РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_origami.docx | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Ёлочка»
комбинированного вида города Белово»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»
Белово 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем,
Снова складывать начнем.
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали игр. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на речевое развитие. Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много: это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями необыкновенного квадратика бумаги.
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Бумага - доступный для ребенка универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Актуальность работы в том, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Работа с бумагой, в частности способом оригами, способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности, совершенствуются точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением о ДОУ (2008), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПИН, Уставом ДОУ, образовательной программой, реализуемой в ДОУ.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь:
- работать с бумагой;
- освоить различные технологические приёмы и способы работы в стиле оригами.
Итог образовательной программы:
- изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания (увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников);
- изготовление игрушек-самоделок (они имеют большие педагогические возможности, развивают фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь, формируют умение детей общаться друг с другом; кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитии).
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук посредством техники оригами.
Задачи:
- познакомить детей с техникой оригами;
- научить детей элементарным способам и приёмам работы с бумагой в технике оригами;
- развивать у детей логическое мышление и пространственное воображение, творческие способности, память, мелкую моторику рук, фантазию;
- развивать коммуникативные навыки.
Программное содержание
Сентябрь
1неделя. Каникулы
2 неделя. Тема:
«Бумажные фантазии»
1. Заинтересовать детей работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью;
2. Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры;
3. Научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата;
4. Укреплять мелкие мышцы рук;
5. Воспитывать аккуратность.
Оборудование:
Два листа бумаги (20х20, набор геометрических фигур разного цвета и размера.
3 неделя. Тема:
«Знакомимся со свойствами бумаги»
1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;
2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.
Оборудование:
Набор различных видов бумаги.
4 неделя. Тема:
«Необычная отгадка»
1. Учить изготовлять интересные поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали;
2. Поощрять творческую инициативу детей;
3. Прививать любовь к чтению русских народных сказок;
4. Развивать глазомер;
Оборудование:
Бумажные квадраты (10х10) разного цвета, ножницы, клей-карандаш, картинки с отгадками и фигурки, выполненные в технике оригами.
Октябрь
1 неделя. Тема:
«Бабочка»
1. Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры;
2. Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники;
3. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали;
4. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки;
5. Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией;
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность;
7. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Два бумажных квадрата белого цвета (8х8) два бумажных квадрата зелёного и любого другого цвета (10х10, заготовки усиков, глаз; ножницы, клей, образцы бабочек.
2 – 3 неделя. Тема:
«Грибная полянка»
1. Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами;
2. Познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием;
3. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата;
4. Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: Декорация «полянка», крупные готовые поделки в технике оригами, детям бумажные квадраты разных цветов (10х10, готовые детали цветов, клей-карандаш.
4 неделя. Тема:
«Аквариум»
1. Учить изготовлять коллективную работу;
2. Поощрять творческую инициативу детей;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Развивать глазомер;
5. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Аппликация «Аквариум», для каждого ребёнка бумажные квадратики(10х10) разного цвета, клей.
Ноябрь
1 неделя. Тема:
«Мой дом – моя крепость»
1. Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
2. Закреплять умение следовать инструкции воспитателя;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Воспитывать аккуратность.
Оборудование:
Бумажные квадраты (10х10) разных цветов, прямоугольники (12х4) светлого и тёмного цвета.
2 – 3 неделя. Тема:
«Любимые питомцы»
Изготовление фигурки кошки и собаки
1. Развивать внимание;
2. Вызвать у детей радостное настроение;
3. Научить превращать одну игрушку в другую;
4. Воспитывать аккуратность;
5. Развивать глазомер;
6. Укреплять мелкие мышцы рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки.
Оборудование:
Бумажные квадраты (10х10) разных цветов, клей, образцы фигурок.
4 неделя. Тема:
«Зайчик»
1. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы;
2. Закрепить умение следовать инструкции педагога;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Декабрь
1 неделя. Тема:
«Ожившая сказка»
1. Создать у детей хорошее настроение;
2. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы;
3. Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности;
4. Учить детей доброте, вежливости, аккуратности;
5. Развивать мышление, сообразительность;
6. Воспитывать у детей усидчивость.
Оборудование:
Бумажные Ширма, декорации, крупные поделки, выполненные в технике оригами (бабочка, кошка, собака, рыбки, зайцы).
2 неделя. Тема:
«Ёлочка»
1.Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника;
2. Продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, следуя объяснениям воспитателя;
3. Продолжать знакомить с историей искусства оригами;
4. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Готовая поделка «Ёлочка»; три бумажных квадрата (15х15, 12х12, 9х9) зелёного цвета, клей-карандаш.
3 неделя. Тема:
«Снеговик»
1. Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами;
2. Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, заинтересовать детей изготовлением новогодней открытки;
3. Совершенствовать навыки работы с ножницами;
4. Воспитывать самостоятельность, усидчивость;
5. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Образец поделки «Дед Мороз», на каждого ребёнка по одному бумажному квадрату (6х6) и по два квадрата (2х2, по одному квадрату (8х8 и 10х10, один квадрат синего цвета и один оранжевого цвета (3х3 и 4х4, картон, набор цветной бумаги, ножницы и клей-карандаш.
4 неделя. Тема:
«Новогоднее панно»
1. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами;
2. Помогать друг другу добиваться желаемого результата;
3. Показать преимущества коллективной работы;
4. Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим;
5. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Январь
1 -2 неделя. Каникулы
3 неделя. Тема:
«Волшебный лес»
1. Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами;
2. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
4 неделя. Тема:
«Новогоднее панно»
1. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами;
2. Помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;
3. Развивать конструктивное творчество, воображение;
4. Воспитывать умение работать в коллективе;
5. Воспитывать аккуратность, усидчивость;
6. Развивать мелкую моторику рук;
7. Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.
Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Февраль
1 неделя. Тема:
« Звезда»
1. Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей;
2. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему;
3. Учить четко выполнять инструкцию педагога;
4. Развивать объяснительную речь.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
2 неделя. Тема:
«Автомобиль»
1.Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту;
2. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами;
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность;
4. Совершенствовать объяснительную речь;
5. Развивать глазомер.
Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
3 неделя. Тема:
«Двухтрубный корабль»
1. Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в стиле оригами;
2. Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик»;
3. Учить использовать готовые поделки в игре;
4. Развивать творческие способности детей.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
4 неделя. Тема:
«Скоро день защитников Отечества»
1. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей
Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное;
2. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами;
3. Закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем;
4. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Март
1 неделя. Тема:
«Цветы»
1. Учить детей изготовлению цветов в стиле оригами;
2. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата;
3. Улучшать способность следовать устным инструкциям;
4. Развивать творческое воображение; фантазию;
5. Воспитывать аккуратность, терпение.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
2 неделя. Тема:
« Панно «хризантемы»
1. Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами;
2. Развивать способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания;
3. Совершенствовать речь;
4. Продолжать учить работать в коллективе;
5. Закрепить умение пользоваться ножницами;
6. Развивать творческие способности.
Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
3 неделя. Тема:
« Мамин праздник»
1. Учить проявлять заботу о мамах, бабушках;
2. Познакомить дошкольников с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами;
3. Закрепить умение детей мастерить фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты и схемы;
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость;
5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук;
6. Продолжать знакомить с японской культурой.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
4 неделя. Тема:
« Солнышко»
1. Продолжать учить мастерить из бумажного квадрата поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги;
2. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение;
3. Расширять коммуникативные способности.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Апрель
1 неделя. Тема:
«Волшебные превращения бумажного квадрата»
1. Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую;
2. Закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую;
3. Развивать фантазию и конструктивное воображение;
4. Формировать речевое дыхание.
Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
2 неделя. Тема:
« День космонавтики»
1. Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»;
2. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами;
3. Закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем;
4. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук;
5. Воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
3 неделя. Тема:
« Истребитель»
1. Учить детей изготовлению поделок в стиле оригами;
2. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата;
3. Развивать творческие способности детей;
4. Учить использовать готовые поделки в игре;
5. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
4 неделя. Тема:
«Экскурсия в зоопарк»
1. Учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали;
2. Закреплять умение работать по схеме;
3. Развивать воображение, аккуратность;
4. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Май
1неделя. Каникулы
2 неделя. Тема:
«Ромашковое поле»
1. Вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность;
2. Учить изготовлению цветов в стиле оригами;
3. Развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения;
4. Расширять социальный опыт и обогащать словарь;
5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
3 неделя. Тема:
« Бабочки – красавицы»
1. Продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами;
2. Упражнять в свободном выборе цвета;
3. Закреплять умение работать по схеме;
4. Развивать воображение, аккуратность;
5. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
4 неделя. Итоговое занятие
Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Список литературы
- С.Ю. Афонькина и Е.Ю.Афонькина « Уроки оригами в школе и дома»
Москва. «Аким» ,1996г.
- И. А. Коротеев «Оригами для малышей»
Москва. « Просвещение» АО «Учебная литература», 1996г.
- С.И.Мусиенко, Г.В. Бутылкина «Оригами в детском саду»
Москва. «Школьная Пресса», 2005г.
- Е. Черенкова «Оригами для малышей»
Москва. Рипол классик ДОМ 21век, 2006г.
- И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры»
Торговый центр Сфера. Москва, 2001г.
- Сунбоук Смит «Волшебный мир оригами»
Книжный клуб семейного досуга. Харьков, 2007г.
- Т. Сержантова «366 моделей оригами»
Москва. Айрис пресс, 2003г.
- С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова «Оригами и аппликация»
Кристалл. Санкт-Петербург, 2001г.
- Е.М.Иванова «Оригами: живые фигурки из бумаги; новые оригинальные модели, разработанные ведущими японскими мастерами»
Москва. ООО «Издательство «Астрель», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей средней группы
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли»В. А. СухомлинскийДанная методическая раз...
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...
Развитие мелкой пальцевой моторики у детей с нарушениями речи
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка....
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умелые пальчики»
В помощь педагогу....
Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки» Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет
Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки» Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет...
Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»
Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, ниж...