Рабочая программа по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Елена Викторовна

Программа разработана на основе программы Дегтевой В.Н. "Волшебный квадрат" и методических разработок Ддавыдовой Г.Н.. Предназначена для работы с детьми 5-7 лет. По своему содержанию имеет художественно-эстетическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №423 комбинированного вида

«Золотой ключик»

Рабочая программа

 по развитию мелкой моторики

у детей дошкольного возраста  с ОНР

«Детские ладошки»

                                                                                 

                                                                        воспитатель I категории

                                                                                  МКДОУ «Детский сад №423»

                                                                        комбинированного вида

                                                                              Борисова Елена Викторовна

г. Новосибирск, 2014

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Содержание рабочей программы «Детские ладошки» по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

По своему содержанию Программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана  на основе методических разработок  Давыдовой Г. Н., программы Дегтевой В.Н. «Волшебный квадрат».

Программа «Детские ладошки» предназначена для работы с дошкольниками 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.

У детей с ОНР, как правило, кроме речи, нарушены психические процессы, общая и мелкая моторика. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для формирования речи.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. В.М. Бехтерев писал, что движения руки  тесно связаны с речью и её развитием. В.А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот).

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики  пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма.

Обучение детей изготовлению поделок в  технике пластилинографии и  оригами непосредственно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук, а значит, и на речевое развитие и приводит к качественным изменениям в преодолении трудностей развития ребёнка в комплексе с другими приёмами воздействия.

Принципы и подходы к формированию Программы

 Программа «Детские ладошки»:

  • строится с учётом принципа доступности – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы
  • построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей
  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
  • строится с учетом преемственности между возрастными дошкольными группами.

Цели и задачи реализации Программы

Ведущая цель Программы - развитие мелкой моторики рук, координации движений и творчества детей старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры, упражнения и продуктивную деятельность.

Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

Для достижения цели Программы решаются следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. формировать практические  умения и навыки в процессе работы с разными инструментами и материалами
  2. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ

Коррекционно-развивающие:

1. совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий

2. стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательного, зрительного, слухового)

3. стимулировать речевую активность детей

4. развивать  познавательные процессы: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память

5. Развивать творческую активность, фантазию

Коррекционно-воспитательные:

  1. способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей

2. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)

3. совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительные особенности Программы

• обучение  проводится  с детьми с общим недоразвитием речи с пятилетнего возраста;

  • образовательная деятельность  направлена на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики;
  • весь подобранный материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт;

 • сенсорное развитие занимает одно из важных мест в работе с детьми, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Формы и режим занятий

  • Рабочая программа «Детские ладошки» рассчитана на 2 года обучения, 1 занятие в неделю.
  • Форма занятий - подгрупповая
  • Количество детей в группе  8-10 человек.
  • Продолжительность занятия в старшей группе 20 - 25 мин., в подготовительной - 30 мин.

Планируемые результаты освоения Программы

К концу первого года:

  • знать некоторые виды бумаги;
  • знать свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • уметь складывать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «дверь», «книжка», «блин», «воздушный змей»
  • уметь выполнить изделие, следя за показом и слушая устные пояснения, выполнить несложное изделие по пооперационной карте
  • освоить некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • знать несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками

К концу второго года:

  • знать виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • знать свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • уметь складывать базовые формы: «двойной квадрат», «двойной треугольник»
  • уметь выполнить более сложное изделие по пооперационной карте;
  • пользоваться ножницами, стеком;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать поделку, сочетая несколько приемов лепки;
  • задумывать самостоятельно сюжет небольшой композиции;
  • показывать спектакли, настольные театры, составлять и драматизировать сказки, используя свои поделки.

Формы подведения итогов реализации  программы

•  Составление альбома лучших работ каждого воспитанника.

•  Проведение выставок детских работ.

•  Участие в выставках.

Взаимодействие с семьями воспитанников

В рамках реализации программы дополнительного образования «Детские ладошки» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Направленность Программы

Рабочая программа  «Детские ладошки» является комплексной, включает в себя следующие разделы:

  • Пальчиковый игротренинг
  • Пластилинка
  • Волшебный квадрат

В разделе «Пальчиковая игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с  предметами.  Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики  на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  

С целью общего укрепления организма, развития мелкой моторики использую различные приёмы Су – Джок терапии: массаж специальным шариком, эластичным кольцом, игры с шариком су-джок, использование массажёров при выполнении физкультминуток.

В разделе «Пластилинка» дети учатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. Дошкольники осваивают основные приемы применения  пластилина в картинках (шариковый,  жгутиковый,  капельный), простейшие действия с пластилином – раскатывание,  сплющивание,  вытягивание, размазывание. В процессе деятельности у детей формируются умения обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.  Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.  Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

В разделе «Волшебный квадрат» представлен такой вид художественного труда, как  оригами. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, базовыми формами оригами, приемами складывания бумаги, изготавливают поделки и иллюстрации к сказкам в технике оригами.

Изготовив маски сказочных персонажей, дети участвуют в драматизации сказок. Другой вид театра оригами – театр игрушек – настольный театр. Дети разыгрывают знакомые им сказки.

Это способствует развитию мелкой моторики, воображения, речи, а также тренирует произвольное внимание и пространственные представления детей.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое оснащение, оборудование

• Альбом 40 листов

• Цветная бумага

• Ножницы

• Клей ПВА, кисть для клея и клей-карандаш

• Фломастеры, карандаши цветные 6 цветов

• картон с контурным рисунком;

• набор пластилина;

• салфетка для рук;

• стеки;

• бросовый и природный материалы.

Информационное обеспечение Программы

Список литературы

  1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  3. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
  5.   Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
  6.   Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

- Издательство" АСТ ",2002

7. Светлов А.Н. «Игрушки из бумаги» М. 1990 г.

  1.  Щеглова А.В. «Оригами для начинающих», Ростов-на-Дону, 2009г.

9. Соколова С. «Оригами: с нами не соскучишься», М., 1999г.

10. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, 2005г.

11. Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., 2008г.

12. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги», М., 1992г.

13. Щеглова О. «Оригами для всех», М., 2008г.

Принята на педагогическом совете

протокол от__31.08.2017 г.    № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей средней группы

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли»В. А. СухомлинскийДанная методическая раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Рабочая программа по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Соответствует тематическому планированию, включает описание игр....

Рабочая программа по развитию мелкой моторики руки "Пластилиновая страна"

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.  Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пл...

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки» Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки»  Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет...