Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Адаптивная методика Кучеровой Е. В.
для проведения одномоментного обследования
эмоционального самочувствия ребенка в детском саду + таблицы для внесения и подсчета данных
Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:
составление проективного рассказа;
определение ребенком эмоционального состояния человека;
работа с картинками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress-diagnostika.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная методика Кучеровой Е. В.
для проведения одномоментного обследования
эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:
- составление проективного рассказа;
- определение ребенком эмоционального состояния человека;
- работа с картинками.
1. Методика «Проективные рассказы»
Для участия в данном задании произвольно отбираются
6 детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком.
Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».
Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа.
В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.
Рассказ 1. Имя ребенка должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом?
Рассказ 2. Имя ребенка играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?
Рассказ 3. Имя ребенка завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?
Рассказ 4. Имя ребенка обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?
Рассказ 5. Имя ребенка испачкал стол красками. А что было потом?
Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер.
Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..
Начало рассказа (говорит взрослый) | Продолжение рассказа (говорит ребенок) | Оценка взрослого |
Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?.. | Потом он вышел выступать и лучше всех рассказал стихотворение. Потом, когда нужно было выступать, он все забыл. Мама расстроилась. Потом дети выступали на празднике, рассказывали стихи. | Положительное окончание рассказа Отрицательное окончание рассказа Нейтральное окончание рассказа |
После заполнения протокола на каждого ребенка (всего обследуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов.
Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей
в группе.
2. Методика «Определение ребенком
эмоциональных состояний человека»
Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
Для выполнения задания необходимы:
- набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
- набор картинок с изображением ситуаций и персонажей
(4 картинки); - набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках – белое пятно;
- набор изображений лиц (веселых и грустных).
Выполнение задания:
1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.
2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:
а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;
б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;
в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;
г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.
Психолог задает вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.
3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
- Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
- Имя ребенка с детьми на прогулке.
- Имя ребенка на занятиях.
- Имя ребенка играет с детьми в группе.
- Имя ребенка поет в музыкальном зале.
- Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
- Имя ребенка играет дома.
Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо.
После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей
в группе.
3. Методика «Разложи картинки»
Для участия в этом задании произвольно отбирается 6 детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.
Набор состоит из восьми картинок:
1. Дети бегут к воспитателю.
2. Ребенок разговаривает со взрослым.
3. Дети идут на прогулку парами.
4. Дети играют в группе.
5. Дети занимаются, сидя за столами.
6. Два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга.
7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.
8. Дети сидят на стульчиках.
Педагог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую – все веселые».
Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.
Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада.
Источник: Данилина Т.А. В мире детских эмоций.-М:Айрис-пресс, 2008.
Протокол № __
Сводные результаты по адаптивной методике Кучеровой Е. В.
для проведения одномоментного обследования
эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Группа _________________________________________________________________________________________________
Сроки проведения исследования _____________________________________
Психолог ___________________________________
- Методика «Проективные рассказы»
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Общее количество ответов | ||||||||||||
Рассказ 1 | Оценка | Рассказ 2 | Оценка | Рассказ 3 | Оценка | Рассказ 4 | Оценка | Рассказ 5 | Оценка | + | - | +/- | ||
Процентное соотношение: | ||||||||||||||
Выводы: ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ |
2.Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | ||||||||||||||||||||||
Радость | Грусть | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 | Ситуация 4 | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 | Ситуация 4 | Ситуация 5 | Ситуация 6 | Ситуация 7 | ||||||||||||||
Общее количество: | ||||||||||||||||||||||||||
Всего положительных ответов: | Всего отрицательных ответов: | |||||||||||||||||||||||||
Процентное соотношение: |
3.Методика «Разложи картинки»
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Грустные картинки | Веселые картинки |
Общее количество: | |||
Процентное соотношение: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду".
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства....
«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»
«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»...
Консультация для педагогов "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"
Кем станет малыш во взрослой жизни? Все зависит от взрослых, которые поведут его за руку из одной среды в другую....
Консультация для педагогов «Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»
В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо...
Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада
Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада...
"Эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду и дома".
Что такое семья? Это настоящий институт человеческих отношений. Разное влияние, которое идет из телевидения, радио, кино, влияют на отношения в семье. Семья-...
Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада
В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....