Образовательная программа по приобщению детей дошкольного возраста к игровому народному творчеству «Народные - хороводные» Автор Котова Н.А
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch._programma_narod-horov_-_kopiya.docx | 62.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 г.Вязьмы Смоленской области
Образовательная программа по приобщению детей дошкольного возраста к игровому народному творчеству
«Народные - хороводные»
Автор Котова Н.А
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование чувства причастности детей к наследию исторического прошлого русского народа, его национальным традициям, играм и устному народному творчеству.
Задачи:
- Способствовать активации двигательной деятельности
- Развивать память, творческое мышление, воображение
- Совершенствовать эмоциональную сферу личности (мимическую, речевую, музыкально-ритмическую)
- Воспитывать искренние чувства к родным местам, к родной природе, к историческим ценностям
- Развивать способности к художественно-творческому процессу и процессу самовыражения
Принципы
- Эмоционально насыщенная тематика игровых упражнений, игр, заданий;
- Привлекательность занимательность, образность содержания заданий;
- Принцип доступности, наглядности;
- Опора на развитие самостоятельности мышления эмоциональности, индивидуального творчества;
- Проблемно-ситуативный характер заданий.
Методы и приемы работы:
- Экскурсии в музеи, создание мини-музея народного творчества в группе;
- Проектный метод;
- Моделирование, макетирование;
- Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Познавательные занятия;
- Чтение литературы, заучивание стихов;
- Создание проблемных ситуаций.
Форма работы:
групповая. подгрупповая.
индивидуальная
Виды игр:
обучающие, познавательные, театрализованные,
развивающие, словесные,
игры с предметами
Мониторинг:
(оценка индивидуального развития, оценка промежуточных результатов освоения программы)
ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,— их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра — отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,— изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.
Н. К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности: в игре, как и в работе, главное — постановка цели и ее выполнение. По мнению Н. К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает и А. С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.
«Чем же все-таки отличается игра от работы? ...Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». Идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко лежат в основе советской педагогики игры.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.
В игре формируются моральные качества будущего строителя коммунистического общества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» указано, что игра — важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры. Задача нашей книги — показать, как в игре формируется детский коллектив, развиваются все стороны личности ребенка. Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами.
Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества»,— говорится в Программе КПСС. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Народные игры и развитие духовной нравственности
Абсолютно у всех детей наблюдается потребность в увлекательном времяпровождении. К сожалению, в последнее время дети все чаще отдают предпочтение компьютерным развлекательным программам. Именно поэтому родители должны уделять им должное внимание и обучать народным играм. Она является своеобразным средством познания основы правильных человеческих отношений. Русские народные подвижные игры для детей показывают, что они должны быть построены на человечном отношении к более слабому. Традиция - это то, что передается от старого поколения к юному. К ним можно отнести обычаи, обряды, песни, сказки, праздники и т. д. Русские народные традиции – один из компонентов культурного наследия того или иного народа. Они дают детям знания и жизненный опыт. В качестве одних из главных средств воспитания используется все составляющие народного фольклора, а именно песни, сказки и скороговорки и т. д. Народные подвижные игры отражают образ жизни народа, а также их традиции и личностные качества. В них сохранился колорит обычаев, необычность самовыражения народа, своеобразие языка, а также формы и особенности разговорной речи.
Использование народных игр для воспитания толерантности.
Использование народных игр позволяет приучить детей к толерантности. Они являются своеобразным источником воспитания. Народные подвижные игры в ДОУ включают в себя образ жизни наших предков, их быт и обычаи. Игры народов мира совместно с другими воспитательными методиками представляют собой основу для самого первого этапа в формировании толерантности. Они позволяют ребенку стать многогранной личностью, сочетающей в себе духовные, а также моральные принципы. Толерантность - это готовность принять человека таким, каким он есть, и взаимодействовать с ним. Для того чтобы воспитание толерантности было эффективным, важно применять народные игры: в процессе образования; во время отдыха; в театрализованной деятельности. При подборе игр, важно учитывать: возраст детей и их особенности; уровень физической подготовки; количество дошкольников; условия для проведения игр. Для детей игра - одна из главных форм его деятельности. Именно поэтому воспитать толерантность, таким образом, будет легче всего. Подвижные народные игры для дошкольников также позволяют расширить кругозор и провоцируют активную умственную деятельность. - Читайте подробнее на
Характерные особенности русских народных подвижных игр:
1. Комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
2. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник русской народной подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
3. Движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
4. Содержание русской народной подвижной народной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению, народной традиции.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого разработана классификация игр по Кудрявцеву В.
I. По видовому отражению национальной культуры:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе.
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и их различные варианты.
2. Игры, отражающие быт русского народа.
Применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
3. Игры русских детей.Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок» и т.д.
4. Вечная борьба добра против зла. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении этих игр, в них отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Бои на бревне» и их различные варианты.
II. По интенсивности используемых в игре движений.
1.Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Море волнуется», «Солнце и месяц», «Соломинка», «Фигуры», «Не смеши» и т.д.
2. Игры средней интенсивности. Например: «Платок», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка» и т.д.
3. Игры высокой интенсивности. Например: «А на море шторм», «Сифа», «Салка», «Колдун», «Стадо» и т.д.
III. По типу двигательного действия.
Сюда относятся игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча. Например, «Волк и козлята», «Заяц и лиса», «Попади в меня», «Стрелки» и т.д
IV. По содержанию и сложности построения игры.
По своему содержанию и структуре игры делятся на простые, переходящие и командные. Наблюдается усложнение сюжета. Например: игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр «Переправа», «Ловкий мяч», «Дружная семейка», «А на море шторм» и т.д.
V. С учетом возрастных особенностей детей. Уделяется большое внимание выбору игр, если игры не соответствуют возрасту, то нагрузка для детей может оказаться слишком большой, или наоборот, игра не будет вызывать интереса у детей, т.к. будет казаться достаточно простой.
VI. По способу проведения. Сюда входят игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные, бессюжетные. Например: «Море волнуется», «Курочка» «Гуси-лебеди», «Ляпка», «Много троих, хватит двоих» и т.д.
VII. По физическим качествам, преимущественно проявленных в игре.
Большинство русских народных подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Одна игра может включать в себя развитие не только одного, но и несколько физических качеств. Например: игра «Переправа» способствует развитию быстроты, выносливости и ловкости одновременно.
VIII. По отношению к структуре занятия. Игры могут использоваться в подготовительной, основной, заключительной части занятия. При этом надо учитывать нагрузку, которую получают дети. В начале занятия проводятся игры малой и средней подвижности, в основной части высокой интенсивности, а в заключительной малой подвижности. Например: «Фигуры», «Салки», «День-ночь» и т.д.
IX. По видам спорта. Игры, включающие задания и упражнения, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.
X. По признаку взаимоотношений играющих. Игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения.
XII. По месту занятий. Игры, предназначенные только для спортивного зала, спортивной площадки или для местности.
Классификация народных игр
Игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
е) игры–забавы;
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного
значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
Игры–забавы –это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые (календарные) игры - это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся капустка», «Улитка» и др.)
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Панкеев И.А. «Русские народные игры»
Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А. «Традиционные народные игры и забавы»
Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские»
Якуб С.К. «Вспомним забытые игры»
Петрова Т.М., Сергеева Е.Л. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»
Юдина Е.Т. «Педагогическая диагностика в детском саду»
Ожидаемые результаты
1. Сформировать положительное отношение к родному краю
2. Создать достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к обучению в будущем
3. Воспитывать активное отношение к окружающей жизни
4. Развивать искренние чувства к родным местам
5. Сформировать собственное отношение к явлениям окружающей жизни
6. Воспитывать бережное отношение к природе
7. Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи
Совместная деятельность педагога с детьми
Экскурсии и наблюдения
Чтение художественной литературы
Рассматривание иллюстраций
Игры
Праздники и развлечения
Детское художественное творчество
Календарно-тематический план в младшей группе
месяц | игры |
Сентябрь | Травень 1. «Воробушки и автомобиль» 2. «Кошки-мышки» 3. «У медведя во бору» |
Октябрь | Урожайные 1. «Огуречник» 2. «Капустка» 3. «Мак» |
Ноябрь | Осенины 1 .« Колпачок» 2. « Пузырь» 3. «Заинька» |
Декабрь | Топотушки 1. «Барабан» 2. «Мы топаем ногами» 3. «Съедобное –несъедобное» |
Январь | Дружные 1. «Змея» 2. «Наседка и цыплята» 3. «Пузырь» - закрепить |
Февраль | Сказочные 1. «Заинька» 2. «Воробушки и кот» 3. « Лягушки» |
Март | Снегосгон 1. «Скворечники» 2. «Мыши и кот» 3. «Воробушки и автомобиль» |
Апрель | Протальник 1. «Рыбаки» 2. «Ремешок» |
Май | Яркие, трудовые 1. «Редька» 2. «Луковка-раскоряковка» 3. «Капустка» - закрепить |
Календарно-тематический план в средней группе
месяц | игры |
Сентябрь | Осенние 1. «Летает-не летает» 2. «Береги предмет» 3. «Осень» |
Октябрь | Деревенские 1. «У медведя во бору» 2. «Теремок» 3. «Хитрая лиса» |
Ноябрь | Сонные (осенние) 1. «Муха» 2. «Михасик» 3. «Белый шаман» |
Декабрь | Зимние 1. «Арина» 2. «Царевна» 3. «Подарки» |
Январь | Снежные 1. «Два мороза» 2. «Где нос, где ухо» 3. «Подарки» |
Февраль | Зимние забавы 1. «Котята и щенята» 2. «Назови цифру (букву)» 3. «Ёжик и мыши» |
Март | Весенние 1. «Веревочка» 2. «Кузнец» 3. «Ваня - простота» |
Апрель | Шумные 1. «Ай да птица, что за птица » 2. «Съедобное - несъедобное» 3. «Перепёлочка» |
Май | Крылатые 1. «Гуси - лебеди» 2. «Чиж» 3. «Селезень» |
Календарно-тематический план в старшей группе
месяц | игры |
Сентябрь | Летопроводец 1. «Ваня - простота» 2. «Коршун и наседка» 3. «Горшки» 4. «Редька» |
Октябрь | Грязник 1. «Козел» 2. «Луковка - раскоряковка» 3. «Гори, гори ясно» |
Ноябрь | Ледень 1. «Дударь» 2. «Растяпа» 3. «Колпачок» |
Декабрь | Стужайло 1. «Тетеря» 2. «Передай платочек» 3. «Дядя Трифон» |
Январь | Просинец 1. «Дрема» 2. «Селезень» 3. «Колечко» |
Февраль | Сечень 1. «Трясогузка» 2. «Два мороза» |
Март | Протальник 1. «Чиж» 2. «Если нравится тебе, то делай так» 3. «Луковка» |
Апрель | Снегосгон 1. «Красная горка» 2. «Займи место» 3. «Малечена - калечина» |
Май | Травень 1. «Ваня - простота» 2. «Растяпа» 3. «Чиж» 4. «Редька» 5. «Гори, гори ясно» |
Календарно-тематический план в подготовительной группе
месяц | игры |
Сентябрь | Урожайные 1. «Грибы - вояки» 2. «Репка» 3. «Хлоп ,хлоп , убегай» 4. «Зайчик» |
Октябрь | Осенины 1. «Охотник» 2. «Соколиный бой» 3. «Жмурки» |
Ноябрь | Народные - хороводные 1. «Летит – не летит» 2. «Воробушки и кот» 3. «Штандер» |
Декабрь | Новогодние 1. «Мороз» 2. «Машенькин день» 3. «Два мороза» |
Январь | Рождественские 1. «Колечко» 2. «Яша - простачок» 3. «Простые варианты» |
Февраль | Зимние забавы 1. «Гонки санок» 2. «Мы весёлые ребята» 3. «Фанты» |
Март | Хороводные 1. «Колпачок» 2. «Кривой петух» 3. «Мешочек» 4. «Удочка» |
Апрель | Шумные, весенние 1. «Птицелов» 2. «Зевака» 3. «Аисты и лягушки» |
Май | Яркие, трудовые 1. «Что сделано рабочими, а что выращено колхозниками» 2. «Мяч - чижик» 3. «Краски» |
Мониторинг
Старшая группа 2013 - 2014 г.
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2013 31 детей | Итог, май 2014 31 детей | ||
Интеллект (знание народного фольклора, духовность) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 4/13% 18/58% 9/29% | 6/20% 20/64% 5/16% |
Эмоциональность, мимика, жесты | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 16/51% 13/42% 2/7% | 18/58% 12/39% 1/3% |
Выразительность речи | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 11/35% 14/45% 6/20% | 18/58% 12/39% 1/3% |
Коммуникативность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 16/51% 13/42% 2/7%7 | 20/64% 10/33% 1/3% |
Двигательная активность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 20/64% 10/33% 1/3% | 20/64% 1/36% - |
Музыкальность, ритмичность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 4/13% 18/58% 9/29% | 18/58% 9/29% 4/13% |
Подготовительная группа 2014 - 2015 г.
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2014 27 детей | Итог, май 2015 27 детей | ||
Интеллект (знание народного фольклора, духовность) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 10/37% 15/56% 2/7% | 20/74% 7/26% - |
Эмоциональность, мимика, жесты | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 8/30% 18/66% 1/4% | 30/96% 1/4% - |
Выразительность речи | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 10/37% 15/56% 2/7% | 20/74% 7/26% - |
Коммуникативность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 8/30% 18/66% 1/4% | 16/59% 11/41% - |
Двигательная активность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 20/64% 7(26%) - | 30/96% 1 (4%) - |
Музыкальность, ритмичность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 10/37% 15/56% 2/7% | 17/63% 10/37% - |
Младшая группа 2015 - 2016 г.
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2015 29 детей | Итог, май 2016 29 детей | ||
Интеллект (знание народного фольклора, духовность) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | - - 29/100% | 1/3% 10/30% 18/67% |
Эмоциональность, мимика, жесты | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | - 5/17% 24/83% | 5/17% 10/30% 14/53% |
Выразительность речи | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | - 3/11% 26/89% | 1/3% 5/17% 23/80% |
Коммуникативность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | - 5/17% 24/83% | 1/3% 10/30% 18/67% |
Двигательная активность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | - 10/34% 19 /66% | 10/30% 18/67% 1/3% |
Музыкальность, ритмичность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | - 5/17% 24/83% | 2/7% 17/263% 10/30% |
Средняя группа 2016 – 2017 г.
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2015 29 детей | Итог, май 2016 29 детей | ||
Интеллект (знание народного фольклора, духовность) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 2/7% 10/33% 18/60% | 5/17% 16/53% 9/30% |
Эмоциональность, мимика, жесты | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 10/33% 11/37% 9/30% | 15/50% 14/47% 1/3% |
Выразительность речи | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 5/17% 10/33% 15/50% | 10/33% 15/50% 5/17% |
Коммуникативность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 3/10% 10/33% 17/57% | 10/33% 16/53% 4/14% |
Двигательная активность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 13/43% 14/47% 3/10% | 19/64% 10/33% 1/3% |
Музыкальность, ритмичность | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 2/7% 17/56% 11/37% | 4/14% 18/60% 8/26% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность и значение приобщения детей к национальным татарским играм, внедрение информационно-коммуникационных технологий в создании музыкально-дидактических игр: цели и задачи....
Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018
Программа самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...
Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...
- Мне нравится (1)