Образовательная программа по приобщению детей дошкольного возраста к игровому народному творчеству «Народные - хороводные» Автор Котова Н.А
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Котова Наталья Анатольевна

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch._programma_narod-horov_-_kopiya.docx62.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Вязьмы  Смоленской области

Образовательная программа по приобщению детей дошкольного возраста к игровому народному творчеству

«Народные - хороводные»

Автор Котова Н.А

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: формирование чувства причастности детей к наследию исторического прошлого русского народа, его национальным традициям, играм и устному народному творчеству.

Задачи:

  • Способствовать активации двигательной деятельности
  • Развивать память, творческое мышление, воображение

  • Совершенствовать эмоциональную сферу личности (мимическую, речевую, музыкально-ритмическую)

        

  • Воспитывать искренние чувства к родным местам, к родной природе, к историческим ценностям

  • Развивать способности к художественно-творческому процессу и процессу самовыражения

Принципы

  • Эмоционально насыщенная тематика игровых упражнений, игр, заданий;
  • Привлекательность занимательность, образность содержания заданий;
  • Принцип доступности, наглядности;
  • Опора на развитие самостоятельности мышления эмоциональности, индивидуального творчества;
  • Проблемно-ситуативный характер заданий.

Методы и приемы работы:

  • Экскурсии в музеи, создание  мини-музея народного творчества в группе;
  • Проектный метод;
  • Моделирование, макетирование;
  • Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Познавательные занятия;
  • Чтение литературы, заучивание стихов;
  • Создание проблемных ситуаций.

Форма работы:

групповая. подгрупповая.

индивидуальная

Виды игр:

обучающие, познавательные, театрализованные,

развивающие, словесные,

игры с предметами

Мониторинг:

(оценка индивидуального развития, оценка промежуточных результатов освоения  программы)

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА


           Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,— их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра — отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,— изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Н. К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности: в игре, как и в работе, главное — постановка цели и ее выполнение. По мнению Н. К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает и А. С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

«Чем же все-таки отличается игра от работы? ...Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». Идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко лежат в основе советской педагогики игры.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

В игре формируются моральные качества будущего строителя коммунистического общества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» указано, что игра — важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры. Задача нашей книги — показать, как в игре формируется детский коллектив, развиваются все стороны личности ребенка. Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами.

Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества»,— говорится в Программе КПСС. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими. 

Народные игры и развитие духовной нравственности

Абсолютно у всех детей наблюдается потребность в увлекательном времяпровождении. К сожалению, в последнее время дети все чаще отдают предпочтение компьютерным развлекательным программам. Именно поэтому родители должны уделять им должное внимание и обучать народным играм. Она является своеобразным средством познания основы правильных человеческих отношений. Русские народные подвижные игры для детей показывают, что они должны быть построены на человечном отношении к более слабому. Традиция - это то, что передается от старого поколения к юному. К ним можно отнести обычаи, обряды, песни, сказки, праздники и т. д. Русские народные традиции – один из компонентов культурного наследия того или иного народа. Они дают детям знания и жизненный опыт. В качестве одних из главных средств воспитания используется все составляющие народного фольклора, а именно песни, сказки и скороговорки и т. д. Народные подвижные игры отражают образ жизни народа, а также их традиции и личностные качества. В них сохранился колорит обычаев, необычность самовыражения народа, своеобразие языка, а также формы и особенности разговорной речи.

Использование народных игр для воспитания толерантности.

Использование народных игр позволяет приучить детей к толерантности. Они являются своеобразным источником воспитания. Народные подвижные игры в ДОУ включают в себя образ жизни наших предков, их быт и обычаи. Игры народов мира совместно с другими воспитательными методиками представляют собой основу для самого первого этапа в формировании толерантности. Они позволяют ребенку стать многогранной личностью, сочетающей в себе духовные, а также моральные принципы. Толерантность - это готовность принять человека таким, каким он есть, и взаимодействовать с ним. Для того чтобы воспитание толерантности было эффективным, важно применять народные игры: в процессе образования; во время отдыха; в театрализованной деятельности. При подборе игр, важно учитывать: возраст детей и их особенности; уровень физической подготовки; количество дошкольников; условия для проведения игр. Для детей игра - одна из главных форм его деятельности. Именно поэтому воспитать толерантность, таким образом, будет легче всего. Подвижные народные игры для дошкольников также позволяют расширить кругозор и провоцируют активную умственную деятельность. - Читайте подробнее на

Характерные особенности русских народных подвижных игр:

1. Комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

2. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник русской народной подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

3. Движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). 

4. Содержание русской народной подвижной народной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению, народной традиции.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого разработана классификация игр по Кудрявцеву В.

I. По видовому отражению национальной культуры:

1. Игры, отражающие отношение человека к природе.
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и их различные варианты.

2. Игры, отражающие быт русского народа. 
Применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. 

3.    Игры русских детей.Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок» и т.д. 

4.        Вечная борьба добра против зла. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении этих игр, в них отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Бои на бревне» и их различные варианты.

II. По интенсивности используемых в игре движений.

1.Игры малой подвижности. Например: «Краски»,  «Море волнуется», «Солнце и месяц», «Соломинка»,  «Фигуры», «Не смеши» и т.д.

2. Игры средней интенсивности. Например: «Платок», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка» и т.д.

3. Игры высокой интенсивности. Например: «А на море шторм», «Сифа», «Салка», «Колдун», «Стадо» и т.д.

III. По типу двигательного действия. 
Сюда относятся игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча. Например, «Волк и козлята», «Заяц и лиса», «Попади в меня», «Стрелки» и т.д

IV. По содержанию и сложности построения игры. 
По своему содержанию и структуре игры делятся на простые, переходящие и командные. Наблюдается усложнение сюжета. Например: игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр «Переправа», «Ловкий мяч», «Дружная семейка», «А на море шторм» и т.д.

V. С учетом возрастных особенностей детей. Уделяется большое внимание выбору игр, если игры не соответствуют возрасту, то нагрузка для детей может оказаться слишком большой, или наоборот, игра не будет вызывать интереса у детей, т.к. будет казаться достаточно простой. 

VI. По способу проведения. Сюда входят игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные, бессюжетные. Например: «Море волнуется», «Курочка» «Гуси-лебеди», «Ляпка», «Много троих, хватит двоих» и т.д.

VII. По физическим качествам, преимущественно проявленных в игре.
Большинство русских народных подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.        

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Одна игра может включать в себя развитие не только одного, но и несколько физических качеств. Например: игра «Переправа» способствует развитию быстроты, выносливости и ловкости одновременно.        

VIII. По отношению к структуре занятия. Игры могут использоваться в подготовительной, основной, заключительной части занятия. При этом надо учитывать нагрузку, которую получают дети. В начале занятия проводятся игры малой и средней подвижности, в основной части высокой интенсивности, а в заключительной малой подвижности. Например: «Фигуры», «Салки», «День-ночь» и т.д. 

IX. По видам спорта. Игры, включающие задания и упражнения, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.

X. По признаку взаимоотношений играющих. Игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения. 

XII. По месту занятий. Игры, предназначенные только для спортивного зала, спортивной площадки или для местности.

Классификация народных игр

Игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

е) игрызабавы;

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

    К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного

значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

      Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

       Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

        Игрызабавы –это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

       Обрядовые (календарные) игры - это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

        По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

         Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся капустка», «Улитка» и др.)

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Панкеев И.А.  «Русские народные игры»

Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А.  «Традиционные народные игры и забавы»

Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Покровский Е.А.  «Детские игры, преимущественно русские»

Якуб С.К.  «Вспомним забытые игры»

Петрова Т.М., Сергеева Е.Л.  «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»

Юдина Е.Т. «Педагогическая диагностика в детском саду»

Ожидаемые результаты

1. Сформировать положительное отношение к родному краю

2. Создать достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к обучению в будущем

3. Воспитывать активное отношение к окружающей жизни

4. Развивать искренние чувства к родным местам

5. Сформировать собственное отношение к явлениям окружающей жизни

6. Воспитывать бережное отношение к природе

7. Способствовать интеллектуальному  развитию, обогащению речи

Совместная деятельность педагога с детьми

Экскурсии и наблюдения

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Игры

Праздники и развлечения

Детское художественное творчество

Календарно-тематический план в младшей группе

месяц

игры  

Сентябрь

Травень

1. «Воробушки и автомобиль»

2. «Кошки-мышки»

3. «У медведя во бору»

Октябрь

Урожайные

1. «Огуречник»

2. «Капустка»

3. «Мак»

Ноябрь

Осенины

1 .« Колпачок»

2. « Пузырь»

3. «Заинька»

Декабрь

Топотушки

1. «Барабан»

2. «Мы топаем ногами»

3. «Съедобное –несъедобное»

Январь

Дружные

1. «Змея»

2. «Наседка и цыплята»

3. «Пузырь» - закрепить

Февраль

Сказочные

1. «Заинька»

2. «Воробушки и кот»

3. « Лягушки»

Март

Снегосгон

1. «Скворечники»

2. «Мыши и кот»

3. «Воробушки и автомобиль»

Апрель

Протальник

1. «Рыбаки»

2. «Ремешок»

Май

Яркие, трудовые

1. «Редька»

2. «Луковка-раскоряковка»

3. «Капустка» - закрепить

Календарно-тематический план в средней группе

месяц

игры  

Сентябрь

Осенние

1. «Летает-не летает»

2. «Береги предмет»

3. «Осень»

Октябрь

Деревенские

1. «У медведя во бору»

2. «Теремок»

3. «Хитрая лиса»

Ноябрь

Сонные (осенние)

1. «Муха»

2. «Михасик»

3. «Белый шаман»

Декабрь

Зимние

1. «Арина»

2. «Царевна»

3. «Подарки»

Январь

Снежные

1. «Два мороза»

2. «Где нос, где ухо»

3. «Подарки»

Февраль

Зимние забавы

1. «Котята и щенята»

2. «Назови цифру (букву)»

3. «Ёжик и мыши»

Март

Весенние

1. «Веревочка»

2. «Кузнец»

3. «Ваня - простота»

Апрель

Шумные

1. «Ай да птица, что за птица »

2. «Съедобное - несъедобное»

3. «Перепёлочка»

Май

Крылатые

1. «Гуси - лебеди»

2. «Чиж»

3. «Селезень»

Календарно-тематический план в старшей группе

месяц

игры  

Сентябрь

Летопроводец

1. «Ваня - простота»

2. «Коршун и наседка»

3. «Горшки»

4. «Редька»

Октябрь

Грязник

1. «Козел»

2. «Луковка - раскоряковка»

3. «Гори, гори ясно»

Ноябрь

Ледень

1. «Дударь»

2. «Растяпа»

3. «Колпачок»

Декабрь

Стужайло

1. «Тетеря»

2. «Передай платочек»

3. «Дядя Трифон»

Январь

Просинец

1. «Дрема»

2. «Селезень»

3. «Колечко»

Февраль

Сечень

1. «Трясогузка»

2. «Два мороза»

Март

Протальник

1. «Чиж»

2. «Если нравится тебе, то делай так»

3. «Луковка»

Апрель

Снегосгон

1. «Красная горка»

2. «Займи место»

3. «Малечена - калечина»

Май

Травень

1. «Ваня - простота»

2. «Растяпа»

3. «Чиж»

4. «Редька»

5. «Гори, гори ясно»

Календарно-тематический план в подготовительной группе

месяц

игры  

Сентябрь

Урожайные

1. «Грибы - вояки»

2. «Репка»

3. «Хлоп ,хлоп , убегай»

4. «Зайчик»

Октябрь

Осенины

1. «Охотник»

2. «Соколиный бой»

3. «Жмурки»

Ноябрь

Народные - хороводные

1. «Летит – не летит»

2. «Воробушки и кот»

3. «Штандер»

Декабрь

Новогодние

1. «Мороз»

2. «Машенькин день»

3. «Два мороза»

Январь

Рождественские

1. «Колечко»

2. «Яша - простачок»

3. «Простые варианты»

Февраль

Зимние забавы

1. «Гонки санок»

2. «Мы весёлые ребята»

3. «Фанты»

Март

Хороводные

1. «Колпачок»

2. «Кривой петух»

3. «Мешочек»

4. «Удочка»

Апрель

Шумные, весенние

1. «Птицелов»

2. «Зевака»

3. «Аисты и лягушки»

Май

Яркие, трудовые

1. «Что сделано рабочими, а что выращено колхозниками»

2. «Мяч - чижик»

3. «Краски»

Мониторинг

Старшая группа 2013 - 2014 г.

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2013

31 детей

Итог,

май 2014

31 детей

Интеллект (знание народного фольклора, духовность)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

4/13%

18/58%

9/29%

6/20%

20/64%

5/16%

Эмоциональность, мимика, жесты

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

16/51%

13/42%

2/7%

18/58%

12/39%

1/3%

Выразительность речи

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

11/35%

14/45%

6/20%

18/58%

12/39%

1/3%

Коммуникативность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

16/51%

13/42%

2/7%7

20/64%

10/33%

1/3%

Двигательная активность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

20/64%

10/33%

1/3%

20/64%

1/36%

-

Музыкальность, ритмичность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

4/13%

18/58%

9/29%

18/58%

9/29%

4/13%

Подготовительная группа 2014 - 2015 г.

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2014

27 детей

Итог,

май 2015

27 детей

Интеллект (знание народного фольклора, духовность)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

10/37%

15/56%

2/7%

20/74%

7/26%

-

Эмоциональность, мимика, жесты

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

8/30%

18/66%

1/4%

30/96%

1/4%

-

Выразительность речи

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

10/37%

15/56%

2/7%

20/74%

7/26%

-

Коммуникативность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

8/30%

18/66%

1/4%

16/59%

11/41%

-

Двигательная активность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

20/64%

7(26%)

-

30/96%

1 (4%)

-

Музыкальность, ритмичность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

10/37%

15/56%

2/7%

17/63%

10/37%

-

Младшая группа  2015 - 2016 г.

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2015

29 детей

Итог,

май 2016

29 детей

Интеллект (знание народного фольклора, духовность)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

-

-

29/100%

1/3%

10/30%

18/67%

Эмоциональность, мимика, жесты

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

-

5/17%

24/83%

5/17%

10/30%

14/53%

Выразительность речи

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

-

3/11%

26/89%

1/3%

5/17%

23/80%

Коммуникативность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

-

5/17%

24/83%

1/3%

10/30%

18/67%

Двигательная активность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

-

10/34%

19 /66%

10/30%

18/67%

1/3%

Музыкальность, ритмичность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

-

5/17%

24/83%

2/7%

17/263%

10/30%

Средняя группа 2016 – 2017 г.

Критерии

Уровни, единица измерения

(баллы / %),

Результаты диагностики

Старт, сентябрь 2015

29 детей

Итог,

май 2016

29 детей

Интеллект (знание народного фольклора, духовность)

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

2/7%

10/33%

18/60%

5/17%

16/53%

9/30%

Эмоциональность, мимика, жесты

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

10/33%

11/37%

9/30%

15/50%

14/47%

1/3%

Выразительность речи

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

5/17%

10/33%

15/50%

10/33%

15/50%

5/17%

Коммуникативность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

3/10%

10/33%

17/57%

10/33%

16/53%

4/14%

Двигательная активность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

13/43%

14/47%

3/10%

19/64%

10/33%

1/3%

Музыкальность, ритмичность

в(6 баллов)

с(4-5балов)

н (до3баллов)

2/7%

17/56%

11/37%

4/14%

18/60%

8/26%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность и значение приобщения детей к национальным  татарским играм, внедрение информационно-коммуникационных технологий в создании музыкально-дидактических игр: цели и задачи....

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...