Формирование интеллектуальной готовности девочек 7-го года жизни к обучению в школе через игры и дидактические упражнения
материал на тему

Алексеева Ирина Валерьевна

Формирование  интеллектуальной  готовности  к  обучению,   в старшем дошкольном возрасте,   связано  с  необходимостью  учета  важных  психологических  закономерностей ребенка 7-го года жизни.  Это обусловлено созреванием организма ребенка, его нервной системы, степенью сформированной личности. При оценке и формировании  интеллектуальной готовности не производится учет гендерных особенностей, поскольку на данный момент в научных исследованиях вопрос интеллектуальной готовности к обучению девочек 7 года жизни не становился предметом специального изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила Алексеева И.В.

Воспитатель

Формирование интеллектуальной готовности девочек 7-го года жизни к обучению в школе через игры и дидактические упражнения.

Формирование  интеллектуальной  готовности  к  обучению,   в старшем дошкольном возрасте,   связано  с  необходимостью  учета  важных  психологических  закономерностей ребенка 7-го года жизни.  Это обусловлено созреванием организма ребенка, его нервной системы, степенью сформированной личности. При оценке и формировании  интеллектуальной готовности не производится учет гендерных особенностей, поскольку на данный момент в научных исследованиях вопрос интеллектуальной готовности к обучению девочек 7 года жизни не становился предметом специального изучения. В процессе анализа литературы и периодических изданий мы обнаружили, что особое  внимание уделяется интеллектуальным и эмоциональным различиям мальчиков и девочек дошкольного возраста и чаще рассматривается  данный вопрос в контексте полоролевой социализации.

Мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По последним данным отечественных физиологов М.М. Безруких, Е.Д. Еремеевой, у двух третей девочек к поступлению в школу уже сформированы графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи.  У девочек выявлен более высокий уровень смысловой памяти, их исходный уровень работоспособности также выше. Девочки больше ориентированы  - на общение, продуктивно работают в спокойном темпе, активно реагируют на повторный информационный призыв, повторения им необходимы для лучшего усвоения и манипулирования полученными знаниями. У девочек усиливается внимание и осмысление при эмоциональной окрашенности информации, которая поступает в левое полушарие для анализа и усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Девочки также в подробностях описывают одежду и украшения.

Так, И.А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый на слух, это касается и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память), а также демонстрируют превосходство по запоминанию имен и по богатству словесных ассоциаций.

А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.

Большое значение отводится игре при формировании готовности детей к обучению в школе. Игра дошкольника выступает как форма познания окружающей действительности, а также может рассматриваться как основа обучения. В.Д. Еремеева считает, что среди наиболее эффективных форм  взаимодействия с детьми,  можно назвать дидактические упражнения и игры, в которых дидактическая, собственно познавательная задача скрыта задачей игровой или опосредована игровым, соревновательным мотивом. Через  такие дидактические игры: « Кто что делает?», «Отгадай и назови», «Поручения», «Кому что нужно?», «Кто кем будет?»,  и. др. Так игра «Способы использования предмета» способствующая концентрированию мыслительных процессов на одном предмете выявила, что  девочки  больше видят в обычном предмете неожиданные возможности, реже допускают безнравственные способы использования названного предмета. В игре « Что означает?»  способность мыслить оригинально, творчески, проявлять любознательность и наблюдательность также  ярче проявляется у девочек.  В случаях, когда наряду с изображением необходимо запомнить и его название (или даже просто название), преимущество имеют опять же девочки.

Из наблюдений за деятельностью детей в группе мною сделан вывод:  интеллектуальная способность девочек 7 –го года жизни  во многом зависит от родителей и профессионализма педагога: умения диагностировать особенности развития девочек и мальчиков; умение отбирать содержание и приемы работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе; умения организовывать игровую деятельность с учётом особенностей развития девочек и мальчиков; организовывать материальную развивающую среду, готовить дифференцированный дидактический материал.

Следует отметить, что результаты сравнения готовности к школе девочек и мальчиков 7 лет убедительно свидетельствуют о лучшей готовности к школе девочек. У девочек лучше развит  вербальный (речевой) компонент интеллекта, большие объем и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти, более совершенна зрительно-моторная координация и хорошо сформирована  произвольность общения и поведения. Помимо этого девочки, будучи весьма ориентированными на усвоение социально желательных форм поведения, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющееся и активно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют.

Таким образом, наблюдения показали, тогда, когда используется вербальная информация, у девочек  находит свое отражение более широкий словарный запас, большая речевая беглость, легкость извлечения слов из памяти, а также в более быстрых темпах сформировано  понятийное  мышление.

 Список литературы:

 1. Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 63 с.

2. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. [Текст] / М. Гариен. М.: Астрель: ACT, 2004. - 301 с.

3. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [Текст] / В.Д. Еремеева. - Самара: Учеб. лит., 2005. - 160 с.

 



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста.

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно - нравственного воспитания.  На это и направлены предлагаемые игры.

Дидактическая игра «Мой ангел» 

 Программное содержание:

  • расширять представления детей о сотворении мира Богом;
  • уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;
  • воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

Материалы: шаблоны ангелов, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей.

Ход игры:

  1. Рассказ педагога об ангелах.

Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы - символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.

  1. Вспомнить у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.
  2. Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Выставка детских работ.

Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко» 

 Программное содержание:

  • знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;
  • поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
  • содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.

Материалы: образцы узоров , белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей.

Материал №2: пустые куриные яйца, гуашевая краска, кисточки, салфетки.

Ход игры:

  1. Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прохождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".

В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т. е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство.

  1. Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.
  2. Изготовление пасхальных подарков.
  3. Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их - кто больше найдет.

Дидактическая игра «Украшение иконы» 

 Программное содержание:

  • расширять представление детей об иконе;
  • познакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
  • учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
  • способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: Иконы «Богоматери»,  цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.

Ход игры:

  1. Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой «Икона Божьей Матери»

Икона Божьей Матери,

Прошу меня храни.

От бед, напастей горестных

Меня убереги.

С Тобой я свет увидела

В далёких облаках.

Икону Божьей Матери

Держу я на руках.

Растопишь сердце ты моё

В преддверии трудных дней

И станет ясно и легко

На душе моей.

  1. Рассматривание икон, выбор иконы для игры.
  2. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
  3. Украшение иллюстрации иконы.
  4. Рассматривание и обсуждение.

Дидактическая игра «Собери Храм

Программное содержание:

  • знакомить детей с внешним устройством Храма;
  • дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;
  • расширять словарный запас детей;
  • способствовать развитию образного восприятия Храма;
  • воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Материал: образец Храма,  несколько наборов мозаичного изображения Храма.

Ход игры:

  1. Дети рассматривают с воспитателем образец Храма, называя его основные части.
  2. Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм.

По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.

Дидактическая игра «Узнай и назови икону

Программное содержание:

  • расширять представление детей об иконе;
  • знакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
  • учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
  • воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам;
  • способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: иконы с Образами, известные детям (Приложение №3 образы святых Серафим Саровский, Пятирим Тамбовский, Николай Угодник, Матрона Московская, Ксения Петербуржская, Марфа Тамбовская).

Ход игры:

Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.

Дидактическая игра «Назови православный праздник» 

 Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с символами основных православных праздников

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
  2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.


Дидактическая игра «Назови библейское событие

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;
  • прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с библейскими сюжетами (Приложение №6).

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок. Беседа о событиях, изображенных на них, их значении.
  2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют библейское событие. Затем рассказывают всё, что о нём знают.

Дидактическая игра «Как Вы знаете православные праздники» 

 Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с символами основных православных праздников.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику, в логической последовательности. Беседа о праздниках, их значении и традиции.

Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения.

Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» 

 Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику.  Беседа о праздниках, и традициях их проведения

Дидактическая игра «Украшение Сретенской свечи» 

 Программное содержание:

  • расширять представление детей о православном празднике «Сретение Господне»
  • познакомить детей с православными традициями;
  • способствовать развитию творчества при украшении выполненного изделия
  • поощрять инициативу и радость от созидания, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Материалы: восковые свечи, атласные ленты, бисер, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.

Ход игры:

Чтение стихотворения «Сретенская свеча»

Слабое пламя свечи я прикрою руками нежно,

Пусть спокойно мерцает она.

Пусть горит огонек надежды, пусть все люди с чистой душой смогут от огонька согреться.

Когда свеча догорит, будет людям светиться Божье сердце.

  1. Рассматривание иконы.
  2. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
  3. Украшение свечи.
  4. Рассматривание и обсуждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.

Программа формирования мотивационной  готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....

«Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами игры»

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...

Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе...

Консультация для родителей «Обучение правильному дыханию через игры и игровые упражнения»

laquo;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»...

Методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

В данной работе представлены методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, понятия интеллектуальной готовности, авторы, изучающие про...