Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Лихачева Инна Борисовна

Адаптивная методика Кучеровой Е. В.
для проведения одномоментного обследования
эмоционального самочувствия ребенка в детском саду + таблицы для внесения и подсчета данных

Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.

Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:

  • составление проективного рассказа;

  • определение ребенком эмоционального состояния человека;

  • работа с картинками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspress-diagnostika.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная методика Кучеровой Е. В.
для проведения одномоментного обследования
эмоционального самочувствия ребенка в детском саду

Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.

Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:

  • составление проективного рассказа;
  • определение ребенком эмоционального состояния человека;
  • работа с картинками.

1. Методика «Проективные рассказы»

Для участия в данном задании произвольно отбираются
6 детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком.

Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».

Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа.

В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.

Рассказ 1. Имя ребенка должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом?

Рассказ 2. Имя ребенка играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?

Рассказ 3. Имя ребенка завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?

Рассказ 4. Имя ребенка обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?

Рассказ 5. Имя ребенка испачкал стол красками. А что было потом?

Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер.

Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..

Начало рассказа

(говорит взрослый)

Продолжение рассказа

(говорит ребенок)

Оценка взрослого

Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение.

А что случилось потом?..

Потом он вышел выступать и лучше всех рассказал стихотворение.

Потом, когда нужно было выступать, он все забыл. Мама расстроилась.

Потом дети выступали на празднике, рассказывали стихи.

Положительное окончание рассказа

Отрицательное окончание рассказа

Нейтральное окончание рассказа

После заполнения протокола на каждого ребенка (всего обследуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов.

Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей
в группе.

2. Методика «Определение ребенком
эмоциональных состояний человека»

Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для выполнения задания необходимы:

  • набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
  • набор картинок с изображением ситуаций и персонажей
    (4 картинки);
  • набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках – белое пятно;
  • набор изображений лиц (веселых и грустных).

Выполнение задания:

1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:

а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;

б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;

в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;

г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.

Психолог задает вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.

3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.

  • Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
  • Имя ребенка с детьми на прогулке.
  • Имя ребенка на занятиях.
  • Имя ребенка играет с детьми в группе.
  • Имя ребенка поет в музыкальном зале.
  • Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
  • Имя ребенка играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо.

После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей
в группе.

3. Методика «Разложи картинки»

Для участия в этом задании произвольно отбирается 6 детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.

Набор состоит из восьми картинок:

1. Дети бегут к воспитателю.

2. Ребенок разговаривает со взрослым.

3. Дети идут на прогулку парами.

4. Дети играют в группе.

5. Дети занимаются, сидя за столами.

6. Два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга.

7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.

8. Дети сидят на стульчиках.

Педагог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую – все веселые».

Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.

Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада.

Источник: Данилина Т.А. В мире детских эмоций.-М:Айрис-пресс, 2008.

Протокол № __

Сводные результаты по адаптивной методике Кучеровой Е. В.
для проведения одномоментного обследования
эмоционального самочувствия ребенка в детском саду

Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.

Группа _________________________________________________________________________________________________

Сроки проведения исследования _____________________________________

Психолог  ___________________________________

  1. Методика «Проективные рассказы»

п/п

Имя, фамилия ребенка

Общее количество ответов

Рассказ 1

Оценка

Рассказ 2

Оценка

Рассказ 3

Оценка

Рассказ 4

Оценка

Рассказ 5

Оценка

+

-

+/-

Процентное соотношение:

Выводы: ______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

2.Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Радость

Грусть

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Ситуация 5

Ситуация 6

Ситуация 7

Общее количество:

Всего положительных ответов:

Всего отрицательных ответов:

Процентное соотношение:

3.Методика «Разложи картинки»

п/п

Имя, фамилия ребенка

Грустные картинки

Веселые картинки

Общее количество:

Процентное соотношение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду".

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства....

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»...

Консультация для педагогов "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"

Кем станет малыш во взрослой жизни? Все зависит от взрослых, которые поведут его за руку из одной среды в другую....

Консультация для педагогов «Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо...

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада...

"Эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду и дома".

Что такое семья? Это настоящий институт человеческих отношений. Разное влияние, которое идет из телевидения, радио, кино, влияют на отношения в семье. Семья-...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....