Консультация на тему: «Адаптация детей раннего возраста».
статья (младшая группа) на тему

Целикова Анна Андреевна

Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад по сути является первым серьезным коллективом, в который попадает ребенок. Всем известно, что когда ребенок поступает в детский сад, у него начинается адаптация – привыкание к детскому саду, процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия,  протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. У кого-то этот период протекает легко и незаметно, а кто-то привыкает тяжело, много плачет, часто болеет, сильно переживает расставание с мамой.

 Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия ( в корне меняется режим, среда пребывания, окружение), что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому, правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Но на опыте, мы сталкиваемся с другой ситуацией: дети не отучены от груди к началу посещения детского сада, не отучены от соски, не имеют начальных культурно-гигиенических навыков, не садятся на горшок сами и т.п.

Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического развития.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней) , среднюю (16-32 дня, тяжелую (32-64 дня).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи - диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Так же возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез (недержание мочи, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.

Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т. ч. к замедлению роста и прибавки в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно.

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:

• Возраст ребенка;

• Состояние здоровья;

• Уровень развития;

• Личностные особенности;

• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

• Сформированность предметной и игровой деятельности;

• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

• Сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

• Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;

• Шумовой фон в группе детского сада;

• Стабильность воспитательского состава;

• Компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Основными задачами нашей работы с детьми в период адаптации являются:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

- глубокий сон;

- хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное состояние;

- полное восстановление имеющихся навыков;

- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развивающие игры (должны быть фронтальными, чтобы не один  ребенок не чувствовал себя обделенным; хороводные игры:»дуйся пузырь», «карусели»), а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка  - детский сад №23

Красносельского района Санкт-Петербурга.

Консультация на тему:

«Адаптация детей раннего возраста».

                                                                                                       Подготовила :

Целикова Анна Андреевна

Санкт-Петербург

2017 г.

Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад по сути является первым серьезным коллективом, в который попадает ребенок. Всем известно, что когда ребенок поступает в детский сад, у него начинается адаптация – привыкание к детскому саду, процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия,  протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. У кого-то этот период протекает легко и незаметно, а кто-то привыкает тяжело, много плачет, часто болеет, сильно переживает расставание с мамой.

 Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия ( в корне меняется режим, среда пребывания, окружение), что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому, правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Но на опыте, мы сталкиваемся с другой ситуацией: дети не отучены от груди к началу посещения детского сада, не отучены от соски, не имеют начальных культурно-гигиенических навыков, не садятся на горшок сами и т.п.

Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического развития.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней) , среднюю (16-32 дня, тяжелую (32-64 дня).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи - диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Так же возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез (недержание мочи, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.

Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т. ч. к замедлению роста и прибавки в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно.

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:

• Возраст ребенка;

• Состояние здоровья;

• Уровень развития;

• Личностные особенности;

• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

• Сформированность предметной и игровой деятельности;

• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

• Сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

• Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;

• Шумовой фон в группе детского сада;

• Стабильность воспитательского состава;

• Компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Основными задачами нашей работы с детьми в период адаптации являются:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

- глубокий сон;

- хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное состояние;

- полное восстановление имеющихся навыков;

- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развивающие игры (должны быть фронтальными, чтобы не один  ребенок не чувствовал себя обделенным; хороводные игры:»дуйся пузырь», «карусели»), а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...

Консультация на тему: «Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения»

Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период  жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь....

Консультация на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Цель:  содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке м...