Моя семья.
рабочая программа по теме
Парциальная программа для дошкольных организаций
МОЯ СЕМЬЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_semya.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа для дошкольных организаций
МОЯ СЕМЬЯ
Программа «Моя семья» (далее – Программа) является частью комплексной программы формирования базовых семейных ценностей, рассчитанной на реализацию последовательно на каждом уровне образования, начиная с дошкольного, и имеет преемственный характер. Программа может быть реализована как в комплексе, так и как отдельный модуль, как парциальная программа дошкольного образования, относящаяся к части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа рассчитана на дошкольников старшей и подготовительной групп и их родителей, но может также быть реализована в разновозрастных группах дошкольных образовательных организаций.
Актуальность
Актуальность Программы заключается в следующем:
Программа направлена на формирование традиционных семейных ценностей, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе;
Программа опирается на основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в частности на принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
Программа и все её компоненты полностью соответствует ФГОС ДО.
Цель:
Формирование у детей социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству; бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа; подготовка обучающихся к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи.
Задачи:
- совершенствование региональной системы работы по формированию у детей семейных ценностей;
- изучение возможностей социума, общественности в решении данной проблемы;
- анализ воспитательного потенциала учебных предметов по формированию семейных ценностей;
- ознакомлении детей с базовыми понятиями, отражающими нормы и ценности семьи;
- формирование у учащихся бережного отношения к жизни человека;
- развитие интереса к истории рода, родного края, Отечества;
- создание благоприятных условий для формирования у обучающихся персональной системы ценностей семьи;
- формирование потребности в психологической безопасности в сфере семейных взаимоотношений;
- формирование у родителей ответственного отношения к своим родительским обязанностям, снижение рисков семейного неблагополучия.
Ожидаемые результаты:
В работе образовательной организации:
- будет создана система работы по формированию у детей семейных ценностей, у родителей ответственного отношения к родительским обязанностям;
- включение родителей (законных представителей) в развитие и проектирование школьного уклада, внутришкольной социальной среды
В работе с детьми будут сформированы:
- принятие не только ценности семьи, рождения и воспитания детей, но и семейных отношений в целом как основы психологической безопасности и благополучия личности;
- интерес к истории, традициям семьи, Отечества;
- бережное и ответственное отношение к старшим и младшим членам семьи; к жизни человека;
- потребность в самореализации в разнообразных видах деятельности;
- личностная система семейных ценностей.
В работе с родителями произойдет:
- повышение психолого-педагогической компетентности и культуры;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- развитие креативности;
- оптимизация отношений родитель-педагог; родитель-ребенок-педагог;
- снижение риска семейного неблагополучия и формирование комфортных условий для личностного роста и развития ребенка
Основы проектирования Программы
Работа с родителями
События | Виды работ | Возможные формы |
Моделирование индивидуальных траекторий взаимодействия с семьями воспитанников | Изучение семьи, её запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных установок | Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи; Беседа; Наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком; Анкетирование; |
Анализ проблем, подбор форм работы с семьей | ||
Предложение и согласование с членами семьи воспитанника возможных форм участия в Программе | Беседа; Консультирование родителей | |
Формирование у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата | Родительское собрание; Беседа; Консультация; Школа для родителей; Тренинг; Имитационная игра | |
Обогащение родителей знаниями по психологии, педагогике и педагогической этике | Родительское собрание; Круглый стол; Беседа; Родительский клуб; Школа для родителей | |
Расширение спектра форм и методов передачи ребенку положительных образцов семейного поведения, отношений, деятельности | Преодоление негативных стереотипов семейного взаимодействия | Тренинг Деловая игра; Имитационная игра |
Наработка эффективных форм и методов передачи ребенку образцов поведения, отношений, деятельности | Тренинг; Деловая игра; Имитационная игра | |
Расширение арсенала форм взаимодействия с ребенком | Совместный детско-родительский тренинг; Праздники; Совместные досуги; Экскурсии; Совместная продуктивная деятельность; Семейный клуб; Совместный бытовой труд; Совместная познавательно-исследовательская деятельность; Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д. |
Работа с детьми
Событие | Виды работ | Возможные формы |
Формирование когнитивного компонента ценностных ориентаций, связанных с семьей | Формирование и расширение знаний дошкольников о семейных ценностях, нормах семейного поведения | Беседа; Дидактические игры; Имитационные игры; Ролевая игра |
Формирование базовых понятий «семья», «любовь», «добро», «близкие», «родственники» и т.д. | Беседа; Дидактические игры; Имитационные игры | |
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между поступками и их результатами | Естественные ситуации, требующие нравственного выбора; Беседа; Дидактические игры; Имитационные игры Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации | |
Формирование эмотивного компонента ценностных ориентаций | Создание положительного образа семьи | Праздники; Совместные досуги; Экскурсии; Совместная продуктивная деятельность; Семейный клуб; Совместный бытовой труд; Совместная познавательно-исследовательская деятельность; Драматизация; Театрализация |
Организация условий получения ребенком положительного переживания, связанного с семейным взаимодействием | Совместный детско-родительский тренинг; Праздники; Совместные досуги; Экскурсии; Совместная продуктивная деятельность; Семейный клуб; Совместный бытовой труд; Совместная познавательно-исследовательская деятельность; Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д. | |
Создание условий для получения удовольствия, переживаемого ребенком при совершении правильного поступка и страдания из-за проступка | Естественные ситуации, требующие нравственного выбора; Имитационные игры; Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации | |
Создание условий для интериоризации положительного, эмоционально значимого образа семьи | Специальные игровые формы деятельности, в том числе с нравственным содержанием; Ролевая игра; Драматизации; Театрализация Продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование и др) | |
Формирование поведенческого компонента ценностных ориентаций | Формирование у дошкольника базовых потребностей в принадлежности к семье, общении, любви | |
Формирование внутренних регуляторов поведения на основе семейных ценностей | ||
Создание условий для интериоризации разнообразных положительных образцов реагирования на разные ситуации в семье | ||
Обеспечение условий для получения ребенком положительного опыта семейного взаимодействия, образцов поведения, взаимоотношения и деятельности | Совместный детско-родительский тренинг; Праздники; Совместные досуги; Экскурсии; Совместная продуктивная деятельность; Семейный клуб; Совместный бытовой труд; Совместная познавательно-исследовательская деятельность; Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации |
Тематическое планирование
Сроки | Мероприятие | Форма проведения | Ценностные установки / Ожидаемый результат |
Сентябрь | Проведение тестов - рисунков: «Моя семья». | Практическая работа/Рисунок | Получение информации: о членах семьи, об «атмосфере» в семье, о взаимоотношениях в семье, о статусе ребенка. |
Родительское собрание. | |||
Октябрь | Занятие «Я-человек. Мои права». | Беседа, Презентация. | Формирование бережного отношения к семье. |
Праздник осени. | Театрализованное представление | Формирование бережного и ответственного отношения к старшему поколению. | |
«Дары осени». | Конкурс лучших работ из овощей и фруктов | Создание благоприятных условий для формирования у младших школьников персональной системы ценностей семьи. | |
Ноябрь | «Семья» | Сочинение о своей семье. | Формирование уважительного отношения к родителям, любовь, чувство благодарности. |
День Матери. | Творческая работа, стихотворение, открытка, подарок | ||
Декабрь | Родительское собрание. «Новый год» | Театрализованное представление | Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников персональной системы ценностей семьи. |
Январь | Рождество | Конкурсная работа (поделки) | Формирование потребности в самореализации в разнообразных видах деятельности. |
Февраль | «Масленица». | Театрализованное представление, фотовыставка | Формирование ценности семьи, ценности семейных отношений, взаимопомощь. |
«Сильные, смелые, ловкие» | Соревнование. Изготовление поделки для папы | ||
Март | 8 марта | Праздничное мероприятие, изготовление подарков для мам и бабушек. | Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. |
Подбор детской литературы для чтения с последующим обсуждением. | Путешествие в библиотеку | Формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. | |
Апрель | «День открытых дверей» | Родители в детском саду | Формирование потребности в самореализации в разнообразных видах деятельности. Поддержка семейных традиций. |
Май | День Победы «Помним тех, кто не нами». | Составление презентация, рассказов | Формирование представления о нравственном долге младших перед старшими. |
Родительское собрание | Формирование потребности в самореализации в разнообразных видах деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....