей)
Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
-Как называлась наша страна в древности? (ответы детей)
Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
Почему славяне? На какое слово похоже? (ответы детей)
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.
Саша М.
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Елисей
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии,Сербии.
Кристина
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Вова
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! (Этот столбик повторяется на каждой станции)
Лиза Е.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН .
1 станция. «Первобытная».
Слайд 1. (Наскальные символы – буквы, иероглифы. )
Воспитатель.
Рассказ воспитателя о первых наскальных изображениях и надписях.
- Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.)
2 станция. «Историческая».
Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. (Рассказ о братьях: создание азбуки.)
Педагог показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
Беседа о том, как создавались первые книги.
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня. Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво украшены. (Воспитатель показывает изображения буквиц, украшенных узорами). (слайд 2)
Воспитатель показывает фотографию памятника и рисунок с изображением печатного станка и дает первоначальные сведения.
Воспитатель показывает детям копию первого Букваря Ивана Фёдорова.
Станция. Станция «Книжная»
Воспитатель демонстрирует детям Азбуку:
Ребята, посмотрите, какая удивительная книга у меня в руках. «Почему удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука.
Воспитатель Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает слово «путешествовать»? Произнесите это слово. Из каких двух частей оно состоит? («Путь»- дорога, «шествие» - ходьба, перемещение). Ребята, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут автомобили…Как же нам попасть туда? Сначала нужно отгадать загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает.»
Дети: Книга!
Воспитатель Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга. Но откроется она, как только вы произнесёте волшебные слова: Аз, буки, веди, ерь.
Открывайся знаний дверь.
Нам страницы покажи,
Все секреты расскажи.
Воспитатель рассказывает детям о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага).
Попробуем написать на бересте…
Нетрадиционное рисование
Ну что ж. потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу. Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.
4 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры.
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок»
(Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают….)
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
Хоровод. «Во поле береза стояла»
5. Станция «Сказочно - загадкино»…
И так, начинаем 1 конкурс «Отгадай сказку»/я буду загадывать вам загадку, а вы будете называть сказку.
Всем известно на Руси,
Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом
Кто же эти
Маленькие дети (Семеро козлят)
Что за гостья в дом пришла
К трем лесным медведям?
Там поела, попила
В трех кроватях поспала,
А хозяева вернулись
Еле ноги унесла. (Три медведя)
Убежали от грязнули,
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет (Федорино горе)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок все ж попался (Колобок)
Миша по лесу идет,
Короб на спине несет-
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела. (Маша и медведь)
В гости к бабушке пошла
Пироги ей понесла
Серый волк за не следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
У Аленушки- сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла
Братца Ваню проморгала (Гуси- лебеди)
Лисичка – сестричка очень хитрая была.
Зайчика – трусишку из избушки прогнала
Петух лишь сумел за зайца постоять,
Взял острую косу и сумел лису прогнать. (Лиса и заяц)
Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль).
И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки
Хороша, как солнышко,
Кто же это? (Золушка)
- Воспитатель читает по выбору несколько сказок с перевернутыми концами или несоответствующими данной сказке героями.
- Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.
«Загадкино».
Загадка первая:
33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Загадка пятая: Не на меру, не на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум)
Загадка шестая: У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)
6 станция. «Промысловая».
Игрушки – Дымка, Хохлома.
Дети подходят к «остановке «промысловые игрушки. Встречает воспитатель в русском народном костюме.
Вос-ль: Здравствуйте гости дорогие. Кто вы такие и как вас зовут?
Ответ детей: Мы славяне.
Воспитатель: Так значит вы потомки славного славянского народа. Я очень рада приветствовать вас. Я хочу познакомить вас со с моими дочками. Зовут их Палаша и Анна. Они ещё маленькие, но очень хотят тоже быть достойными потомками своего славянского народа. Они у меня изучают элементы росписи, то есть ещё учатся рисовать. Пойдёмте, я вас познакомлю с ними.
Дети подходят, здороваются и девочки показывают им карточки с изображением элементов дымковской, городецкой и городецкой росписи. Ведется беседа об особенностях узоров.
- Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». А сейчас мы поиграем с ней.
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Воспитатель:: Ну что дети вам понравилось наше небольшое путешествие к мастерам. Если вы захотите тоже научиться этому мастерству, приходите к нам мои дочери я научим вас всему тому, что умеем. До скорой встречи.
Общий сбор. РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
Слайд 3
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.
Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...
День славянской письменности и культуры
Конспект досуга, посвященного празднованию дня славянской письменности и культуры...
День славянской письменности
«День славянской письменности и культуры»тематический праздник для старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение ...
" День славянской письменности"
Конспект занятия с детьми подготовительной группы....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».
Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...
Конспект НОД " День славянской письменности" для воспитанников 6-7 лет
Конспект знакомит воспитанников с историей возникновения письменности,создателями алфавита Кириллом и Мефодием,самостоятельно составляют слова читают пословицы на славянском языке....
Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)
На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...
- Мне нравится (1)