Консультация для педагогов "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"
консультация на тему
Кем станет малыш во взрослой жизни? Все зависит от взрослых, которые поведут его за руку из одной среды в другую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.
Поступление в ДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.
Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.
В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?
В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей. Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.
Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?
Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.
1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.
Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:
- он спокоен;
- весел и жизнерадостен;
- активен;
- охотно включается в детскую деятельность и общение;
- свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
- с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта могут быть:
- ребенок малоактивен;
- сторонится детей;
- испытывает излишнюю робость;
- тревожится в новых обстоятельствах;
- в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.
2. Условия для комфортного самочувствия ребенка в ДОУ.
Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:
- во-первых, за сохранение, защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;
- во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.
Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.
Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.
Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.
Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.
Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.
Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:
• они распространяются на всех детей группы без исключений;
• детям понятен их смысл и необходимость;
• они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.
Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я - концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.
В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.
Рекомендации для воспитателя.
Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:
· принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;
· в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;
· быть затейником и участником детских игр и забав;
· в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;
· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду
Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....
Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду".
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства....
"Эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду и дома".
Что такое семья? Это настоящий институт человеческих отношений. Разное влияние, которое идет из телевидения, радио, кино, влияют на отношения в семье. Семья-...
Буклет_«Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности....
Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
Адаптивная методика Кучеровой Е. В.для проведения одномоментного обследованияэмоционального самочувствия ребенка в детском саду + таблицы для внесения и подсчета данныхЦель: получить общее представлен...
Консультация для родителей "Создание условий психологически комфортного пребывание ребенка в детском саду"
Консультация...
Памятка-шпаргалка для педагогов «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »? В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов тра...