Моя семья.
рабочая программа по теме

Карякина Ирина Алексеевна

Парциальная программа для дошкольных организаций

МОЯ СЕМЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_semya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа для дошкольных организаций

МОЯ СЕМЬЯ

Программа  «Моя семья» (далее – Программа) является частью комплексной программы формирования базовых семейных ценностей, рассчитанной на реализацию последовательно на каждом уровне образования, начиная с дошкольного, и имеет преемственный характер. Программа может быть реализована как в комплексе, так и как отдельный модуль, как парциальная программа дошкольного образования, относящаяся к части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа рассчитана на дошкольников  старшей и подготовительной групп и их родителей, но может также быть реализована в разновозрастных группах дошкольных образовательных организаций.

Актуальность

Актуальность Программы заключается в следующем:

Программа направлена на формирование традиционных семейных ценностей, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе;

Программа опирается на основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в частности на  принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

Программа и все её компоненты полностью соответствует ФГОС ДО.

Цель:         

Формирование у детей социально-ценностного отношения к семье как первоосновы  принадлежности к народу, Отечеству; бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа; подготовка обучающихся к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи.

Задачи:

- совершенствование региональной  системы работы по формированию у детей семейных ценностей;

- изучение возможностей социума, общественности в решении данной проблемы;

- анализ воспитательного потенциала учебных предметов по формированию семейных ценностей;

- ознакомлении  детей с базовыми понятиями, отражающими нормы и ценности семьи;

-   формирование у учащихся бережного отношения к жизни человека;

-   развитие интереса к истории рода, родного края, Отечества;

- создание благоприятных условий для формирования у обучающихся персональной системы ценностей семьи;

- формирование потребности в психологической безопасности в сфере семейных взаимоотношений;

- формирование у родителей ответственного отношения к своим родительским обязанностям, снижение рисков семейного неблагополучия.

Ожидаемые результаты:

В работе образовательной организации:

- будет создана система работы по формированию у детей семейных ценностей, у родителей ответственного отношения к родительским обязанностям;

- включение родителей (законных представителей) в развитие и проектирование школьного уклада,  внутришкольной социальной среды

В работе с детьми будут сформированы:

- принятие не только ценности семьи, рождения и воспитания детей, но и семейных отношений в целом как основы психологической безопасности и благополучия личности;

- интерес к истории, традициям семьи, Отечества;

- бережное и ответственное отношение к старшим и младшим членам семьи; к жизни человека;

- потребность в самореализации в разнообразных видах деятельности;

- личностная система семейных ценностей.

В работе с родителями произойдет:

- повышение психолого-педагогической компетентности и культуры;

 - оптимизация детско-родительских отношений;

- развитие креативности;

- оптимизация отношений родитель-педагог; родитель-ребенок-педагог;

- снижение риска семейного неблагополучия и формирование комфортных условий для личностного роста и развития ребенка

Основы проектирования Программы

Работа с родителями

События

Виды работ

Возможные формы        

Моделирование индивидуальных траекторий взаимодействия с семьями воспитанников

Изучение семьи, её запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных установок

Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;

Беседа;

Наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком;

Анкетирование;

Анализ проблем, подбор форм работы с семьей

Предложение и согласование с членами семьи воспитанника возможных форм участия в Программе

Беседа;

Консультирование родителей

Формирование у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата

Родительское собрание;

Беседа;

Консультация;

Школа для родителей;

Тренинг;

Имитационная игра

Обогащение родителей знаниями по психологии, педагогике и педагогической этике

Родительское собрание;

Круглый стол;

Беседа;

Родительский клуб;

Школа для родителей

Расширение спектра форм и методов передачи ребенку положительных образцов семейного поведения, отношений, деятельности

Преодоление негативных стереотипов семейного взаимодействия

Тренинг

Деловая игра;

Имитационная игра

Наработка эффективных форм и методов передачи ребенку образцов поведения, отношений, деятельности

Тренинг;

Деловая игра;

Имитационная игра

Расширение арсенала форм взаимодействия с ребенком

Совместный детско-родительский тренинг;

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.

Работа с детьми

Событие

Виды работ

Возможные формы

Формирование когнитивного компонента ценностных ориентаций, связанных с семьей

Формирование и расширение знаний дошкольников о семейных ценностях, нормах семейного поведения

Беседа;

Дидактические игры;

Имитационные игры;

Ролевая игра

Формирование базовых понятий «семья», «любовь», «добро», «близкие», «родственники» и т.д.

Беседа;

Дидактические игры;

Имитационные игры

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между поступками и их результатами

Естественные ситуации, требующие нравственного выбора;

Беседа;

Дидактические игры;

Имитационные игры

Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации

Формирование эмотивного компонента ценностных ориентаций

Создание положительного образа семьи

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Драматизация;

Театрализация

Организация условий получения ребенком положительного переживания, связанного с семейным взаимодействием

Совместный детско-родительский тренинг;

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.

Создание условий для получения удовольствия, переживаемого ребенком при совершении правильного поступка и страдания из-за проступка

Естественные ситуации, требующие нравственного выбора;

Имитационные игры;

Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации

Создание условий для интериоризации положительного, эмоционально значимого образа семьи

Специальные игровые формы деятельности, в том числе с нравственным содержанием;

Ролевая игра;

Драматизации;

Театрализация

Продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование и др)

Формирование поведенческого компонента ценностных ориентаций

Формирование у дошкольника базовых потребностей в принадлежности к семье, общении, любви

Формирование внутренних регуляторов поведения на основе семейных ценностей

Создание условий для интериоризации разнообразных положительных образцов реагирования на разные ситуации в семье

Обеспечение условий для получения ребенком положительного опыта семейного взаимодействия, образцов поведения, взаимоотношения и деятельности

Совместный детско-родительский тренинг;

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.

Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации

Тематическое планирование

Сроки

Мероприятие

Форма проведения

Ценностные установки /

Ожидаемый результат

Сентябрь

Проведение тестов - рисунков:

«Моя семья».

Практическая работа/Рисунок

Получение информации:

о членах семьи,

об «атмосфере» в семье,

о взаимоотношениях в семье,

о статусе ребенка.

Родительское собрание.

Октябрь

Занятие

 «Я-человек. Мои права».

Беседа,

Презентация.

Формирование бережного отношения к семье.

Праздник осени.

Театрализованное представление

Формирование бережного и ответственного отношения к старшему поколению.

«Дары осени».

Конкурс лучших работ из овощей и фруктов

Создание благоприятных условий для формирования у младших школьников персональной системы ценностей семьи.

Ноябрь

«Семья»

Сочинение о своей семье.

Формирование уважительного отношения к родителям, любовь, чувство благодарности.

День Матери.

Творческая работа, стихотворение, открытка, подарок

Декабрь

Родительское собрание.

«Новый год»

Театрализованное представление

Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников персональной системы ценностей семьи.

Январь

Рождество

Конкурсная работа (поделки)

Формирование потребности в самореализации в разнообразных видах деятельности.

Февраль

«Масленица».

Театрализованное представление, фотовыставка

Формирование ценности семьи, ценности семейных отношений, взаимопомощь.

«Сильные, смелые, ловкие»

Соревнование.

Изготовление поделки для папы

Март

8 марта

Праздничное мероприятие, изготовление подарков для мам и бабушек.

Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.    

Подбор детской литературы для чтения с последующим обсуждением.

Путешествие в библиотеку

Формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Апрель

«День открытых дверей»

Родители в детском саду

Формирование потребности в самореализации в разнообразных видах деятельности.

Поддержка семейных традиций.

Май

День Победы «Помним тех, кто не  нами».

Составление презентация, рассказов

Формирование представления о нравственном долге младших перед старшими.

Родительское собрание

Формирование потребности в самореализации в разнообразных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....