Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».
консультация (младшая группа) на тему
« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад по здоровью | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы Школа №1375 СП №5
Отчёт по годовой задаче.
Тема:
« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».
Подготовили:
Зинина И. С.
Абраменкова И. В.
Город Москва
Ноябрь 2017
Введение
Безопасность - этосостояниезащищенностижизненноважныхинтересовличности, обществаигосударстваотвнутреннихивнешнихугроз. Несчастныйслучайсребенкомнередкосвязанснесоблюдениемдолжныхмербезопасности. Поэтомуоченьважнообеспечитьбезопасностьдетейвбыту. Особенноподверженырискучрезвычайноподвижныедети. Именновдошкольномвозрастезакладываетсяфундаментжизненныхориентировоквокружающеммире, ивсе, чторебенокусвоитвдетскомсаду, прочноостанетсяснимнавсегда. Вотпочемунеобходимоучитьдетейбезопасномуповедениюбыту. Вэтомдолжныприниматьучастиеиродители, идошкольныеучреждения, авдальнейшем, конечноже, школаидругиеобразовательныеучреждения. Этопроблемапредставляетсянастолькоактуальной, чтопослужиламнеоснованиемдлявыбораданнойтемы, темойпосамообразованию.
Пояснительнаязаписка
Проблемабезопасностижизнедеятельностичеловекапризнаётсявовсёммире. Современнаяжизньдоказаланеобходимостьобеспечениябезопасностижизнедеятельностидетей. Обактуальностиданнойтемыможноговоритьмногоивсебудетглавное. Каксберечьздоровьедетей? Какпомочьразобратьсявмногообразиижизненныхситуаций? Какнаучитьпомогатьдругдругу? Ит.д. Анализируяпонятие«безопасность», мыпоймем: то, чтодлявзрослогонеявляетсяпроблемнойситуацией, дляребенкаможетстатьтаковой. Особуютревогумыиспытываемзамаленькихбеззащитныхграждан - дошколят. Спервыхлетжизнилюбознательностьребенка, егоактивностьввопросахпознанияокружающего, поощряемаявзрослым, поройстановитсянебезопаснымдлянего. Главнаязадачаорганизациижизнидетейвдетскомсаду–охранаихпсихическогоифизическогоздоровья. Малышпосвоимфизиологическимособенностямнеможетсамостоятельноопределитьвсюмеруопасности. Поэтомунавзрослогочеловекаприродойвозложенамиссиязащитысвоегоребёнка. Детямнужноразумнопомогатьизбегатьповреждений, ведьневозможновсёвремяводитьихзаруку, удерживатьвозлесебя. Считаетсянеобходимымсоздатьпедагогическиеусловиядляознакомлениядетейсразличнымивидамиопасностей.
Работанадпрограммойпрофессиональногосамообразованияпоможетмнерешитьследующие задачи:
-повыситьсобственныйуровеньзнанийпутёмизучениянеобходимойлитературы.
- разработатьперспективныйпланработысдетьми
- оформитьвгруппеуголокбезопасности: картотекаигр, иллюстрациипотеме.
- формироватьиразвиватьудетейцелостноевосприятиеокружающейсреды.
- активизироватьвзаимодействиесродителямипобезопасностидетейвбыту.
Цель: повышениесвоегопрофессиональногомастерства, компетентности, атакжесовершенствованиеусловийдляформированияудетейдошкольноговозрастаустойчивыхнавыковбезопасностиобеспечивающихсохранностьихжизнииздоровьявсовременныхусловияхбыта.улицы, транспорта, природы.
Задачи:
- Формироватьирасширятьпредставленияопричинахипоследствияхнеосторожногообращениясогнем; с колющими и режущими предметами;знакомитьдетейсправиламидорожногодвиженияиправиламибезопасногоповедениявбытуинаулице
- Обогащатьпредставлениедетейоздоровье, формироватьунихэлементарныепредставленияочеловеческоморганизме;
- Обучатьуходузасвоимтелом, навыкамиличнойгигиеныиоказанияэлементарнойпомощи.
- Рассматривать иллюстрации, рисунки, фотографии, использовать дидактическиеигры, знакомиться слитературнымипроизведениями, вкоторыхотраженыразличныеспособыповеденияисоответственномерыпредосторожности;
- Учитьдетейправильновестисебявтакихопасныхситуациях, какконтактысчужимилюдьми
;- Объяснятьправилаобщениясживотными;
Работапореализациипоставленныхцелиизадачосуществляетсяследующимобразом:
1. Первичныймониторингдетей, родителей, педагоговповопросамосновбезопасностижизнедеятельностииздоровогообразажизни: вДОУ, семье.
2. Изучениенаучно-методическойлитературы, передовогопедагогическогоопытапоформированиюудетейосновбезопасностииздоровогообразажизни.
3.СоставлениеперспективногопланаработыпоОБЖиЗОЖсдетьмиразноговозраста.
4. Созданиепредметно-развивающейсредывгруппе: подбордидактическихигр, картинокииллюстраций (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовыеприборы, опасныеситуации, опасныепредметы), художественнойлитературы«Книги, которыеучат», коллекции«Опасныепредметы»ит.п.
5. Разработкаимоделированиеигровыхситуаций, экскурсий, наблюдений
6. Изготовлениедидактическихигр.
Работасродителями—одноизважнейшихнаправленийвоспитательно-образовательнойработывДОУ. Дляблагополучияребенкаоченьважновыработатьчеткуюстратегиюсотрудничества. Ведькругпроблем, связанныхсбезопасностьюребенка, невозможнорешитьтольковрамкахдетскогосада. Активноевовлечениеродителейвпроцесспознанияиосвоениядетьминавыковздоровогообразажизни, безопасногоповедениянаулицеивбытупроисходитнародительскихсобраниях, консультациях. Цельработысродителями—объяснитьактуальность, важностьпроблемыбезопасностидетей, повыситьобразовательныйуровеньродителейподаннойпроблеме, обозначитькругправил, скоторыминеобходимознакомитьпреждевсеговсемье.
Современнаяжизньдоказываетнеобходимостьобеспечениябезопаснойжизнедеятельности, требуетобучениясотрудниковдетскогосада, ихродителейидетейбезопасномуповедениювсложныхусловияхсоциального, техногенного, природногоиэкологическогонеблагополучия. Мыпрекраснопонимаемчто, самаянезащищеннаяиуязвимаячастьнашегонаселения–дети. Познаваяокружающиймир, оничастосталкиваютсясопасностямиистановятсяжертвамисвоегонезнания, беспечностиилегкомыслия. Детскийсадведётбольшуюработувэтомнаправлении, ищетпоискиновыхподходовкмоделированиюсистемыбезопасностиижизнедеятельностидошкольников. Исходяизособенностейвосприятияипониманиядетьмиинформации, можновыделитьследующиеосновныеформыработыподаннойпроблеме:
∙ознакомлениесправиламибезопасностинаспециально- организованныхзанятиях;
∙ознакомлениесправиламибезопасностипосредствомчтенияиобсуждениялитературныхпроизведений, познавательныхбесед;
∙организациятематическихконкурсовдетскихрисунковиподелок;
∙использованиетематическихальбомовиплакатов, дидактическихигрипособий;
∙встречисинтереснымилюдьмипрофессии«пожарный», «полицейский», «врач», идр.;
∙игры-драматизации, развлечения;
∙познавательныеминутки;
∙проекты.
Технологияпредполагаеткомплексметодовознакомлениядетейсосновамибезопасности, вчастности:
Методнаблюдение.Особоеместозанимаетнаблюдение. Онообогащаетсоциальныйопытребенка. Что - быниделалребенок, онвсегданаблюдаетивсезапоминает (поведениевзрослыхвопасныхситуациях, взаимоотношениясдругимилюдьми). Процесснаблюденияуребенкавсегдаактивен, дажеесливнешнеэтаактивностьвыражаетсяслабо. Именноизнегоребенокчерпает«материал»дляформирующегомиропонимания, длясвоей«картинымира». Вэтукартинумираможетвойтинетолькоположительное, ноито, чтомалышубылобывидетьпедагогическинецелесообразно. Наблюдениестимулируетразвитиепознавательныхинтересов, рождаетизакрепляетправилаобращениясопаснымипредметами. Важнаиспециальнаяорганизациянаблюденийзаповедениемносителейнормы.
Методсравнения.Детимогутсравнить: огоньэтохорошоилиогоньэтоплохо. Прииспользованииэтогометоданеобходимоопределить, скакогосравненияначинать - сосравненияпосходствуилисравненияпоконтрасту. Сравнениепоконтрастудаётсядетямлегче, чемпоподобию. Методсравненияпомогаетдетямвыполнятьзаданиянагруппировкуиклассификацию. Длятогочтобыгруппировать, классифицироватьпредметы, явления, требуютсяуменияанализировать, обобщать, выделятьсущественныепризнаки. Всеэтоспособствуетосознанномуусвоениюматериалаивызываетинтерескнему. Например: детямпредлагаюизображениянакартинках, даетсязаданиеотобратьпредметы, которыебудутнужныпожарномупритушениипожараиотобратьпредметы, которыегорят. Приемклассификацииспособствуетпознавательнойактивности, еслииспользуетсянекаксамоцель, авконтекстеблизкойипонятнойдляребенказадачи: отобратьпредметыдлятематическойвыставки, картинкидляальбомаит.д.
Методмоделированияситуаций.Моделированиетакихситуаций: дымвгруппе, дымизсоседнегодома, прорваловодопровод, чтотыбудешьделать, подайножницыправильно, нашелтаблеткувгруппе, твоидействия. Моделированиеситуацийдаетребенкупрактическиеуменияприменитьполученныезнаниянаделеиразвиваетмышление, воображениеиготовитребенкакумениювыбратьсяизэкстремальныхситуацийвжизни. Дляразвитиявоображенияитворческогоначалаважноставитьдетейвситуациюпоискарешениялогическихипрактическихзадач. Вмладшейгруппепредлагаютсяэлементарныепроблемныеситуации, новсякийразусложняядлядетейзадачу. Детейстаршегодошкольноговозрастацелесообразнонаучитьсоставлятьплан - картугруппы, участкадошкольногоучреждения, дорогивдетскийсадидажемодельмикрорайона. Детиучатсярасполагатьпредметывпространстве, соотноситьих, «читать»картувпроцессезаданийтипа«Составимплан - картугрупповойкомнатыиотметимопасныеместакраснымикружочками».
Методповторения.Важнейшийдидактическийпринцип, безприменениякоторогонельзяговоритьопрочностиусвоениязнанийивоспитаниичувств. Назанятиионможетвыступатькакведущийметодилиметодическийприём. Отдетейтребуетсяумениеопределятьто, чтоониусвоили. Повторениеприводиткпоявлениюобобщений, способствуетсамостоятельномуформулированиювыводов, повышаетпознавательнуюактивность.
Игровыеприемы.Повышаюткачествоусвоенияпознавательногоматериалаиспособствуютзакреплениючувств. Однимизприемовможетбытьвоображаемаяситуация: воображаемоепутешествиевлес, какая-нибудьнестандартнаяситуациявкоторуюпопалиперсонажи. «КнамвгостипришелНезнайка, давайтеемурасскажемобопасныхситуацияхвгруппеидома». Игроваяситуацияраскрепощаетдетей, снимаетобязательностьизученияиделаетэтотпроцессестественнымиинтересным. Например: «Какбудтобыкнамвгородприехалчеловек, которыйникогдаздесьнебыл. Чтомыемупокажемвгрупповойкомнате, какрасскажемобосновахбезопасностивгруппе, научастке?»Повышениюэмоциональнойактивностипомогаютигры-драматизации, которыеможновключатьвзанятия (послепрочтенияхудожественногопроизведения, приподготовкеконцерта). Придумываниесказокиисторийнаразныетемы. Придумаемсказку«Какябылсветофоромнаперекрестке…». Повышениюактивностидетейпомогаютигры-драматизации, которыеможновключатьвзанятия (послепрочтенияхудожественногопроизведения«Кошкиндом», приподготовкеразвлечения). Сильноевоздействиеначувстваоказываетсочетаниеразнообразныхсредствнаодномзанятии. Например: чтениехудожественногопроизведенияспоследующимрассматриваниемиллюстрацийиликартин; чтениеипоследующаяизобразительнаядеятельность. Взависимостиотцелизанятия, возрастныхособенностейдетейвоспитательотбирает 3 художественныесредстваипродумываетприемы, усиливающиевоздействиеэтихсредствнаэмоциональнуюсферуребенка.
Следуетсказатьосредствахознакомлениядетейсосновамибезопасности:Впервуюочередьэто - самасоциальнаядействительность. Онанетолькообъектизучения, ноисредство, воздействующеенаребенка, питающееегоумидушу. Поэтомуважнымизадачамиявляютсяанализиотборизсоциальногоокружениятакогосодержания, котороенесетвсеберазвивающийпотенциалиможетстатьсредствомприобщенияребенкаксоциальномумиру. Вовремяэкскурсийобращаетсявниманиедетейна«социальныйпортрет»окружения, вкоторомнаходитсядошкольноеучреждение. Втакой«социальныйпортрет»входят: описаниесоциальныхобъектовближайшегоокружения (школа, магазин, библиотека, детскаяполиклиника); переченьулиц.Предметырукотворногомира. Мирразнообразен, поэтомуипредметы, окружающиеребёнка, должныбытьразнообразнымипосвойствам, качествам, функциям. Детимогутнезамечатьпредметы, неинтересоватьсяимидотехпор, покавынеукажетенаних, несоздавусловиядлядействийспредметами. Лишьвэтомслучаепредметсубъективно - дляданногоребенка - станетсредствомпознаниямира. Вгруппеестьпредметы, которыемогутоказатьсяопаснымидляжизнидетей: электрическиерозетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос.Померепознанияпредметногомираребеноковладеваетумениемразличатьопасныеибезопасныедлянегопредметы, выделятьполезныеиинтересные, осваиваетспособыдействиясними, умениеориентироватьсявмирепредметов. Поповодуэтихпредметовведутсябеседы, рассуждения. Какиеещеопасностиспрятанывгруппедопорыдовремени?
Художественнаялитература.Вгруппахотбираютсялитературныепроизведенияразныхжанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особоеместоуделяетсясказке. Сказкаспособствуетразвитиюсердечныхчувств, благородствудуши, желаниедоставлятьлюдямрадость. Картинкивкнигахтожемогутстатьсредствомприобщениядетейкознакомлениюосновбезопасности, таккакконкретизируютегочерезнаглядность, образность.
Игра.Даётребёнку«доступныедлянегоспособымоделированияокружающейжизни, которыеделаютвозможнымосвоение, казалосьбы, недосягаемойдлянегодействительности». Отсодержанияигрызависятпоступкидетейвтехилииныхситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.
И з о б р а з и т е л ь н а я д е я т е л ь н о с т ь ( р и с о в а н и е , л е п к а , аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, котороепостроенонаработевоображения, наотображениисвоихнаблюдений, атакжевпечатлений, полученныхчерезслово, картинкуидругиевидыискусства. Мальчики, рисуяпожарных, изображаютсебяпожарными. Оттого, какребёноквоспринималсоциальныеявления, какоеунегосложилосьотношение, будетзависетьхарактеризображенияэтихявлений, выборцвета, расположениепредметовналисте, ихвзаимосвязь. Ковторойгруппеотносятсявидыдеятельности, которыедаютвозможностьребенкуприобщатьсякмирулюдейвреальномплане.
Предметнаядеятельность, труд, наблюдения.Предметнаядеятельностьудовлетворяетвопределенныйпериодразвитияребенкаегопознавательныеинтересы, помогаеториентироватьсявокружающеммире. Вгруппедолжныбытьпредметы, спомощьюкоторыхребенокзнакомитсясправиламибезопасногообращениясними. Этоколюще-режущиепредметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).Труд.Ребёнокначинаетподражатьвзрослым, делаяпопыткиподместипол, постиратькукольноебельё, протеретьпыль. Помереприобретениятрудовыхумений, ребёнокприобретаетчувствоуверенности.
Досуговыемероприятия - этовсегдапраздникдлядетей, используютсяразличныеформы: праздники, викторины, спортивно-игровыепрограммы, досуги, развлечения. Учебнаядеятельность. Впроцессеобученияназанятияхребенокимеетвозможностьприобретатьзнанияподруководствомвзрослогочеловека, которыйорганизуетсообщениезнаний, иконтролируетихусвоениедетьми, вноситнеобходимуюкоррекцию.
Такимобразом, ребенокзнакомитсясосновамибезопасностиспомощьюразнообразныхсредств, через интеграцию всех образовательных областей.Именноонистановятсяисточникамипознаниямира. Каждоесредствоважносамопосебе, ивовзаимосвязисдругимисредствами, организованнымивединыйпедагогическийпроцесс. Однойизосновныхзадач, которыедолженрешитьпедагог, ставящийпередсобойцельюформированиеосновбезопасногоповеденияудошкольников, это–созданиеопределенныхусловий. Врешенииданнойзадачиболееактуалендеятельностиподход - какусловиепоознакомлениюдетейсосновамибезопасности. Именнодеятельностиподходявляетсяодновременноусловиемисредством, обеспечивающимребёнкувозможностьактивнопознаватьокружающийегомирисамомустановитьсячастьюэтогомира. Деятельность, особенносовместная, являетсясвоегородашколойпередачисоциальногоопыта. Ненасловах, анаделеребёноквидитипонимает, какиеопасностиокружаютеговокруг, какиеправилаирекомендациинеобходимовыполнять. Деятельностьобеспечиваетусловиедляформированиямногихличностныхкачеств. Ребёнокучитсясопереживанию, переживанию, овладеваетумениемпроявлятьсвоёотношениеиотражатьэтовпоступкахинаделевразныхопасныхситуациях. Всвоюочередьнеобходимоиспользоватькаждуювозможность, чтобыпохвалитьдетейзахорошийпоступок, засоблюдениезапретов. Пространственно - предметноеокружение. Вгруппесоздаетсяпространство, гдедетимогутпознакомитьсясразнымматериаломпоосновамбезопасности: разныеальбомынаданнуютему, детскиерисунки, настольно-печатныеигры, картины, наборыиллюстраций, разныевидытеатра, художественнаялитература, видеофильмы, сборникистихов, загадок, пословиц, атрибутыксюжетно-ролевойигре«Юныепожарные»ит.д. Проводясистемнуюработупоознакомлениюдетейсосновамибезопасности, можнодобитьсятого, чтодетипродемонстрируютвысокийуровеньзнанийиуменийврешениипоставленныхзадач. Удетейпоявитсястремлениерасширятьсвойкругозорподаннойтеме, желаниевыявлятьивникатьвсуществующиевнашеммиресвязииотношения. Онинаучатсявыделятьосновнойкругопасныхпредметовдомашнегообихода, будутиметьполные, точныепредставленияомерахпредосторожности, пониматьиаргументироватьзначимостьихсоблюдения; будутзнать, какизбежатьопасностиивыйтиизсложившейсяситуации. Появитсяпотребностьутвердитьсявсвоемотношениикокружающейдействительности, следоватьправиламповедениявопределенныхситуациях. Этимсамыммысохраняемжизньиздоровьедетей, способствуемформированиюосознанногоповедениявопасныхситуациях.
На сегодняшний день, работая с детьми младшего возраста 3-4 года, мы начали и будем продолжать в дальнейшем реализовывать поставленные задачи и добиваться положительных результатов в сохранении и укреплении физического и эмоционально- психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования 2018-2019 года «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад» Клюева Светлана Александровна
Актуальность:Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. В современных условиях, в св...
«Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...
Конспект по теме самообразования в старшей группе № 11 «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Одним из главных условий пребывания детей в детском саду является их безопасность.Цель: Формирование у воспитанников обеспечения безопасности жизнедеятельности.В течение года во время проводимых мероп...
Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО....
« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Современная система образования определяет ребенка как активного участника образовательного процесса, который должен иметь возможность свободу самовыражения, выбора приоритетных направлений развития и...
Презентация «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
1 слайд. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необхо...