Презентация "Дидактические игры как метод сенсорного развития детей раннего возраста"
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_metod_sensornogo_razvitiya_detey.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактические игры как метод сенсорного развития детей раннего возраста. Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 1.5 -2х лет через дидактические игры»
Цель: П овышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: Р асширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста. О богатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей) О бразование родителей по данной теме: подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед .
Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 1.5-2х лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
Н аучить детей различать основные цвета; П ознакомить детей с величиной и формой предметов; С формировать навыки самостоятельной деятельности; П овысить самооценку детей, их уверенность в себе; Р азвить творческие способности, любознательность, наблюдательность; С плотить детский коллектив; Р азвивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; С овершенствовать движения рук, развивая психические процессы: П роизвольное внимание; Л огическое мышление; З рительное и слуховое восприятие; П амять; Р ечь детей.
Ожидаемые результаты: Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1.5-2х лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1.5-2х лет. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей. У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр: Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Подобранные игры помогут детям получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Дидактические игры с пробками Д/И по безопасности Д/И из серии «Времена года»
Д/И из серии «Времена года» «Наряди снеговика» Д/И из серии «Времена года» «Подбери бабочке цветочек»
Дидактические игры с прищепками Д/И «Мамины помощники» Д/И «Помоги Ёжику»
Д/И «Подбери листочек» Д/И «Кто, что ест?»
Дидактические игры на развитие сенсорных представлений Д/И «Подбери цветок Божьей коровке» Д/И «Разложи яички По ведёркам»
Д/И «Разложи грибочки По корзинкам» Д/И «Подбери по цвету И форме»
Д/И «Найди пару» Д/И «Подбери по цвету»
Д/И «Подбери цветочек» Д/И «Найди домик для неваляшки»
Д/И «Сложи картинку»» Д/И «Подбери пару»
Д/И «Весёлые полянки» Д/ И-шнуровка «Бусы для мамы»
«Дидактические матрёшки»» Д/И «Весёлый паровозик»
« Дидактические куклы Катя с Ваней» «Пальчиковый бассейн»
« Бизиборд »
Вывод: Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра. Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Список использованной литературы: 1 . Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010. 2. Л. А. Венгер , Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988; 3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; 4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 5. Н. Я. Михайленко , Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г 6 . Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. . 7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; 8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орг...
Консультация для родителей " Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста" ...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста
В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической и...