Семинар - практикум для педагогов «Технология А.И.Савенкова «Маленький исследователь»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Семинар - практикум «Технология А.И.Савенкова
«Маленький исследователь»,
как эффективный метод реализации
системно-деятельностного подхода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум «Технология А.И.Савенкова
«Маленький исследователь»,
как эффективный метод реализации
системно-деятельностного подхода»
1.Введение
Инновация в системе образования сегодня основывается на внедрении в процесс обучения системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход становится основой, в том числе и дошкольного образования, регламентированного ФГОС.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность педагога ДОУ сегодня предполагает осознание целесообразности, необходимости и готовности при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной. Педагоги дошкольных учреждений успешно реализуют инновационные технологии, имеют высокие результаты по итогам диагностики познавательного развития ребёнка, однако формы работы остаются зачастую традиционными, направленными на формирование у детей знаний, умений и навыков через репродуктивный способ передачи знаний. Это означает, что назрела необходимость изменения и мировоззрения педагога, и привычных способов его работы.
Педагогу следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного дошкольного образования, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии. Одной из технологий реализующих системно-деятельностностный подход является педагогическая технология проведения исследовательской деятельности.
2. Исследовательская деятельность
Именно исследовательская деятельность создаёт условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.
К 3–5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать. В 5–6 лет дошкольник обращает к себе возникший вопрос или обнаруженное противоречие; так познавательная потребность начинает осознаваться ребёнком.
Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребёнка способности творчески осваивать окружающий мир.
Детское исследование отличается от проектного метода тем, что проект предполагает решение практической задачи с обязательным ощутимым продуктом, его презентацией, а исследование представляет собой путь бескорыстного поиска истины. Одно исследование может переходить в другое. Продукт исследовательской деятельности (анализ, обобщение, гипотезы, конструкция или её модель, рисунок, поделка, танец, сюжет и т.д.) презентуется по усмотрению самого исследователя.
Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.
Задачи исследовательской деятельности:
• Развитие познавательных мотивов и способностей.
• Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
• Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
• Формирование у дошкольников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
• Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.
Вся работа по исследовательской деятельности строится на следующих принципах:
• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;
• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;
• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;
• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Методы исследования:
- наблюдение;
- поисковая работа (из различных источников информации);
- экспериментирование.
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Какими могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
1. Фантастические
2. Эмпирические
3. Теоретические
3. Технология А.И. Савенкова «Маленький исследователь»
Большое внимание методу исследовательской деятельности уделил А.И. Савенков. Он рассматривает исследовательское поведение как творчество, а стремление и способность к исследовательскому поведению как некую универсальную характеристику творца. А.И. Савенков в разработке методики проведения исследований со старшими дошкольниками опирался на работы американского педагога Сандры Кэйплан. Предложенная С. Кэйплан методика рассчитана на работу с детьми 5–10 лет, построена на игровой основе и предполагает использование «исследовательского фартука»: этапы исследовательской работы отражались на карточках и помещались в кармашках фартука.
Обобщив богатый зарубежный и отечественный опыт организации исследовательской деятельности, А.И. Савенков в своих работах представил следующую методику проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста, состоящую из нескольких этапов:
1. ПОДГОТОВКА:
* Знакомство с карточками с символическими изображениями «методов исследования»:
- Подумать
- Спросить у взрослого
- Прочитать в книге
- Посмотреть видеофильм, поискать в интернете.
Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа.
* Выбор темы.
На таких же по размеру карточках можно заготовить картинки – «темы» будущих исследований, т.е. наклеить изображения животных, растений, зданий и др.
Главное что бы тема была:
– увлекательной и интересной для ребёнка;
– выполнимой, а её решение должно принести реальную пользу участникам исследования;
– оригинальной, с элементом неожиданности, необычности;
– такой, чтобы временной отрезок её исследования был допустим для детей дошкольного возраста.
2. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Освоение методов исследования: сбор материала, продумывание сущности, наблюдения, просмотр книг, поиск информации в Интернете, опрос других людей, эксперимент, обобщение материалов, подготовка сообщения.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к проведению исследования заключается в получении каждым ребёнком (или парой исследователей) «папки исследователя» с кармашками, на которых обозначены методы исследования, а также неограниченное количество листочков бумаги и ручка. Далее дети на основе плана, зафиксированного на кармашках папки, проводят самостоятельное исследование. Задача педагога – выполнять роль консультанта, помогать затрудняющимся.
4. СООБЩЕНИЯ ИЛИ ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
«Обучая других, обучаешься сам» - эта мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Содержательный материал защиты или исследования может выглядеть простым и примитивным; важно лишь то, что внешне простое дело формирует качества творческой личности.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, важно понимать, что качество выполненных творческих работ может быть довольно невысоким, но сама исследовательская деятельность обязательно будет эмоционально окрашенной, значимой для ребёнка.
Цель воспитателя в организации исследовательской деятельности – это создание поля, в котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу действий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно развивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объекты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутреннюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексию. Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию детей в различных видах деятельности.
4. Использование технологии «Маленький исследователь» в работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Слайд 1. Тема всей нашей исследовательской деятельности: «Удивительное рядом».
Объекты будущих исследований мы специально не подбираем, инициатива исходит от детей. Они умеют увидеть необычное, удивительное рядом с нами, на что взрослые порой не обращают внимания.
Поэтому выбор темы исследования, которое мы вам представим возник тоже спонтанно: дети заинтересовались, что это появилось на снегу. Провели нашу традиционную игру «Следопыты» (кратко об игре: игра направлена на формирование познавательного интереса к живой природе, наблюдательности; умения делать элементарные выводы. Суть в том, что дети находят что-то на земле и выясняют, как и откуда это могло сюда попасть ). Итак, в ходе игры мы выяснили, что эти объекты принес ветер с березы: рядом с ними лежали листья березы и чем ближе к березе, тем больше листьев и объектов было на снегу.
Слайд 2. Так появилась гипотеза, что на снегу лежат семена березы. Гипотезу мы решили проверить, проведя исследование «Семена на снегу». В группе семена рассмотрели под лупой и зарисовали. Одни были похожи на птичек, другие – на бабочек.
Опорой в поиске и предложении возможных вариантов решения у нас служат карточки по технологии Савенкова. Но предложенные карточки мы немного видоизменили, так как, на наш взгляд, в таком виде они более привлекательные и интересные, содержание же соответствует технологии Савенкова. Перед применением карточек мы с детьми рассмотрели и обсудили, что они могут обозначать. Итак, дети предложили наблюдать за березой, как она будет меняться; посмотреть в книгах и Интернете; спросить у родителей.
Слайд 3. И начался сбор материала. Изменений мы ждали долго. Дети каждую прогулку подходили к березе и внимательно рассматривали ее. Первые изменения произошли в марте, и мы начали их фиксировать.
Слайд 4. Дети делали зарисовки и вкладывали их каждый в свою «папку исследователя», а мы фотографировали и делали записи в «Дневнике воспитателя»).
Слайд 5. Большую роль в исследовании сыграли родители: подготовили интересные сообщения, активно отвечали дома на вопросы своих детей. А те, в свою очередь, на следующий день с удовольствием рассказывали новую информацию в группе.
Слайд 6. Следующий этап нашего исследования: экспериментирование.
4 июня сережки на березе стали коричневыми и совсем сухими, в ладони рассыпались на горошинки. Дети обратили внимание, что на снегу мы видели не такие семена. Арина предложила попробовать посадить их, так мы узнаем семена ли это. Интересно отметить, что детям все хочется проверить самим.
Через 4 дня появился росток, и стало понятно, что мы посеяли не семена березы. Но решили посмотреть, что же вырастет. В августе мы в ходе обсуждений сделали вывод: что в майских сережках семян нет. У нас вырос сорняк: лист по форме не похож на березовый, и береза так быстро не растет.
Слайд 7. 9 июля дети обнаружили, что июньские сережки легко разваливаются на семена. И это уже не горошинки, а другие – похожие на бабочек и птичек. Рассмотрев их под лупой и сравнив со своими зарисовками, дети сделали вывод, что на снегу мы видели такие же семена. Это семена березы. Осталось выяснить: семена ли это? Дети предложили посадить отдельно «бабочек» и «птичек».
Слайд 8. Пока мы рассматривали семена, у детей возникли вопросы:
Почему у березы так много семян?
Почему семена такие легкие? На вопросы ответили сами дети, сообщив интересные факты.
Тимофей сообщил, что плод березы - маленький орешек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5000 семян. Легко разносятся ветром. Семена березы способны пролетать до 1,5 км.
Слайд 9. Алиса рассказала, что семена березы сыплются, как дождь, и очень многие из них попадают на хорошую почву. Но берез появляется не так много. Много семян березы гибнет: в лесу щеглята, чижики и тетерева, а в городе синицы и снегири прилетают клевать березовые семечки; молодые корешки еще не глубоко сидят в земле и легко пропадают от засухи или заглушаются разными сорняками.
Слайд 10. Аня сообщила, что семена березы очень легкие, и ветер легко переносит их. Поэтому береза часто растет на стенах, крышах городских заброшенных домов. Дереву, проросшему из семечка, требуется всего 15 лет, чтобы разрушить кирпичную стену.
Слайд 11. Итак, следующий опыт: мы посадили отдельно «бабочек» и «птичек».
Слайд 12. 25 июля в стаканчике с семенами «бабочками» появились два маленьких ростка, размером со спичечную головку. В другом стаканчике – никаких изменений. 27 июля у каждого ростка наметился еще один листок. 30 июля – появился третий росток.
Слайд 13. 17 августа. В стаканчике с «семенами-птичками» ничего не изменилось, а другом наши ростки оказалась березками. И дети сделали вывод, что на снегу действительно были семена березы.
Слайд 14. В ходе наблюдений и экспериментирования дети выступали с сообщениями, подготовленными дома с родителями. Рассказывали о ходе исследования тем ребятам, которые пропустили что новое из-за отсутствия в детском саду. Инициатива проведения таких научных конференций шла от детей. И они с удовольствием делились своим первым научным опытом
- на основе продуктивной деятельности,
- на основе зарисовок,
- после изготовления гербария.
Подводя итог этому исследованию и надеясь на будущие исследования мы планируем выпуск журнала «Удивительное рядом». Первый выпуск будет называться «Семена на снегу». Журнал будет состоять из зарисовок детей, фотографий, интересных заметок.
Хочется отметить, что исследовательская деятельность раскрепощает детей. Мы заметили, что ребята, которые раньше стеснялись отвечать во время образовательной деятельности, теперь проявляют инициативу, выступают перед детьми. И самое главное повысилась познавательная активность детей.
5. Практическая часть: блиц – опрос «Вопрос – ответ»
1. Что такое "проблема"?
(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.)
2. Как увидеть и сформулировать проблему?
(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.)
3. Что такое "гипотеза"?
(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.)
4. Как оценить гипотезу или идею ребенка?
(Лучший способ - проверить ее в ходе исследования)
5. Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.)
6. Как провести эксперимент?
(Можно провести мысленный эксперимент - спросить ребенка: "Что можно сделать из листа бумаги?", "Какой вид транспорта самый быстрый?". А можно провести опыт с реальными предметами - определить плавучесть предметов, свойства воздуха, как исчезает вода и т. д.)
7. Какие этапы исследования вы знаете?
(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.)
8. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками? (Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов "Охрана прав и достоинств маленького ребенка"
1 часть семинара (теоретическая): Международные документы и документы РФ о защите прав ребенка; о жестоком обращении с детьми; право на защиту и помощь.2 часть (практическая): викторины; игры; разгады...
Семинар–практикум для педагогов «Технологии по здоровьесбережению в детском саду»
Но детский сад - не лечебное учреждение....
Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"
Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17016640","attributes":{"alt":"","class":"me...
Семинар-практикум для педагогов "Технология составления творческих текстов по картине"
Материал оформлен в виде технологических карт, в которых представлена система работы с детьми по развитию связной речи с опорой на картину. В качестве методов обучения использована адаптированная к ра...
Семинар - практикум для педагогов «Технология проектирования развивающего занятия с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал п...
Семинар Практикум для педагогов «Технология ТРИЗ, как средство развития инициативы и творчества в игровой деятельности»
laquo;Технология ТРИЗ, как средство развития инициативы и творчества в игровой деятельности»...