Презентация " Речевая коммуникация- способ жизнедеятельности ребенка"
учебно-методическое пособие на тему
В презентации рассказывается о том, что искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kommunikatsiya.pptx | 178.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении .
При выборе искусства в качестве средства развития речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста, авторы программы исходили из двух положений : - искусство является специфической формой общения; - ребенку старшего дошкольного возраста доступно художественное восприятие произведений искусства .. .
Ф илософ Ю.Лотман, говорил, что искусство , является формой и передачи межпоколенного опыта средством человеческого общения между социальными группами, членами одного социума и, непосредственно, между автором и зрителем, читателем, слушателем. Кроме того, с точки зрения ученого, искусство представляет собой модель жизненных ситуаций, позволяющую приобщиться к важным культурным феноменам, еще не пережив их в реальной жизни .
Ф ункции искусства: познавательно - эвристическая (искусство как знание и просвещение); художественно - концептуальная (искусство как анализ состояния мира); функция предвосхищения (искусство как предсказание); внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание); воспитательная функция (искусство как, средство формирования целостной личности); эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций); гедонистическая функция (искусство как наслаждение); и, наконец, искусство обладает еще одной жизненно важной функцией - коммуникативной .
Особенность искусства заключается в том, что, принадлежа к средствам внешнего воздействия на человека и представляя собой чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает при этом достоинствами личного опыта: непосредственностью, наглядностью и конкретностью .
Искусство обладает способностью превращать объекты в субъекты путем одушевления всего, что окружает человека в мире. Тем самым, оно дает возможность нам вступать в общение с миром природы и предметным миром как с равными партнерами, или точнее - с субъективированными объектами общения.
Формы межсубъектного взаимодействия: Общениие воображаемых персонажей. Общение реального партнера.
Вывод из вышесказанного: искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека, представляет нам эталоны разнопланового общения, являясь школой искусства общения.
Основы художественного восприятия закладываются в период дошкольного детства и напрямую связаны с возрастными особенностями развития психики ребенка. Основой полноценного художественного восприятия старших дошкольников служит, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес.
Условия развития речевых коммуникаций в практике дошкольного учреждения. содержание социально-коммуникативного развития; интегрированные формы организации художественно-коммуникативной деятельности; интегрированные литературные и живописные произведения; система методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих и др.) пространственно-предметная социокультурная коммуникативная среда.
Цель программы: создание условий для развития речевых коммуникаций старших дошкольников Задачи: 1.Формирование представлений о речевых эталонах как образцах речевого общения; 2. Формирование способов речевых коммуникаций в сообществе сверстников и взрослых; 3. Развитие представлений об искусстве как носителе знаков и символов речевого общения 4. Формирование опыта взаимодействия в различных искусственно созданных и реальных ситуациях
Раздел «Речевая коммуникация в социуме» Знакомство детей со словом, как культурным знаком, имеющим отличительные характеристики по функции – обозначение, метка, имена, знаки как индикаторы и показатели, знаки как предметы оперирования и др. Дети усваивают связь между изменением строения слова .
Раздел «Речевая коммуникация – искусство» Знакомство детей с речевой коммуникацией как средством позволяющим вступать во взаимодействие с произведениями искусства, формирование у детей опыта употребления эстетических слов – знаков, содержащих показатели признаков.
Художественно – коммуникативные виды деятельности : 1 вариант. Речевая коммуникация осуществляется по схеме «произведение искусства – педагог – ребёнок». 2 вариант. Представлен как диалог между ребёнком и педагогом о произведении искусства. 3 вариант. Выстраивается как диалог между детьми о произведении искусства. 4 вариант. Представлен как диалог ребёнка с произведением искусства.
Б лок интегрированных видов деятельности строится по схеме: чтение литературного произведения, имитационная игра, беседа (рассказывание) , моделирование ситуаций, предвосхищающих реальные события. Затем выход в реальную ситуацию, ранее смоделированную, или ролевая игра с включением аналогичной ситуации .
В построении пространственно-предметной культурно-речевой среды следует ориентироваться на принципы предложенные В. А. Петровским, дополненные в исследованиях Р. М. Чумичевой . Принцип активности, стимулирующий исследовательскую и творческую деятельность ребёнка; Принцип стабильности-динамичности развивающей среды, позволяющий ребёнку активно взаимодействовать со средой, менять, перестраивать в зависимости от интересов и потребностей; Принцип эмоциогенности среды, дающий ребёнку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; Принцип творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления разнохарактерных отношений
Принцип свободы и самостоятельности; Принцип интегративности , определяющий взаимодействие произведений искусства; Принцип диалогичности, реализующий разнохарактерные и разно уровневые диалоги; Гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным, предметным миром Принцип дистанции, позиции общения при взаимодействии ребёнка с детьми и взрослыми, позволяющий ребёнку чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнёром.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие и речевая коммуникация ребенка. Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности
В статье-консультации рассматриваются пункты самопроверки педагогов, даётся их содержательное наполнение...
Презентация "Речевая развивающая среда в дошкольной группе. Совершенствование речевых коммуникаций ребёнка"
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:1. Речь педагога. 2. Методы и приемы формирования разных сторон речи де...
"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"
Как сформировать способы речевой коммуникации?!...
Презентация "Речевое развитие. Навыки коммуникации"
В презентации представлены материалы по развитию навыков коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств, по развитию импрессивной и экспрессивной речи детей с ОВЗ, в том числе с...
Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения
Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быт...
«Игровые приемы для формирования речевой коммуникации с аутичным ребенком»
В данной статье автор , основываясь на опыте работы с детьми с РАС, предлагает некоторые игровые приемы для формирования речевой коммуникации аутичного ребенка....
Презентация «Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей»
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей...