Консультация для педагогов "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"
консультация на тему

чернышова оксана сергеевна

Кем станет малыш во взрослой жизни? Все зависит от взрослых, которые поведут его за руку из одной среды в другую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

       Новая среда предъявляет к ребенку  особые требования, которые могут  в большей или меньшей степени  соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

      Поступление в ДОУ связано с включением ребенка  в группу сверстников, каждый из которых  наделен своими индивидуальными  чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых  возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

     Одни  дети быстро и хорошо привыкают к  новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может  привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации  во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

       В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад  должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
    Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?

 В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей.     Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания. 
     Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

       Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.

Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?

     Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.

1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.

         Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:

  • он спокоен;
  • весел и жизнерадостен;
  • активен;
  • охотно включается в детскую деятельность и общение;
  • свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
  • с удовольствием посещает детский сад.

  Показателями дискомфорта могут быть:

  • ребенок малоактивен;
  • сторонится детей;
  • испытывает излишнюю робость;
  • тревожится в новых обстоятельствах;
  • в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.

2. Условия для комфортного самочувствия ребенка  в ДОУ.

        Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

- во-первых, за сохранение, защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

- во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.

     Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.

     Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.

     Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:

•  они распространяются на всех детей группы без исключений;

•  детям понятен их смысл и необходимость;

• они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

     Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной  Я - концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.

В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
    Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.


Рекомендации для воспитателя. 

Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:

·  принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;

·  в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;

·  быть затейником и участником детских игр и забав;

·  в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;

· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....

Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду".

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства....

"Эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду и дома".

Что такое семья? Это настоящий институт человеческих отношений. Разное влияние, которое идет из телевидения, радио, кино, влияют на отношения в семье. Семья-...

Буклет_«Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности....

Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду

Адаптивная методика Кучеровой Е. В.для проведения одномоментного обследованияэмоционального самочувствия ребенка в детском саду + таблицы для внесения и подсчета данныхЦель: получить общее представлен...

Памятка-шпаргалка для педагогов «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »? В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов тра...