Консультация для педагогов " Детская тревожность"
консультация на тему

Понуровская Юлия Борисовна

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnostdetey.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов « Детская тревожность»

подготовила и провела Понуровская  Ю.Б.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Критерии определения тревожности у ребенка: 

  • Постоянное беспокойство
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
  • Раздражительность
  • Нарушение сна

Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности: 

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнует
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдерживать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

За каждый пункт ставится один балл.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Trevojnost2.jpg

Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей.

Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.

М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

Правила работы с тревожными детьми, для родителей 

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Зачастую родители совершают непоправимые ошибки в борьбе против вредной привычки. Они стараются привычку подавить – наказывают, стыдят, рассказывая, как это плохо и что другие будут смеяться. Но это не методы! Таким образом, вы только закрепите привычку. Так как отучить ребенка сосать палец? Попробуйте следующее:

  1. «Главней всего погода в доме…» – как поется в известной песне. Нормализуйте климат в семье. Постарайтесь не выяснять отношений и не ссориться при ребенке. Нестабильная психологическая атмосфера в семье – стресс для ребенка, что заставляет его искать утешения, в частности, сосание пальчика.
  2. Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания – играйте с ним, дурачьтесь, обнимайте его, тискайте.
  3. Внимательно следите за настроением ребенка. Важно вовремя заметить испуг, тревогу и помочь успокоиться. Помогут объятия, поглаживания, ласковая песенка или просмотр с вами мультиков для детей.
  4. Длительное грудное вскармливание дает ребенку чувство уверенности, защиты, заботы внимания и ласки. Так что постарайтесь подольше сохранить грудное вскармливание.
  5. Постарайтесь не акцентировать внимание на вредной привычке, а незаметно отвлеките кроху, например, предложите ему помочь вам подмести или помыть посуду.
  6. Делайте жизнь ребенка разнообразной, насыщенной различными играми и впечатлениями. Организовывайте для ребенка поход в кукольный театр, в цирк, в зоопарк. Конечно, во всем должна быть мера, поэтому активный отдых должен сменяться более спокойными играми и занятиями.
  7. Если ваш ребенок грызет ногти, то это свидетельствует о его эмоциональной и умственной перегруженности, о высоком уровне тревожности – постарайтесь уменьшить интеллектуальные нагрузки.
  8. Контролируйте процесс просмотра ребенком телевизора. Исключите из просмотра боевики, жестокие мультфильмы и фильмы, новости. Это же касается и компьютера, пусть ребенок больше играет в какие-нибудь развивающие игры, нежели в «стрелялки».
  9. Если ваш ребенок усыпает с пальцем во рту, то, как только сон вашего малыша станет крепким, вытащите пальчик.

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов 

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше.
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...

Консультация для родителей «Детская тревожность или как победить чувство тревоги»

Консультация для родителей«Детская тревожность или как победить чувство тревоги»...

Консультация для родителей : "Детская тревожность"

Эта тема становится всё актуальнее, потому - что такое явление как " детская тревожность" к сожалению, с каждым годом увеличивается. Эта консультация поможет родителям определить тревожен ли...

Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".

Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенк...

Консультация для родителей "Детская тревожность"

Тревожность – чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения. Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, невыполнимые для ребенка. Иногда э...

Консультация для родителей «Детская тревожность или как победить чувство тревоги»

Как правило, взрослые люди по своему характеру и темпераменту очень отличаются друг от друга, следовательно, наши детки тоже разные. Можно разделить на три категории детей по характеру: первая ка...

Консультация для родителей Детская тревожность или как победить чувство тревоги

Консультация для родителей«Детская тревожность или как победить чувство тревоги» Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая...