Исследовательская деятельность в жизни ребенка
консультация по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Полякова Екатерина Александровна

Правильная организация взрослыми познавательно-исследовательской деятельности играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые делают еще один шаг навстречу взрослой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_zhizni_rebenka.docx98.09 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность детей.

Исследуйте мир вокруг нас 

вместе с ребенком!

Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске.

Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность.

Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребенка.

1. Спросите детей: «Почему на Земле так много разных растений? Есть ли одинаковые растения? Как растения размножаются?»

Вывод: каждый вид растений образует семена для новых растений, таких же, как оно само. «Каждое растение образует семена, когда цветы перестают цвести. Некоторые семена находятся внутри плодов, которые мы любим есть». Предложите детям найти семена внутри яблока, помидора, граната, апельсина, огурца, абрикоса, винограда.

2. Покажите стручок гороха с семенами. Откройте его. Горошинки прилегают к стручку. Исследуйте колосья с зернами. Спросите: «В каждом ли колоске или стручке есть семена? Как узнать, может ли вырасти из зернышка колосок, из горошины — горох?».

Высушите горошинки и зерна из колосьев. Предложите детям поместить горошины и зерна в землю и наблюдайте за ростом посаженных растений. Попробуйте прорастить семена яблока, граната, апельсина, абрикоса, винограда, дыни, арбуза.

3. Разрежьте, откройте и исследуйте дыню и арбуз. Достаньте зернышки, промойте их, высушите и сложите в мешочки. Спросите: «Как можно использовать эти семена? Зерна колосьев и дыни являются отличным кормом для птиц зимой».

4. Обсудите с детьми, какие растения растут из семян (морковь, укроп, кабачки), луковицы (тюльпаны, гладиолусы), стебелька (многие комнатные растения, деревья и кустарники), корня (картофель).

5. Некоторые виды растений могут вырасти из крошечных частиц, называемых спорами. Миллионы спор летают в воздухе, но они слишком малы, чтобы мы могли их видеть. Когда споры приземляются на теплом, влажном источнике питания, то из них начинают расти растения, которые мы можем видеть. Давайте попробуем вырастить такое растение на кусочке хлеба.

6. Поместите кусочки хлеба, сыра, вареных овощей в баночки из-под майонеза, опрысните водой, оставьте часа на два открытой. Затем закройте баночки крышками и поставьте в теплое место на несколько дней. Когда плесень вырастет, рассмотрите ее с детьми под микроскопом. На что похожа плесень? (на мимозу) (Можно провести тот же эксперимент с ростом дрожжей).

7. Можно ли употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты с плесенью? (Нет, так как микроскопические частицы плесени будут развиваться в организме человека: может заболеть живот, подняться температура, что является признаками отравления.). Почему летом овощи и фрукты портятся быстрее, чем зимой? Как надо правильно хранить продукты питания? Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство.

Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности взрослыми играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые сделают еще один шаг навстречу взрослой жизни.

Желаем вам исследовательских успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Встреча родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" . Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Как обуздать  энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала р...

Познавательно-исследовательская деятельность в жизни ребенка. "В науку маленькими шагами."

Исследовательская деятельность вызывает большой интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы: "Как?" и "Почему?".........

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности (экология) "Жизнь диких зверей весной"

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности (экология) в ср.гр....

«Значение экспериментально-исследовательской деятельности в жизни дошкольника»

У дошкольников сильно развит инстинкт познания.  Ребенку, просто необходимо, обследовать окружающий мир, а иссследовательская деятельность может стать одним из условий развития  познавательн...

Консультация для воспитателей "Экспериментальная (научно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника

Консультация для воспитателей "Экспериментальная (научно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника...

Исследовательская деятельность в жизни ребенка

Исследовательская деятельность - один из основынх видов деятельности дошкольника. Это и окружающий мир и техника и семейные традиции... Исследовать важно все! Помогите своему малышу войти в этот мир с...

Экспериментальная (познавательно - исследовательская) деятельность в жизни ребенка - дошкольника.Консультация для воспитателей 27.11.2022

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:•Расширять знания пед...