Статья Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

Ловгач  Наталья Александровна

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранять и развивать стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  дидактических игр в развитии

познавательных интересов детей дошкольного возраста

                                      «Игра – это огромное светлое окно, через

                                         которое в духовный мир ребенка вливается

                                          живительный поток представлений, понятий

                                   об окружающем мире. Игра – это искра,

                         зажигающая огонек пытливости и

   любознательности».

 В. А. Сухомлинскй

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранять и развивать стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

         Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление,  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, ее формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.  Игра в целом, и дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста, является одним из наиболее эффективных  средств  в познавательном развитии.

Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе  дошкольных учреждениях. Любой  ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться  к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в  познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена  на получение новых впечатлений об окружающем мире.  

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой  парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности,  .

Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.                                 Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем. Обязательными структурными элементами дидактической  игры являются:

- обучающая и воспитывающая задачи;

- игровые действия и правила.

   Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь ввиду, какие знания должны усваиваться, закрепляться с детьми, какие качества личности можно формировать в процессе данной игры.

   Важно отметить, что каждая игра дает ребенку какие- то знания и умения.          Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных дошкольников.

   Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры упрощают усвоение программы, способствуют развитию психических процессов дошкольника, помогают детям закрепить и расширить знания, а так же дают большой заряд положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....