Роль проектной деятельности в развитии эстетических представлений у дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогике, этнографии свидетельствуют об особой роли исскуства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.Поиск новых форм привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод пректной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_proektnoy_deyatelnosti_v_razvitii_esteticheskih_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьячкова И.В., воспитатель
ГБДОУ ЦРР детский сад №48 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Роль проектной деятельности в развитии эстетических представлений у дошкольников.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»
В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:
· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
· становление эстетического отношения к окружающему миру;
· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.
Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
По продолжительности они бывают:
· краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);
· средней продолжительности (2-3 месяца);
· долгосрочные (на несколько учебных лет).
Структура любого проекта включает в себя:
· тему проекта (название)
· тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
· работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
· форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)
· результат проекта (оформление результатов, анализ).
Формы, используемые в работе над проектом:
· чтение художественной литературы;
· опытническая и трудовая деятельность;
· просмотр видеофильмов и телепередач;
· рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, соответствует социальному заказу на современном этапе, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников
Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...
Роль проектной деятельности в развитии познавательных способностей у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст...
статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"
В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффек...
Роль проектной деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим иссле...
статья "Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников"
Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников...
Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников.
Роль проектногй деятельности в развитии навыков коллективной - огромная......
Роль проектной деятельности в развитии у дошкольников навыков работы в паре
Дошкольный возраст — это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Приобретаемый ...