ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
статья на тему

Юрьева Надежда Глебовна

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

        Эту радость ему несут успех, осознание своей
умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим.
В. А. Сухомлинский

«ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества»

 Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше.    

 Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное  качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.                                                                                                                                          
          Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.  Работая вместе с  детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.
          Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, мы заботимся  о том, чтобы он был трудолюбивым.

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1.  ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне. 

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки,  книжки - малышки, игровой материал и пр.).

В нашем учреждении особое внимание  уделяется  работе с родителями в этом направлении. Мы объясняем родителям, что очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье. Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность.

Для того чтобы выяснить, какой деятельностью ребенок занят дома, можно предложить детям нарисовать рисунок «Чем я был занят в выходной день?» Результаты такой диагностики первоначально покажут, как дети проводят свободное время, вовлечены ли они в трудовую деятельность дома. Наш опыт показывает, что дети пассивно проводят большую часть своего времени. После этого мы провели родительское собрание, на котором продемонстрировали родителям видеофильм (можно «Фотоотчет») о труде детей в детском саду, рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье.

Предложили оказание простейшей помощи во взрослых делах. Решили каждую неделю в группах размещать на стенде бюллетень для родителей «Что мы умеем и чему учимся», для того чтобы родители знали, какие навыки мы прививаем в детском саду, и закрепляли их дома. Через некоторое время мы вновь провели диагностику с помощью рисунка. Новые результаты показали, что в трудовой деятельности дома участвует большее количество детей. На рисунках появились изображения детей и родителей в совместной деятельности. Такие результаты радовали не только нас, но и детей с родителями, ведь в совместной деятельности они получают также радость общения.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

На следующем этапе мы знакомим детей с трудом взрослых. Ведь согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, разработала перспективное планирование по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Исходя из этого, поставила следующие задачи:

  1. Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
  2. Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
  3. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
  4. Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.
  5. В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.

С родителями составили план мероприятий по ознакомлению с трудом

взрослых.

п.п.

Проводимые мероприятия

Срок

         Что узнали нового

11

Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей).

Ноябрь

Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

22

Экскурсия в процедурный кабине (бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод).

Ноябрь

Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

33

Беседа со швеей (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина).

Декабрь

Постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду шьет швея.

44

Беседа с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, нитки, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок).

Декабрь

Кроме работы, люди отдыхают. Отдых заполняют интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, выжигание по дереву, коллекционирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера    (рисунки, картины, вышивки, поделки).

55

Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки).

Январь

Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

66

Экскурсия в ателье (разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало).

Февраль

Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит.  В примерочной делают примерки одежды.

77

Беседа с увлеченным человеком – огород (рассада, удобрения, грядки, семена)

Февраль

Увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.

88

Беседа с плотником, знакомство с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).

Март

В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

99

Экскурсия в аптеку (полочки, лекарства, бутылочки, коробочки, микстуры, мази, настойки и др.).

Март

Лекарства аккуратно выставлены на полках, некоторые находятся в холодильнике. Провизоры в белых халатах, как врачи.

110.

Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор).

Апрель

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.

111.

Беседа с инспектором ДПС (пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС).

Апрель

Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

112.

Беседа с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка)

Май

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид.

113.

Экскурсия в магазин (продавец, прилавок, продукты, хлеб, весы и др.)

Май

Магазины бывают разные: «Продукты», «Хлеб», «Игрушки», «Супермаркет», «Гипермаркет» и др. Продавец продает, завешивает, считает деньги.  

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.

    Мы просим  родителей  помнить, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Список литературы:

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.

2. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех» Правление о-ва «Знание» России,1994, 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в трудовом воспитании

Роль семьи в трудовом воспитании...

Консультация для родителей «Семья и трудовое воспитание ребенка»

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития малыша....

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...