Формирование интеллектуальной готовности девочек 7-го года жизни к обучению в школе через игры и дидактические упражнения
материал на тему
Формирование интеллектуальной готовности к обучению, в старшем дошкольном возрасте, связано с необходимостью учета важных психологических закономерностей ребенка 7-го года жизни. Это обусловлено созреванием организма ребенка, его нервной системы, степенью сформированной личности. При оценке и формировании интеллектуальной готовности не производится учет гендерных особенностей, поскольку на данный момент в научных исследованиях вопрос интеллектуальной готовности к обучению девочек 7 года жизни не становился предметом специального изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование интеллектуальной готовности к обучению. | 20.23 КБ |
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила Алексеева И.В.
Воспитатель
Формирование интеллектуальной готовности девочек 7-го года жизни к обучению в школе через игры и дидактические упражнения.
Формирование интеллектуальной готовности к обучению, в старшем дошкольном возрасте, связано с необходимостью учета важных психологических закономерностей ребенка 7-го года жизни. Это обусловлено созреванием организма ребенка, его нервной системы, степенью сформированной личности. При оценке и формировании интеллектуальной готовности не производится учет гендерных особенностей, поскольку на данный момент в научных исследованиях вопрос интеллектуальной готовности к обучению девочек 7 года жизни не становился предметом специального изучения. В процессе анализа литературы и периодических изданий мы обнаружили, что особое внимание уделяется интеллектуальным и эмоциональным различиям мальчиков и девочек дошкольного возраста и чаще рассматривается данный вопрос в контексте полоролевой социализации.
Мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По последним данным отечественных физиологов М.М. Безруких, Е.Д. Еремеевой, у двух третей девочек к поступлению в школу уже сформированы графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи. У девочек выявлен более высокий уровень смысловой памяти, их исходный уровень работоспособности также выше. Девочки больше ориентированы - на общение, продуктивно работают в спокойном темпе, активно реагируют на повторный информационный призыв, повторения им необходимы для лучшего усвоения и манипулирования полученными знаниями. У девочек усиливается внимание и осмысление при эмоциональной окрашенности информации, которая поступает в левое полушарие для анализа и усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Девочки также в подробностях описывают одежду и украшения.
Так, И.А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый на слух, это касается и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память), а также демонстрируют превосходство по запоминанию имен и по богатству словесных ассоциаций.
А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Большое значение отводится игре при формировании готовности детей к обучению в школе. Игра дошкольника выступает как форма познания окружающей действительности, а также может рассматриваться как основа обучения. В.Д. Еремеева считает, что среди наиболее эффективных форм взаимодействия с детьми, можно назвать дидактические упражнения и игры, в которых дидактическая, собственно познавательная задача скрыта задачей игровой или опосредована игровым, соревновательным мотивом. Через такие дидактические игры: « Кто что делает?», «Отгадай и назови», «Поручения», «Кому что нужно?», «Кто кем будет?», и. др. Так игра «Способы использования предмета» способствующая концентрированию мыслительных процессов на одном предмете выявила, что девочки больше видят в обычном предмете неожиданные возможности, реже допускают безнравственные способы использования названного предмета. В игре « Что означает?» способность мыслить оригинально, творчески, проявлять любознательность и наблюдательность также ярче проявляется у девочек. В случаях, когда наряду с изображением необходимо запомнить и его название (или даже просто название), преимущество имеют опять же девочки.
Из наблюдений за деятельностью детей в группе мною сделан вывод: интеллектуальная способность девочек 7 –го года жизни во многом зависит от родителей и профессионализма педагога: умения диагностировать особенности развития девочек и мальчиков; умение отбирать содержание и приемы работы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе; умения организовывать игровую деятельность с учётом особенностей развития девочек и мальчиков; организовывать материальную развивающую среду, готовить дифференцированный дидактический материал.
Следует отметить, что результаты сравнения готовности к школе девочек и мальчиков 7 лет убедительно свидетельствуют о лучшей готовности к школе девочек. У девочек лучше развит вербальный (речевой) компонент интеллекта, большие объем и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти, более совершенна зрительно-моторная координация и хорошо сформирована произвольность общения и поведения. Помимо этого девочки, будучи весьма ориентированными на усвоение социально желательных форм поведения, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющееся и активно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют.
Таким образом, наблюдения показали, тогда, когда используется вербальная информация, у девочек находит свое отражение более широкий словарный запас, большая речевая беглость, легкость извлечения слов из памяти, а также в более быстрых темпах сформировано понятийное мышление.
Список литературы:
1. Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 63 с.
2. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. [Текст] / М. Гариен. М.: Астрель: ACT, 2004. - 301 с.
3. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [Текст] / В.Д. Еремеева. - Самара: Учеб. лит., 2005. - 160 с.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно - нравственного воспитания. На это и направлены предлагаемые игры. Дидактическая игра «Мой ангел» Программное содержание:
Материалы: шаблоны ангелов, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей. Ход игры:
Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы - символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.
Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко» Программное содержание:
Материалы: образцы узоров , белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей. Материал №2: пустые куриные яйца, гуашевая краска, кисточки, салфетки. Ход игры:
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прохождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств". В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т. е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство.
Дидактическая игра «Украшение иконы» Программное содержание:
Материалы: Иконы «Богоматери», цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы. Ход игры:
Икона Божьей Матери, Прошу меня храни. От бед, напастей горестных Меня убереги. С Тобой я свет увидела В далёких облаках. Икону Божьей Матери Держу я на руках. Растопишь сердце ты моё В преддверии трудных дней И станет ясно и легко На душе моей.
Дидактическая игра «Собери Храм Программное содержание:
Материал: образец Храма, несколько наборов мозаичного изображения Храма. Ход игры:
По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца. Дидактическая игра «Узнай и назови икону Программное содержание:
Материалы: иконы с Образами, известные детям (Приложение №3 образы святых Серафим Саровский, Пятирим Тамбовский, Николай Угодник, Матрона Московская, Ксения Петербуржская, Марфа Тамбовская). Ход игры: Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону. Дидактическая игра «Назови православный праздник» Программное содержание:
Материалы: картинки с символами основных православных праздников Ход игры:
Программное содержание:
Материалы: картинки с библейскими сюжетами (Приложение №6). Ход игры:
Дидактическая игра «Как Вы знаете православные праздники» Программное содержание:
Материалы: картинки с символами основных православных праздников. Ход игры:
Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику. Ход игры:
Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» Программное содержание:
Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику. Ход игры:
Дидактическая игра «Украшение Сретенской свечи» Программное содержание:
Материалы: восковые свечи, атласные ленты, бисер, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы. Ход игры: Чтение стихотворения «Сретенская свеча» Слабое пламя свечи я прикрою руками нежно, Пусть спокойно мерцает она. Пусть горит огонек надежды, пусть все люди с чистой душой смогут от огонька согреться. Когда свеча догорит, будет людям светиться Божье сердце.
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....
«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.
Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....
«Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами игры»
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...
Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе...
Консультация для родителей «Обучение правильному дыханию через игры и игровые упражнения»
laquo;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»...
Методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
В данной работе представлены методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, понятия интеллектуальной готовности, авторы, изучающие про...