Программа по самообразованию
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему
"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях Фгос ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «ЗОЛУШКА»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № «----» ------------- года Председатель педагогического совета _______________________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ детский сад №17 «Золушка»
|
Программа саморазвития воспитателя
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС Д О»
Воспитатель первой категории :
Зорина Н.А
г. о г. Бор
2017 г.
ЛИЧНАЯ КАРТА
ФИО воспитателя: Зорина Наталия Александровна
Дата рождения: 16.03.63г
Образование : среднее специальное, педагогическое.
Горьковское педагогическое училище; 1983 г
Специальность по диплому: Воспитатель детского сада
Место работы: МБДОУ детский сад №17 «Золушка»
Занимаемая должность: Воспитатель
Общий стаж: 37 лет
Педагогический стаж: 36 лет
Квалификационная категория: первая ; 2014г
Курсы повышения квалификации:
1 «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», 2014г, 108ч
Тема саморазвития:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС Д О»
Актуальность
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. » утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является, ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края) ; труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС Д О
Цель:
Изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств, к своей семье, городу,
к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей
родного края.
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей
Задачи:
Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников
2. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей
3.Отобрать наиболее, актуальный для каждого возрастного периода объём материала и применить его на практике
4. Внедрение эффективных форм и методов работы с детьми по вопросу нравственно – патриотического воспитания
5. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
6. Создание предметно – развивающей среды, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию.
7. Использование метода проектов в работе с детьми и родителями.
Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна )
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Литература
1. Литература по данной теме:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6. Джесси Рассел «Воспитание»
7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»
Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 2.
- Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. — № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
- Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 4.
- Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. — № 3. – С. 66–68.
- Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребёнок в детском саду. – 2006. — № 2.
- Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
- Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребёнок в детском саду. – 2001. — № 4. – (проект).
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6
Форма отчета по проделанной работе:
Форма саморазвития: индивидуальная
Подготовительный этап
№ | Мероприятия | Сроки | Практические выходы |
1. | Определение темы самообразования | Сентябрь-2017-февраль 2018г | План работы |
2 | Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО». | рекомендации для педагогов по использованию в работе систематизированного материала по проблеме. | |
3 | Составить перспективно-тематический план работы с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию | Перспективный план работы с детьми и родителями | |
4 | Создать картотеку дидактических и мультимедийных игр для детей | Картотека игр по патриотическому воспитанию | |
5 | Подобрать соответствующую художественную литературу, открытки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы; |
Книги, открытки, загадки, пословицы | |
6 | Оформить мини-центр «Мой любимый город» | Макеты, плакаты, развивающие игры | |
7 | Обогащение предметно-развивающей среды в группе наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, альбомы | Подготовка альбомов: «Моя семья»; «Мой город» «Мой детский сад»; «Улицы нашего района»; «Растения нашего края»; «Керженский заповедник»; «Все профессии важны, все профессии нужны», атрибуты | |
8 | Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированных знаний и представлений об истории и культуре родного города |
Результаты диагностики |
Работа с родителями | |||
1 | Выявление интересов и знаний По патриотическому воспитанию | Сентябрь 2017г Февраль 2018 | Анкетирование родителей |
2 | Активное участие родителей в создании развивающей среды по данной теме | изготовление макетов «Детский сад» , «Площадь Победы», поделок, игр, альбома «Город Бор» , создание семейных альбомов, подбор картинок и фотографий с достопримечательностями города | |
3 | Создать мини-библиотеку книг с краеведческой направленностью |
Мини-библиотека | |
4 | Собрать материал об улицах нашего города | Статьи, фотографии, альбом, вырезки из газет «Бор сегодня» |
II. Основной этап
№ | Мероприятия | Сроки | Практические выходы |
1 | Практическое применение наработанных материалов | Март 2018г - Февраль 2020г | Конспекты занятий, игры, краткосрочные проекты |
2 | Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений | Картотека игр | |
3 | Повышать уровень знаний детей о малой Родине и большой | Экскурсии по городу, в библиотеку, музей | |
Работа с детьми | |||
1 | игры-беседы такие как: «Я и моя семья», «Мы - мамины помощники», «В выходной, в выходной – вся семья моя со мной», «В гостях у бабушки», «Праздники моей семьи», «Я люблю маму и папу» с использованием компьютерных презентаций, альбомов Формировать | Март - май 2018г | Выставка детских рисунков на тему «Моя семья» |
2 | Беседа о детском саде, экскурсия по территории детского сада. | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад | |
3 | Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад». | Презентация «Один день из жизни детского сада» | |
4 | Беседа по теме «Улица, на которой я живу» | Июнь - Август 2018 | Выставка рисунков "Улицы нашего города". |
5 | Целевая прогулка «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем» | Изготовление макета «Моя улица». | |
6 | Природа родного края | Экскурсия | |
7 | «Все работы хороши - выбирай на вкус» Беседа о профессиях родителей | Сентябрь -Ноябрь 2018г | Компьютерная презентация «Трудовые будни борчан» Сюжетно-ролевые игры « Магазин»; «Парикмахерская»; «Больница» |
8 | «Транспорт города» Беседа « На чём можно приехать в наш город?» Дети на улице | Рассматривание фотографий, плакатов с видами транспорта Сюжетно-ролевая игра « Мы едем, едем, едем» | |
9 | Беседа о мамах. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей" | Рисование портрета "Моя мама". | |
10 | Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. | Развлечение «День матери – день семьи» | |
11 | Познакомить детей с традицией празднования Нового года и православного праздника Рождества Христова; воспитывать интерес к национальным традициям | Декабрь 2018 -февраль 2019 | Выставка рисунков |
12 | Беседа «Наша родная армия» | Развлечение «Богатырские состязания | |
13 | Рассказы детей о членах семьи из личного опыта | Март - май 2019 | Рисование герб семьи |
14 | Экскурсия в мини - музей «Русская изба» | Посещение музея детского сада № 17 | |
15 | Экскурсия | Площадь Победы | |
16 | Беседа «Природа России» | Июнь-август 2019г | Альбом «Природа нашего края» |
17 | Керженский заповедник | Презентация | |
18 | Государственные символы России | Сентябрь-ноябрь | Игра «Собери картинку» |
19 | Знакомство с символикой «Герб города» | Развивающая игра «Собери герб» | |
20 | Праздник России | Рассматривание иллюстраций | |
21 | Новый год у ворот | Декабрь Февраль 2020г | Стихи, загадки, иллюстрации, Изготовление игрушек, поделок для ёлки |
22 | Народные праздники на Руси | Выставка рисунков | |
23 | «Сильны и могучи богатыри Славной Руси | Рассматривание картины «Три богатыря» | |
24 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Март- май 2о20 | Поделки, подарки, рисунки |
25 | Наши космонавты | Показ презентации | |
26 | Экскурсия в Музей | Выставка рисунков | |
Работа с родителями | |||
1. | Создание макетов | «Канатная дорога» ; «Парк культуры и отдыха»; «Природа родного края» «Русская изба» | |
2. | Беседы, консультации, рекомендации | Папка-передвижка «Учим детей любить, знать и беречь свой город» | |
3. | Участие в выставках, конкурсах, в праздниках детского сада | Поделки, фотографии | |
4. | Совместная экскурсия | Краеведческий музей | |
5 | Придумать и нарисовать герб своей семьи | Выставка семейных гербов |
Заключительный этап
№ | мероприятия | срок | Практические выходы |
1. | Обобщение и распространение педагогического опыта | март-май 2020г |
Педсовет |
2 | Создание презентации о проделанной работе | Презентация | |
3 | Пополнение электронного портфолио и публикации на персональной страничке в соц. сетях | Публикации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.
Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....
Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...
Программа по самообразованию.
Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....
Программа по самообразованию по теме:"Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
В программе подробно описано как можно работать по данной теме....
программа по самообразованию
Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...
Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда
Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...