Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Дети стали очень мало проводить время не только с взрослыми, но и друг с другом. Мы стали забывать, что простое человеческое общение обогащает жизнь детей, привносит яркие краски в сферу их ощущений. Нельзя забывать, что общение является основным условием развития ребенка, важным фактором формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Суббота Ирина Юрьевна – воспитатель I категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Снежинка» в г. Нерюнгри
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
В настоящее время современный мир развивается с неумолимой прогрессией. Предъявляемые требования неустанно растут не только к взрослым, но и к детям. Все чаще мы стали стакиваться с нарушениями в сфере общения, а так же недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Всем известно, что «лучшие друзья» детей – это компьютер, телевизор, телефон. Дети стали очень мало проводить время не только с взрослыми, но и друг с другом. Мы стали забывать, что простое человеческое общение обогащает жизнь детей, привносит яркие краски в сферу их ощущений. Нельзя забывать, что общение является основным условием развития ребенка, важным фактором формирования личности.
К сожалению, наблюдая за общением детей в ДОУ, становится очевидным их неумение общаться друг с другом – уход от контактов со сверстниками. Дети часто вступают в конфликты между собой из-за неумения или нежелания уступить. Старшему дошкольнику зачастую трудно «влезть в шкуру» другого, чтобы почувствовать, что тот испытывает. В итоге, ребенок, который не общается со сверстниками и не принимается ими, чувствует себя уязвленно, становится замкнутым, что может привести к снижению самооценки, повышению агрессивности в поведении. Такое отчужденное поведение вызывает тревогу, так как оно не только затрудняет общение ребенка со сверстниками, но и может привести к образованию других проблем. Как известно, одним из главных критериев, по которому ребенка принимают в школу, является коммуникативная готовность. Но как соответствовать данным требованиям, если в дошкольном возрасте мало уделяется времени развитию этой сферы. Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и, конечно, пример старших. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для овладения коммуникативными навыками. В этом возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии, круг его общения расширяется. Для ребенка открывается мир его сверстников. И поэтому, раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Она имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. Но как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. Следовательно, у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. Поэтому перед педагогами стоит задача - воспитание разносторонне развитой и коммуникативно-компетентной личности. Ведь наличие коммуникативных действий обеспечивает: возможность сотрудничества, умение слышать, слушать, понимать партнера, планировать совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, поддерживать руг друга.
Список литературы
3. Клюева Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. - Ярославль: Акад. развитие, 2001.-148 с.
1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. - 104 с.
4. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. - М., Гардарики, -2000. - 56 с.
5. Сластенин В. А. Педагогика - М., 2002.-79 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...
3анятие, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
развитие навыков позитивного межличностного общения ...
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Этапы организации работы с детьми по сюжетно-ролевой игре "Детский сад"...
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...
Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Проблема общения и межличностного взаимодействия...
Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Игра-это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей....
Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельн...