Консультация для педагогов " Детская тревожность"
консультация на тему
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnostdetey.docx | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов « Детская тревожность»
подготовила и провела Понуровская Ю.Б.
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Критерии определения тревожности у ребенка:
- Постоянное беспокойство
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
- Раздражительность
- Нарушение сна
Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожности:
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему сняться страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнует
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдерживать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
За каждый пункт ставится один балл.
Высокая тревожность – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.
Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.
Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей.
Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.
М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.
В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.
Правила работы с тревожными детьми, для родителей
- Избегать публичных порицаний и замечаний!
- Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
- Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
- Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
- Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
- Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
- Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
- Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
- Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
Зачастую родители совершают непоправимые ошибки в борьбе против вредной привычки. Они стараются привычку подавить – наказывают, стыдят, рассказывая, как это плохо и что другие будут смеяться. Но это не методы! Таким образом, вы только закрепите привычку. Так как отучить ребенка сосать палец? Попробуйте следующее:
- «Главней всего погода в доме…» – как поется в известной песне. Нормализуйте климат в семье. Постарайтесь не выяснять отношений и не ссориться при ребенке. Нестабильная психологическая атмосфера в семье – стресс для ребенка, что заставляет его искать утешения, в частности, сосание пальчика.
- Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания – играйте с ним, дурачьтесь, обнимайте его, тискайте.
- Внимательно следите за настроением ребенка. Важно вовремя заметить испуг, тревогу и помочь успокоиться. Помогут объятия, поглаживания, ласковая песенка или просмотр с вами мультиков для детей.
- Длительное грудное вскармливание дает ребенку чувство уверенности, защиты, заботы внимания и ласки. Так что постарайтесь подольше сохранить грудное вскармливание.
- Постарайтесь не акцентировать внимание на вредной привычке, а незаметно отвлеките кроху, например, предложите ему помочь вам подмести или помыть посуду.
- Делайте жизнь ребенка разнообразной, насыщенной различными играми и впечатлениями. Организовывайте для ребенка поход в кукольный театр, в цирк, в зоопарк. Конечно, во всем должна быть мера, поэтому активный отдых должен сменяться более спокойными играми и занятиями.
- Если ваш ребенок грызет ногти, то это свидетельствует о его эмоциональной и умственной перегруженности, о высоком уровне тревожности – постарайтесь уменьшить интеллектуальные нагрузки.
- Контролируйте процесс просмотра ребенком телевизора. Исключите из просмотра боевики, жестокие мультфильмы и фильмы, новости. Это же касается и компьютера, пусть ребенок больше играет в какие-нибудь развивающие игры, нежели в «стрелялки».
- Если ваш ребенок усыпает с пальцем во рту, то, как только сон вашего малыша станет крепким, вытащите пальчик.
Правила работы с тревожными детьми, для педагогов
- Избегать публичных порицаний и замечаний!
- Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше.
- Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
- Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
- Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
- Использовать наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижать ребенка, наказывая его.
- Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
- Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
- Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
- Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….
- Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
- Не торопить! Давать время сообразить.
- Когда торопится, останавливать, успокаивать.
- При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Чаще используйте телесный контакт.
- Упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...
Консультация для родителей «Детская тревожность или как победить чувство тревоги»
Консультация для родителей«Детская тревожность или как победить чувство тревоги»...
Консультация для родителей : "Детская тревожность"
Эта тема становится всё актуальнее, потому - что такое явление как " детская тревожность" к сожалению, с каждым годом увеличивается. Эта консультация поможет родителям определить тревожен ли...
Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".
Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенк...
Консультация для родителей "Детская тревожность"
Тревожность – чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения. Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, невыполнимые для ребенка. Иногда э...
Консультация для родителей «Детская тревожность или как победить чувство тревоги»
Как правило, взрослые люди по своему характеру и темпераменту очень отличаются друг от друга, следовательно, наши детки тоже разные. Можно разделить на три категории детей по характеру: первая ка...
Консультация для родителей Детская тревожность или как победить чувство тревоги
Консультация для родителей«Детская тревожность или как победить чувство тревоги» Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая...