Познавательно - исследовательский проект на тему "Царство грибов".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Познавательно - исследовательский проект на тему "Царство грибов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_proekt_griby.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Лес осенью.Ягоды,грибы» (октябрь)
Тема проекта: «Царство грибов»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Сроки реализации: краткосрочный (с 8 октября по 18 октября).
Форма проведения: групповой
Актуальность: Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Наша богатая лесами страна издавна славится обилием грибов. Сбор грибов –
увлекательное и полезное занятие. Но не так-то просто найти хороший гриб. Для этого нужно изучить его «повадки», уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.
Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Цель проекта: расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности.
Задачи:
1.Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах.
2. Изучить с детьми информацию о грибах: внешний вид, съедобный – не съедобный.
3. Развивать познавательную активность в процессе исследования грибов: его качеств и свойств.
4. Познакомить с загадками, стихами, сказками о грибах.
5. Учить связно, последовательно излагать свои мысли при презентации проекта.
6. Создать радостную и праздничную атмосферу на спектакле «Под грибом»
Этапы работы над проектом:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Поисковый (мотивационный) | 1. Проблемная ситуация: Как-то, во время беседы с детьми «О том, чем ребята занимались летом? », одна из девочек рассказала, что они гуляли с бабушкой по парку и на пенёчке она увидела несколько грибов и спросив у бабушки можно ли его сорвать и съесть, бабушка ответила, что нет… Не поняв почему? Танюша решила спросить в детском саду… И тут у ребят посыпались многочисленные вопросы: какие грибы можно есть, а какие нельзя? Как можно различать их? Вот так родился проект «Царство грибов». 2. Опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать?» | 1.Формулируют проблему с помощью взрослых. 2. Входят в проблему через игровую ситуацию. |
II этап Аналитичес- кий | I. Разработка плана реализации основного этапа проекта: - сформулировать цель и задачи проекта; - составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности; - выбрать приемлемые методы и приемы работы с детьми. II. Сбор и анализ материала: 1. Посмотреть в интернете в поисках «Какие бывают грибы?», «Где растут грибы?»,«Как грибы можно различать?». 2. Найти материал в энциклопедии «О пользе и вреде грибов для природы и человека». 3. Посмотреть телепередачи «Что вы хотели узнать, но боялись спросить», «Галилео»; мультфильмы: «Мудрые сказки тетушки Совы, про грибы», «Как грибы с горохом воевали», «Грибной дождик», «Грибок-теремок», «Аркадий Паровозов спешит на помощь, Неизвестные грибы», «Лунтик и его друзья, «Белый гриб», «Мухомор». 4. Подбор научной литературы по теме проекта В.А.Маркин Детская энциклопедия. «Я познаю мир». –М, 2001г.; энциклопедия для детей М.: Аванта 2005г.;А.Ю.Бирюкова большая энциклопедия школьника. «Планета Земля» - М.,2001г.; А.Брагин Серия «Все обо всем» -М.,2006г.; А.А.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» -ТЦ «сфера»,2005г.; Л.М. Маневцева «Мир природы и ребенок» -СПб: Детство-пресс, 2003г. 5. Подбор художественной литературы по теме проекта сказки Э. Шима «Храбрый опенок», «Грибной дым», В. Сутеева «Под грибом», познавательные сказки Н. Павловой «Две сказки о грибах», А. Лопатиной «Знакомство с грибами», В. Зотова «осенний опенок» и рассказы Н. Сладкова «Мухомор», «Хоровод грибов». 6. Подбор: - дидактических игр («Грибная корзинка», «Грибники», «Не всякому грибу место в лукошке», «Лесные грибы».) - подвижных игр («Поймай грибок», «Ягоды, грибы, орехи», «Найди свой гриб», «Грибы в корзинку», «Разгрузи машину») - необходимого оборудования и пособий: серию сюжетных картин для составления рассказов на тему: «В лес по грибы»,иллюстраций для рассматривания «Как растут грибы», «Осенний лес». | 1. Распределяются по группам. 2. Распределяют роли. 3. Осознают свою задачу (что он должен делать?) 4. Предполагают источники информации: спросить у взрослого; работа с интернетом; работа с книгой; провести эксперименты. 5. Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. 6. Осуществляют процесс планирования с помощью взрослого. |
III этап Практический (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей) | Познавательно-исследовательская деятельность: - Беседа на тему: «Грибной мир». - Исследовательская деятельность «Взвесим грибы». -НОД «Как мы грибы искали», «Гриб трутовик», «Съедобные и несъедобные грибы». «Польза и вред от грибов»; -Беседы: «Съедобные грибы Самарской области», «Про грибы», «Первые грибы» -Провести наблюдения «Наблюдение за грибами на экологической тропе» - Провести опыты: вырастить гриб-плесень в домашних условиях Игровая деятельность: 1. Пальчиковые игры: «Снежок», «Пришла зима», «Падал снег на порог», «Снежный ком», «Белый пух», «Ветер», «Медведь в берлоге».. Коммуникативная деятельность: 1. Составление рассказов по сюжетным картинкам «В лес по грибы» 2. Беседы и обсуждения: «Какая польза от грибов для людей, животных, птиц»; «Что можно приготовить из грибов». Восприятие художественной литературы и фольклора: 1. Заучивание стихотворения И.Александрова «За грибами». Изобразительная деятельность: 1. Аппликация: «Корзинка с грибами». 2. Рисование: «Грибы-грибочки на пнях и кочках…». 3.Лепка «Грибная полянка». Музыкальная деятельность: 1. Слушание и пение песни «Про грибочки» В.Уткина,«Наступила осень» О.Осиповой, «Ой грибочки, грибы» р.н.песня. Двигательная деятельность: 1. Подвижные игры: («Поймай грибок», «Ягоды, грибы, орехи», «Найди свой гриб», «Грибы в корзинку», «Разгрузи машину») 1. Привлечь родителей к поиску в интернете информации «Где прячутся грибы», «Блюда с грибами». 2. Совместное проведение опытов детей и родителей, и изготовление презентации на тему «Царство грибов» 3. Участие в создании тематической выставки «Веселые грибочки» ( книги загадок, стихов, рассказов, рисунки, картинки, фоторепортажи, картины известных художников) 4. Совместный театральная постановка по сказке В.Сутеева «Под грибом» Взаимодействие с семьями воспитанников: Фотоконкурс «Мы в осеннем лесу». | 1. Ребенок индивидуально, самостоятельно или в группе выполняет запланированные действия. 2. При необходимости консультируется с руководителем проекта. |
IV этап Презентацион- ный | 1. Презентация «Царство грибов». 2. Организация и проведения совместного с родителями театральной постановки по сказке В.Сутеева «Под грибом». | Проводят презентацию для сверстников, родителей и сотрудников ДОО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников через взаимодействие с семьей»
долгосрочный проект...
Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера
Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Познавательно-исследовательский проект "Грибы нашего леса"
Цель: Обогащать знания детей о грибах и их значимости для природы и человека.Задачи: Расширить представления детей о строении грибов (гифы - нити).Познакомить детей с полезными грибами и хи...
Публикация статьи "Познавательно-исследовательский проект "Пейте дети молоко будете здоровы!" в сборнике "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника" (Сборник материалов №3 межмуниципального конкурса исследовательских и проектных работ)
Цель проекта: понять пользу молока и молочных продуктов....