Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания
консультация на тему
Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания
Подготовила:
Колтун Е.А., воспитатель
Теоретическое осмысление духовно-нравственного воспитания требует точного определения его основных категорий или понятий.
Исходное понятие, категория духовно-нравственного воспитания – понятие человек.
Господствующая десятилетиями в нашей стране атеистически-материалистическая научная концепция человека строилась на представлении о человеке как о существе, отличном от других живых существ только своими социальными и психическими качествами.
На самом же деле человек принципиально отличается от всего живого в этом мире не тем или иным отдельным качеством, но сущностно, субстанционально. Человек - это не только живое телесное существо, но и существо, наделенное бессмертной душой.
Душа - вторая часть существа человеческого. Святитель Лука Войно-Ясенецкий определяет душу следующим образом: «В человеке душевная деятельность есть реакция нашего мозга и сердца на восприятие нашими чувствами - зрением, слухом, осязанием - окружающего нас. Эти восприятия перерабатываются в сознании нашем, в уме и чувствах. И пока мы живы, непрестанно происходит этот удивительный процесс переработки в душе тех впечатлений, которые воспринимаем мы извне. Вот эта деятельность и есть наша душевная деятельность».
Душа (или психика) обладает тремя важнейшими свойствами, «силами» (Феофан Затворник): познавательным (когнитивным), который включает не только познавательные процессы, но представления и знания, а также смыслы; эмоциональным, который включает в себе мир эмоций, чувств, переживаний; волевым, или поведенческим, который проявляется в потребностях, желаниях, интересах и включает в себе цели, устремления, действия, поступки.
Третья и важнейшая «природа» человека - духовность. В православном богословии и педагогике духовность понимается как способность человека, позволяющая человеку быть сопричастным с Богом и благодаря этому жить полной человеческой жизнью.
В настоящее время в православном богословии, философии и науке нет единой точки зрения на устроение духовности человека, но многие православные богословы и ученые выделяют в духовности три главных компонента, «силы» духа: познавательную, эмоциональную и волевую, выделяя в них те или иные качества.
Познавательный, компонент - это сфера духовно-нравственного сознания, она представляет собой способность познания Бога и духовного ценностного познания окружающего мира. Чаще всего и святые отцы, и ученые,например К.Д. Ушинский, называют эту часть разумом. Эмоциональный компонент определяет отношение человека к Богу, к миру, окружающим людям и себе. Он действует в механизме нравственной оценки и выбора, который формирует нравственную позицию. Феофан Затворник полагал, что этой частью духа человека является совесть. Волевой компонент - это механизм духовно-нравственного поведения, духовной деятельности, нравственного поступка.
С понятием «духовность» тесно связано понятие «нравственность». Нравственность - это система высших ценностей, связывающих людей в единую социальную общность.
По определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в категориях добра и зла, центральных категориях духовности. Важнейшей категорией педагогики является категория личность. В настоящее время в науке сложилось множество определений личности. Чаще всего под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и созидательной деятельности».
В процессе своей жизнедеятельности ребенок вступает в различные отношения с окружающим его миром.
Пространство отношений ребенка к миру, в котором он живет, является центральной составляющей детской картины мира, которая формируется в процессе целостного развития личности ребенка благодаря его отношениям с миром. Эти отношения различаются по предмету и способу.
По предмету можно выделить три вида отношений: духовно-нравственное, социокультурное и природное. Духовно-нравственное отношение человека к миру- это отношение человека к Богу. Социокультурное отношение - это отношение человека к социуму, и оно включает в себя отношение к близким и себе, своей семье и ближайшему окружению, своему народу и его культуре, отношение к Родине.
Огромное значение для правильного развития ребенка имеет его отношение к природе. Ребенок всегда любит все живое. Он хочет иметь домашних животных, любит наблюдать за природными явлениями.
Очень важно помнить, что отношение к природе включает в себя отношение к себе как телесному существу. Оно складывается из отношений ребенка к своему состоянию, самочувствию, переживаниям и связано с осознанием себя как телесного существа.
По способу отношения к миру возможно также три вида: духовное, теоретическое и практическое. В настоящее время в науке и философии принято выделять два вида отношений к миру: теоретический и практический. Однако, помимо этих отношений, существует и третье, принципиально не сводимое ни к первому, ни ко второму, - духовное отношение. Это отношение к Богу.
Но духовное отношение - это отношение не только к Богу, но и к миру и социуму как творению Божию; к человеку как «образу Божию», отношение к природному миру и телу человека как храму Божию; духовное понимание миропорядка и его смысла, определение своего места в мире и назначения в нем.
Для детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, село или город, страна).
В процессе национального, «народного», (К.Д. Ушинский) воспитания ребенок осваивает мир родной культуры; развивается его национальное самосознание и самоидентификация.
Духовно-нравственное воспитание непосредственно вдияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической сферы личности. Это проявляется в устойчивости психических процессов (чувствительности, внимания, памяти), в понимании необходимости управлять своими желаниями, в регулирующей функции самосознания (понять свои ощущения и чувства, уметь адекватно их выразить, владеть собою).
Процесс воспитания и обучения может проходить в специальных учреждениях, в этом случае он называется образованием, а учреждения, в которых осуществляется этот процесс, - образовательными.
Обучение и воспитание находятся между собой в тесном взаимодействии, и одно не может заменить другое. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным, потому что воспитание предполагает не только развитие интеллектуальной сферы, что является главной целью обучения, но оно формирует человека целостно, его эмоциональную и волевую сферу, а это крайне важно для полноценного, в том числе интеллектуального и физического развития.
Поскольку для целостного развития личности важны и обучение, и воспитание, то каждое занятие в детском саду должно быть направлено и на обучение, и на воспитание. Это требование отражается в обучающих и воспитывающих задачах.
Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности.
Реализация воспитывающих задач направлена на формирование личности ребенка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведение.
Результатом обучения является обученность ребенка, а воспитания - воспитанность.
Обученность - это наличный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.
Воспитанность определяется как «обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия нравственных представлений и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития.
Воспитанность - наличный уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, своему в нем месту, к людям; степень осознания себя, своих возможностей, образа в глазах окружающих. Выделяют воспитанность внутреннюю и внешнюю, содержание, качество и меру воспитанности.
Помимо получения тех или иных знаний, формирования тех или иных качеств, необходимо развитие личности ребенка. Поэтому на каждом занятии, наряду с обучающими и воспитывающими задачами, ставится еще одна группа задач - развивающих. Они отражают процесс развития всех сторон личности, познавательной, эмоциональной и волевой сфер, механизмов нравственной оценки и выбора; формирования нравственной позиции.
Важнейшая категория - содержание духовно-нравственного воспитания. Под содержанием духовно-нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Освоение содержания происходит с помощью тех или иных технологий (форм, методов и средств). «Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач». Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего процесса воспитания.
Результатом духовно-нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности ребенка.
Таким образом, указанные категории и понятия дают возможность представить и описать в целом процесс духовно-нравственного воспитания и благодаря этому практически осуществлять его.
Литература:
Гладких Людмила Петровна. Основы православной культуры. Курск, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Консультация для воспитателей на тему:Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...