Исследовательская работа "Вода это жизнь".
проект (старшая группа) на тему
Республиканский конкурс и проектов детей старшего дошкольного возраста «Открываем мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_eto_zhizn_sabirzyanva_l.a.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №86»
Республиканский конкурс и проектов детей старшего дошкольного возраста «Открываем мир»
Секция «Окружающий мир»
Исследовательская работа
Тема: «Вода это жизнь»
Руководитель проекта (педагог): Сабирзянова Ландыш Анваровна,
воспитатель I квалификационной категории.
Воспитанник: Зайнуллина Лилия Айратовна, подготовительная
к школе группа №2
г. Нижнекамск, РТ
2015
Содержание
- Введение……………………………………………………………………………3
- Основная часть
2.1. Теоретическое обоснование. ……………………...................................................4
2.2. Cовместная деятельность с детьми
2.3. Совместная деятельность с родителями
II. Практическая часть…………………………………………………………………6
2.1.Анкетирование
2.2 Реализация проектных мероприятий опыты
III. Заключение………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы и источников………………………………….10
Приложение
Введение.
Актуальность проекта:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родины ребенка.
Экологическое состояние нашей региона и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения, которое закладывается с детства. Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Особую роль в жизни человека играет вода. Общие запасы пресной воды в природе составляют всего лишь 2,53% от общих запасов воды.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах Татарстана и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.
Объект исследования: Вода.
Субъект исследования: Воспитатели подготовительной группы №2 МБДОУ №86
Гипотеза проекта: Реализация проекта «Вода это жизнь» позволит создать условия для активизации познавательной активности детей, расширить их знания о значении воды для жизни человека, животных, растений; воспитать у детей интерес и чувство любви к природе родного края, бережное отношение к воде, как природному ресурсу.
Цель проекта: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи проекта.
• Создать в группе условия для самостоятельной исследовательской деятельности детей; • Расширять представления детей о значении воды в нашей жизни; • Систематизировать знания детей о свойствах воды; • Развивать доказательную речь; • Формировать навыки коммуникативного общения. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель. Реализация проекта: Выставка «Вода это жизнь».
II. Основная часть.
1. Теоретическое обоснование.
1.1 Cовместная деятельность с детьми.
1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», К. Чуковский «Мойдодыр», Лиман Мур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Рассматривание познавательной литературы, энциклопедий о воде.
4.Цикл бесед и познавательных презентаций, освещающих круг вопросов:
- какие водоемы в нашем крае ты знаешь?
- для чего вода нужна человеку?
- какие свойства воды ты знаешь?
- чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
- можно ли пить воду из реки, из озера?
- откуда берется вода в водопроводном кране?
-почему нужно беречь воду?
- кому еще кроме человека нужна вода?
- что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
9. Экскурсии, просмотр видеороликов о природе.
10. Игры - эксперименты, игры-опыты.
11. Подвижные игры.
12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.
13. Моделирование «Круговорот воды в природе».
14. Составление памятки «Правила поведения на воде».
15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да-нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
1.2 Совместная деятельность с родителями
1. Создание альбома «Вода это жизнь».
2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информацией о воде.
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Вывод: В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем). Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
II Практическая часть
2.1 Анкетирование
В опросе принимало участие 60 детей старшего и подготовительного возраста. Из опроса мы видим, что большинство дошкольников привлекает тема вода и открытия, связанные с ним. Они считают, что это актуальная, интересная и ценная информация.
2.2 Реализация проектных мероприятий - опыты.
1. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2. У воды нет вкуса. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная). У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3. У воды нет запаха. Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4. Вода жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
5. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются . У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать). Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
6. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним. Можно продолжить предыдущий опыт (№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
7. Вода не имеет формы. Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. 8.Тонет – не тонет. Берём ёмкость с водой, опускаем предметы из различного материала. Наблюдаем, какие предметы тонут, какие держаться на поверхности. Беседы:
«Вода вокруг нас». Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. «Путешествие капельки». Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды. «Вода нужна всем». Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши. Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход. Понаблюдать, как вода влияет на рост растений. Наблюдения: Наблюдения за водой. Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем? Наблюдения за сосульками. Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы.
Наблюдения за облаками. Цель: предложить детям понаблюдать за облаками. Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
Результатами проекта являются: Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира. Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту. Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению. Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления. Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника. Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков. Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.
III Заключение
В ходе реализации проекта «Вода это жизнь » у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
- Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
- У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
Список использованной литературы и источников:
Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.
Научно-методические:
1. Авдеева Н.Н, Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Алексеева Е.Н. Экология - здоровья. //Дошкольное воспитание.-2000. -№7. – С. 15-20.
3. Бобылева Л.К. Экологические знания дошкольникам. //Дошкольное воспитание.1997. -№7. С. 16-19.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс»,2001.
5. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. Волшебная вода. Москва, 1997
Приложение. Слайд «Вода – это жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок, а также различных пластиковых упаковок. И с каждым годом количество отходов растёт. Огромное количество пласти...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Встреча родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" . Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Как обуздать энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала р...
Исследовательский проект "Кристаллы жизни"
Цель: узнать, откуда берётся соль, полезна она или вредна....
Исследовательская деятельность в жизни ребенка
Правильная организация взрослыми познавательно-исследовательской деятельности играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые делают еще один ш...
Исследовательская работа "Тайна жизни"
Исследовательская работа подготовлена на решение вопроса "Что первично: курица или яйцо?"...
Детско исследовательский проект " Сладкая жизнь - САХАР"
Предлагаю вам детский исследовательский проект для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сахар». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот проект направлен на содей...
Исследовательская работа «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы....